Решение по делу № 2-289/2021 от 24.02.2021

                                                                         Дело № 2-289/2021

10RS0017-01-2021-000277-40

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 октября 2021 г.                                                                            г.Сортавала

    Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

    председательствующего судьи Буш В.Е.

    при секретаре Мелентьевой Е.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терехова И.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о квартире и внести сведения о площади квартиры, по исковому заявлению Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к Терехова И.В. об обязании привести комнаты в квартире в первоначальное состояние,

    установил:

    Терехов И.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Республике Карелия по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежат комнаты №<Номер обезличен> в квартире <Номер обезличен> на втором этаже дома <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>. Указанные комнаты составляют <Номер обезличен> этаж дома. Площадь комнат №<Номер обезличен> составляет <Номер обезличен> кв.м, комнаты <Номер обезличен><Номер обезличен> кв.м, комнаты <Номер обезличен><Номер обезличен> кв.м, комнаты <Номер обезличен><Номер обезличен> кв.м. На заявление Терехова И.Ю. о постановке на кадастровый учет ранее учтенного объекта (квартиры <Номер обезличен> собственником комнат в которой он является) Управление Росреестра по Республике Карелия сообщило, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о квартире <Номер обезличен>, площадью <Номер обезличен> кв.м, которые были внесены на основании технического паспорта от <Дата обезличена> Согласно поэтажному плану технического паспорта квартирой <Номер обезличен> является помещение <Номер обезличен> (площадью <Номер обезличен> кв.м) и кладовая (площадью <Номер обезличен> кв.м), доступ к которой имеется из помещения <Номер обезличен>. Данные в паспорте указаны по состоянию на <Дата обезличена>. На указанном поэтажном плане имеются квартиры №<Номер обезличен> Между тем, <Номер обезличен> этаж дома представляет собой квартиру <Номер обезличен> состоящую из <Номер обезличен> комнат. На момент приватизации первой из пяти комнат не существовало самостоятельных объектов (квартир №<Номер обезличен> и квартиры <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м), однако сведения о таких объектах содержатся в ЕГРН, что является препятствием для реализации истцом права собственности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Терехов И.Ю. просил возложить на Управление Росреестра по Республике Карелия обязанность исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об основных характеристиках объектов недвижимости в отношении квартиры <Номер обезличен> (площадью <Номер обезличен> кв.м, кадастровый <Номер обезличен>), квартиры <Номер обезличен>площадью <Номер обезличен> кв.м, кадастровый <Номер обезличен>), квартиры <Номер обезличен> (площадью <Номер обезличен> кв.м, кадастровый <Номер обезличен>), квартиры <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, кадастровый <Номер обезличен>), квартиры <Номер обезличен> (площадью <Номер обезличен> кв.м, кадастровый <Номер обезличен>), а также возложить на Управление Росреестра по Республике Карелия обязанность включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении квартиры <Номер обезличен> (площадью <Номер обезличен> кв.м, кадастровый <Номер обезличен>).

    Впоследствии Терехов И.Ю. изменил предмет заявленных требований. Указал, что после проведенной перепланировки и переоборудования квартира <Номер обезличен> занимает полностью второй этаж дома, ее фактическая площадь составляет <Номер обезличен> кв.м. Истец просил обязать Управление Росреестра по Республике Карелия восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о квартире <Номер обезличен> с кадастровым <Номер обезличен> и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о площади данной квартиры <Номер обезличен> кв.м.

    Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору обратился в суд с иском к Терехову И.Ю. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки в адрес Терехова И.Ю. вынесено предписание о приведении квартиры в первоначальное состояние. От исполнения данного предписания Терехов И.Ю. уклоняется, корреспонденцию не получает. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся по согласованию с органом местного самоуправления с согласия собственников помещений многоквартирного дома. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору просил возложить на Терехова И.Ю. обязанность привести комнаты коммунальной квартиры многоквартирного дома в первоначальное состояние в соответствии с выданным предписанием (согласно техническому плану и разрешению на переустройство) в установленный предписанием срок.

    Определением суда от <Дата обезличена> гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

    В судебном заседании Терехов И.Ю. и его представитель Полищук О.В. поддержали заявленные Тереховым И.Ю. требования, иск Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору не признали, представили письменные возражения.

    Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Хавкалюк Р.В. и Хавхалюк Л.О., также представляющая интересы НУС <Данные изъяты> и их представитель Руденко С.Ю. поддержали иск Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору. Требования Терехова И.Ю. полагали незаконными. Пояснили, что общая площадь приобретенных Тереховым И.Ю. составляет <Номер обезличен> кв.м. Документов, подтверждающих приобретение Тереховым И.Ю. каких-либо иных помещений в доме, не представлено. Кроме помещений, находящихся в собственности Терехова И.Ю., на втором этаже дома находятся помещения, относящиеся к общедомовому имуществу (холл и помещение, в котором расположена лестница на чердак). Основания для постановки квартиры <Номер обезличен> на кадастровый учет и внесения изменений в ЕГРН не имеется. В случае удовлетворения иска Терехова И.Ю. помещения, являющиеся общедомовым имуществом, войдут в состав квартиры <Номер обезличен> наряду с помещениями, принадлежащими Терехову И.Ю. Площадь квартиры увеличится за счет общего имущества. Второй этаж не является структурно обособленным, все помещения второго этажа в совокупности не являются отдельной квартирой. Проведенные Тереховым И.Ю. строительные работы являются незаконными, перепланировка – самовольной. Требования Терехова И.Ю. направлены на незаконное завладение не принадлежащими ему помещениями и формальное узаконивание самовольной перепланировки.

    Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Корехина А.С. поддержала позицию, изложенную в письменных объяснениях Управления.

    Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о рассмотрении дела.

    Управление Росреестра по Республике Карелия иск Терехова И.Ю. не признало, указало, что не является надлежащим ответчиком. Если истец полагает, что в техническом паспорте допущена реестровая ошибка, ему следует изменить исковые требования и заявлять требования к ГУП РК РГЦ «Недвижимость» об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. Истцом не обоснованы основания для изменения площади квартиры <Номер обезличен> с <Номер обезличен> кв.м на <Номер обезличен> кв.м. Общая площадь комнат в квартире, принадлежащих истцу, составляет <Номер обезличен> кв.м. Восстановление в ЕГРН дублирующих сведений об объектах недвижимого имущества невозможно. Просило отказать в удовлетворении иска Терехова И.Ю.

    Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия в письменных объяснения указало, что в жилом <Адрес обезличен> расположены <Номер обезличен> объектов недвижимости – помещений, в том числе квартира <Номер обезличен> с кадастровым <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартира <Номер обезличен> с кадастровым <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартира <Номер обезличен> с кадастровым <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартира <Номер обезличен> с кадастровым <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> Сведения о данных помещениях, а также о помещениях с кадастровыми <Номер обезличен> и <Номер обезличен> внесены на основании технического паспорта на дом. При внесении сведений об указанных объектах специалистами органа регистрации прав ошибок допущено не было. В отношении принадлежащих Терехову И.Ю. комнат в ЕГРН содержатся записи об ограничении прав и обременениях (охранное обязательство собственника объекта культурного наследия).

    ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в письменных объяснения указало, что <Дата обезличена> на основании заявления, поступившего от домоуправления исполкома Сортавальского горсовета, была проведена первичная инвентаризация многоквартирного дома. <Дата обезличена> было проведено обследование, на основании которого внесены изменения в технический паспорт. Жилой дом состоит из <Номер обезличен> жилых помещений. Исходя из имеющихся сведений можно сделать вывод о двойном учете жилых помещений: комнаты <Номер обезличен> в техническом паспорте обозначены под номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> комната <Номер обезличен> – как жилое помещение <Номер обезличен>, нежилое помещение <Номер обезличен> (коридор) и нежилое помещение <Номер обезличен> (кухня), комната <Номер обезличен> – как жилое помещение <Номер обезличен> комната <Номер обезличен> – как жилое помещение <Номер обезличен> Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

    Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия в письменных объяснения указало, что дом <Адрес обезличен> является выявленным объектом культурного наследия (дом жилой кон.<Номер обезличен>-нач.<Номер обезличен> вв.). Тереховым И.Ю. проводятся ремонтные работы, в том числе и работы по перепланировке помещений второго этажа. Указанные работы являются работами по сохранению объекта культурного наследия и должны проводиться на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных Управлением. Заявление о выдаче разрешения на проведение работ от Терехова И.Ю. не поступало. Управлением неоднократно направлялись извещения о посещении и обследовании жилых помещений.

    Министерство культуры Республики Карелия в письменных объяснения указало, что не является органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия.

    Администрация Сортавальского городского поселения письменных объяснений по существу заявленных требований не представила.

    Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и пояснения эксперта, осмотрев в ходе выездного судебного заседания второй этаж жилого дома, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    По делу установлено, что в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о жилых помещениях (комнатах) на втором этаже дома <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> комнатах <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м с кадастровым <Номер обезличен>; комнате <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м с кадастровым <Номер обезличен> комнате <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м с кадастровым <Номер обезличен>; комнате <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м с кадастровым <Номер обезличен> Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за Тереховым И.Ю. <Дата обезличена>

    В отношении каждого из указанных объектов ГУП РК РГЦ «Недвижимость» изготовлены технические паспорта (<Номер обезличен> на комнаты <Номер обезличен> – на комнату <Номер обезличен>, <Номер обезличен> – на комнату <Номер обезличен>, <Номер обезличен> – на комнату <Номер обезличен>). Согласно техническому паспорту на комнату <Номер обезличен> ее площадь <Номер обезличен> кв.м состоит из суммы площадей собственно комнаты под номером <Номер обезличен> кв.м), кухни, отображенной на плане под номером <Номер обезличен> кв.м), коридора, отображенного на плане под номером <Номер обезличен> кв.м), и туалета, отображенного на плане под номером <Номер обезличен> кв.м). В техническом паспорте на комнату <Номер обезличен> сделана отметка о том, что комната <Номер обезличен>, кухня <Номер обезличен> коридор <Номер обезличен>, туалет <Номер обезличен> передаются в собственность.

    Из копий реестровых дел на жилые помещения усматривается следующее.

    Комнаты <Номер обезличен> были переданы в общую долевую собственность Л и Л по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от <Дата обезличена> По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комнаты приобретены в собственность Р По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комната приобретена Тереховым И.Ю.

    Комната <Номер обезличен> была передана в собственность С по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от <Дата обезличена> По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комната отчуждена Б По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комната приобретена в собственность К На основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> собственником комнаты стала Г По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комната приобретена Тереховым И.Ю.

    Комната <Номер обезличен> была передана в общую долевую собственность Б и Б по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от <Дата обезличена> По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комната приобретена в собственность Л По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комната отчуждена Г На основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> комната приобретена Тереховым И.Ю.

    Комната <Номер обезличен> на основании Закона Республики Карелия от 21.03.2008 № 1178-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сортавальского муниципального района» находилась в муниципальной собственности Сортавальского городского поселения, по договору от <Дата обезличена> передана в собственность в порядке приватизации К и К По договору купли-продажи от <Дата обезличена> комната отчуждена Г На основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> комната приобретена Тереховым И.Ю.

    За регистрацией права на помещения с кадастровыми номерами <Номер обезличен> (квартиры №<Номер обезличен>) никто не обращался, регистрационные дела на них отсутствуют.

    Из дела технической инвентаризации домовладения <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> следует, что <Номер обезличен> жилой дом построен до <Дата обезличена> В доме <Номер обезличен> квартир общей площадью <Номер обезличен> кв.м. Площадь помещений второго этажа <Номер обезличен> кв.м, из которых основная – <Номер обезличен> кв.м, вспомогательная – <Номер обезличен> кв.м.

    <Дата обезличена> между К и Л заключено соглашение о разделе общего имущества коммунальной квартиры, по условиям которого за К закреплено помещение кухни площадью 11,7 кв.м и прихожая площадью <Номер обезличен> кв.м, за Л – ванная площадью <Номер обезличен> кв.м, тамбур площадью <Номер обезличен> кв.м.

    <Дата обезличена> муниципальным учреждением «Архитектура и градостроительство г.Сортавала» согласована перепланировка квартиры <Номер обезличен>, при которой не затрагиваются несущие конструкции и которая заключается в устройстве перегородки с дверным блоком в прихожей с целью образования туалетной комнаты, установке унитаза в туалетной комнате, закладке дверного проема между жилой комнатой и туалетной комнатой, устройстве дверного блока между прихожими, демонтаже части перегородки между кладовой и жилой комнатой с целью оборудования арки, устройстве дверного блока между жилыми комнатами, замене оконных блоков (деревянных на стекло-пластик) с сохранением расстекловки. <Дата обезличена> главой Сортавальского городского поселения принято решение о согласовании переустройства и перепланировки квартиры <Номер обезличен>. <Дата обезличена> муниципальным учреждением «Архитектура и градостроительство г.Сортавала» составлен акт законченной перепланировки жилой квартиры: в результате перепланировки образованы квартиры <Номер обезличен> (вспомогательные ванная комната <Номер обезличен> кв.м, тамбур <Номер обезличен> кв.м, санузел <Номер обезличен> кв.м) – в пользовании Л; комната <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м – в пользовании К; комната <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м – в пользовании Л; комната <Номер обезличен> (вспомогательные кухня <Номер обезличен> кв.м, тамбур <Номер обезличен> кв.м, кладовая <Номер обезличен> кв.м) площадью <Номер обезличен>. м – в пользовании К и К

    По запросу суда администрацией Сортавальского городского поселения представлены документы относительно указанной перепланировки, в том числе план второго этажа квартиры после перепланировки, на котором в числе прочего отмечено также общее имущество дома (помещения <Номер обезличен> на плане).

    На момент обращения Терехова И.Ю. в суд с иском в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о комнате <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, комнате <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, комнате <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, комнате <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартире <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартире <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартире <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартире <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, квартире <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м.

    <Дата обезличена> записям Единого государственного реестра недвижимости о помещениях с кадастровыми номерами <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) присвоен статус «архивные», объекты сняты с кадастрового учета.

    По сообщению Управления Росреестра по Республике Карелия помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) являлось дублем помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) являлось дублем помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен> помещения с кадастровыми номерами <Номер обезличен><Адрес обезличен>) и <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) являлись дублем помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) являлось дублем помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), состоящего из жилого помещения площадью <Номер обезличен> кв.м, нежилых помещений – кухня, коридор, туалет общей площадью <Номер обезличен> кв.м.

    Таким образом, Терехов И.Ю. является собственником комнат <Номер обезличен>, 2 с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, комнаты <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, комнаты <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, комнате <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>. Сведения о государственной регистрации права собственности, основных характеристиках комнат как объектов недвижимости внесены уполномоченным органом в Единый государственный реестр недвижимости.

    В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.

    Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 поименованного закона Единый государственный реестр недвижимости, состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), содержит основные сведения об объекте недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    На основании ч. 2 ст. 9 названного закона в реестр прав на недвижимость вносятся, помимо прочего, сведения о виде вещного права на объект недвижимости, сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости.

    Приведенные правоположения позволяют сделать вывод о том, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет уникальные характеристики (в том числе место нахождения, площадь, сведения о зарегистрированном праве), учет которых осуществляется в строго установленном законом порядке. Произвольное внесение сведений и исключение сведений из Единого государственного реестра недвижимости не допускается.

    Терехов И.Ю. просил восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о квартире <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о площади данной квартиры <Номер обезличен> кв.м.

    Между тем, указанному объекту недвижимости присвоен статус «архивный», объект снят с кадастрового учета.

    В соответствии с п. 12 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от <Дата обезличена><Номер обезличен>, в кадастре недвижимости статус «архивная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.

    До снятия с кадастрового учета квартира <Номер обезличен> не находилась в собственности Терехова И.Ю., прав на указанную квартиру он не приобретал.

Учитывая основные характеристики квартиры <Номер обезличен> кадастровым номером <Номер обезличен> суд соглашается с позицией Управления Росреестра по <Адрес обезличен> о дублировании сведениями об указанной квартире сведений о помещении с кадастровым номером <Номер обезличен> (<Адрес обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м.

Как следует из отзыва ГУП РК РГЦ «Недвижимость» дублирование заключается в том, что комната <Номер обезличен> представляет собой жилое помещение <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м, а также нежилые помещения <Номер обезличен> (коридор площадью <Номер обезличен> кв.м) и <Номер обезличен> (кухня площадью <Номер обезличен> кв.м). Суммарная площадь данных помещений составляет <Номер обезличен> кв.м, что соответствует площади комнаты <Номер обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Ввиду дублирования сведений помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> обоснованно было снято с кадастрового учета в связи с двойным учетом, оснований для понуждения Управления Росреестра по Республике Карелия к восстановлению сведений о данном помещении в Едином государственном реестре недвижимости суд не усматривает.

Как было указано выше, до снятия с учет площадь квартиры <Номер обезличен> составляла по сведениям Единого государственного реестра недвижимости <Номер обезличен> кв.м. При этом Тереховым И.Ю. заявлено требование о внесении сведений о площади квартиры <Номер обезличен> кв.м.

    В ходе рассмотрения дела определением суда от <Дата обезличена> по делу была назначена экспертиза, проведение которой суд поручил ООО «Нордгеострой». На разрешение эксперта с учетом предмета заявленных Тереховым И.Ю. требований был поставлен вопрос об определении пределов квартиры <Номер обезличен> и ее фактической площади.

    Согласно заключению эксперта от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на момент осмотра квартира <Номер обезличен> после проведенных работ по перепланировке и переоборудованию занимает полностью второй этаж жилого дома. Лестничная клетка, указанная на плане второго этажа, отсутствует. Частично выполнен демонтаж перегородок между помещениями площадью <Номер обезличен> кв.м и <Номер обезличен> кв.м. Выполнен демонтаж перегородки между помещениями площадью <Номер обезличен> кв.м и <Номер обезличен> кв.м, <Номер обезличен> кв.м и <Номер обезличен> кв.м, <Номер обезличен> кв.м и лестничной клеткой, <Номер обезличен> кв.м и <Номер обезличен> кв.м. Выполнен монтаж новых перегородок. Уменьшение площади помещений произошло за счет обшивки стен.

    В своем заключении эксперт отметила (стр. 8 заключения) красными линиями изменения планировки второго этажа.

    В ходе выездного судебного заседания также установлены изменения конфигурации помещений на втором этаже дома по сравнению с данными, внесенными в технические паспорта комнат.

    Сам Терехов И.Ю. пояснил в судебном заседании, что после проведенной перепланировки и переоборудования квартира <Номер обезличен> занимает полностью второй этаж дома, ее фактическая площадь составляет <Номер обезличен> кв.м.

    <Дата обезличена> Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору составлен акт осмотра, выдано предписание о необходимости восстановления помещения в первоначальное состояние и устранения следующих нарушений: восстановить перегородки между помещениями <Номер обезличен> и <Номер обезличен> устранить проем в стене между помещениями <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, восстановить проем в стене между помещениями <Номер обезличен> и <Номер обезличен> восстановить лестничный марш и выход в чердачное помещение, в помещении <Номер обезличен> (переоборудованном в жилое) восстановить ванную комнату, устранить проем в стене помещения 2 (вход в помещение санузла), восстановить вход в помещение санузла со стороны помещения <Номер обезличен> и демонтажа душевой в указанном помещении, привести помещение <Номер обезличен> (жилая комната, переоборудованная в помещение кухни) в первоначальное состояние путем демонтажа сантехнических, электрических приборов (раковины, электроплиты), демонтировать душевую кабину в помещении санузла <Номер обезличен> либо согласовать перепланировку, переоборудование в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.ст. 25, 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).

    Доказательств обращения за получением разрешений на перепланировку и переоборудование помещений второго этажа Терехов И.Ю. суду не представил. Легализация произведенных перепланировки и переоборудования помещений путем восстановления сведений о квартире в Едином государственном реестре недвижимости и внесения сведений о площади помещения, созданного в результате незаконных перепланировки и переоборудования, недопустима.

    Кроме того, суд приходит к выводу о том, что в результате проведенных перепланировки и переустройства ограничен доступ к части общего имущества в многоквартирном доме.

    Согласно плану квартиры после перепланировки, согласованной муниципальным учреждением «Архитектура и градостроительство г.Сортавала» <Дата обезличена>, на втором этаже дома имеется общее имущество, отображенное на плане номерами <Номер обезличен> (площадь <Номер обезличен> кв.м), <Номер обезличен> (площадь <Номер обезличен> кв.м) и <Номер обезличен> (<Номер обезличен> кв.м). Данная нумерация и отображения площади совпадает с данными, внесенными в технический паспорт комнаты <Номер обезличен>, в котором под номером <Номер обезличен> значится тамбур, под номером <Номер обезличен> – шкаф, под номером <Номер обезличен> – прихожая, через которую осуществляет доступ к ведущей на чердачное помещение лестничной клетке.

    Из реестровых дел следует, что указанные помещения в частную собственность граждан не передавались.

    В настоящее время свободный доступ в данные помещения, а также доступ в чердачное помещение отсутствует.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований.

На основании п. 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Данные требования соблюдены также не были, согласие собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и перепланировку получено не было.

Проведение Тереховым И.Ю. ремонтных работ на втором этаже жилого дома незаконно также в связи со следующим.

    Приказом Министерства культуры Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». В указанный Список включен жилой дом <Адрес обезличен> (п.25).

    В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

    Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

    В силу положений пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны собственник жилого помещения обязан не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, а также выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

    В силу п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора.

    Охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (п. 11 ст. 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

    На момент заключения Тереховым И.Ю. договоров с предыдущим собственником приобретенных им помещений были подписаны охранные обязательства. Во исполнение требований п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указанные охранные обязательства представлены в реестровые дела и являются неотъемлемой частью договоров купли-продажи комнат от <Дата обезличена> В условиях договоров купли-продажи содержится указание на особый правовой режим приобретенных Тереховым И.Ю. комнат.

    Согласно Предмету охраны (приложение 1 к охранному обязательству) здание представляет несомненный интерес как новый для города тип двухэтажного каменного дома в застройке начала ХХ века, осуществленный местным мастером в провинциальном варианте стиля неоклассицизма. Его конструктивные особенности характеризуются материалом, расположением, конструкцией в том числе внутренних кирпичных стен и перекрытий. Интерьер отличается месторасположением, конфигурацией, конструкцией и параметрами деревянных по тетивам лестниц, ведущей на чердак, и с поворотом на 90 градусов с забежными ступеньками, ведущей на второй этаж.

    В актах обследования объекта культурного наследия от <Дата обезличена> отмечено общее удовлетворительное состояние стен, приведено описание ведущей на чердак лестницы (деревянная по тетивам, отмечена стертость окраски ступеней в местах интенсивного движения, состояние удовлетворительное).

    При этом суд отмечает, что часть перегородок между комнатами снесена (в том числе частично), ведущая на чердак историческая лестница отсутствует (вместо нее установлен современная выдвижная лестница).

    Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

    В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

    В нарушение данной нормы закона разрешения на проведение ремонтных работ получено не было. Доказательств обратного суду не представлено.

    На основании п. 6 ст. 45 Федерального закона Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

    Доказательств того, что ведение ремонтных работ осуществлялось не собственными силами, а с привлечением лицензированного лица, Тереховым И.Ю. не представлено.

    По сообщению Управления по охране объектов культурного наследия по Республике Карелия с заявлениями о выдаче разрешений на проведение ремонтных работ в жилом доме Терехов И.Ю. не обращался.

    Неосведомленность Терехова И.Ю. об особом охранном режиме принадлежащих ему жилых помещений суд исключает, имея в виду внесение соответствующих сведений о характеристиках объекта культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости, указание на особый режим в договорах купли-продажи, обозначение в приложении <Номер обезличен> к охранным обязательствам обязанности собственника на получение разрешения Министерства культуры Республики Карелия (в настоящее время – Управления по охране объектов культурного наследия) на проведение работ и их проведение с привлечением лиц, имеющих соответствующую лицензию.

    Ответственность за организацию или проведение строительных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, предусмотрена ст. 7.14 КоАП РФ (наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей). На основании ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

    При таких обстоятельствах проведенные ремонтные работы и работы по перепланировке и переустройству помещений второго этажа, в результате которых фактически образовано единое помещение площадью <Номер обезличен> кв.м, нельзя признать законными.

    В этой связи суд отказывает Терехову И.Ю. в удовлетворении заявленного им иска.

    Разрешая иск Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к Терехову И.Ю. суд исходит из незаконности работ по перепланировке и переустройству помещений второго этажа дома.

    В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ в рамках государственного жилищного надзора осуществляется деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

    В соответствии с пп. 7 п. 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным на осуществление такого надзора.

    В соответствии с п. 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

    Такой иск заявлен в защиту интересов собственника помещения первого этажа дома Хавхалюка Р.В., направлявшего обращения в комитет по вопросу нарушения его прав.

    Вопреки доводам Терехова И.Ю. исковое заявление от имени комитета подписано представителем, полномочия которого подтверждаются имеющейся в материалах дела копией доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

    Изложенные в предписании указания на выявленные нарушения суд считает соответствующими фактическим обстоятельствам. Доказательств выполнения предписания Терехов И.Ю. суду не представил.

    Суд удовлетворяет иск Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору и на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ возлагает на Терехова И.Ю. обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести комнаты на втором этаже (имея в виду, что квартира <Номер обезличен> как объект недвижимости снята с кадастрового учета) жилого дома <Адрес обезличен> Республики Карелия в первоначальное состояние в соответствии с предписанием комитета от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Данный срок с учетом указания на допущенные нарушения актом комитета от <Дата обезличена>, ознакомления Терехова И.Ю. с данным актом и выдаче предписания в тот же день представляется разумным.

    При этом суд исходит из того, что в предписании указано также на возможность согласования работ по перепланировке и переустройству жилых помещений, однако такое согласование недопустимо в силу проведения перепланировки и переустройства с нарушением, в том числе, законодательства об охране объекта культурного наследия.

    Обязанность по исполнению предписания суд возлагает именно на Терехова И.Ю., поскольку в деле отсутствуют доказательства того, что незаконные работы по переустройству и перепланировке проводились предыдущими собственниками, что комнаты приобретались Тереховым И.Ю. в перепланированном состоянии. В силу положений ст.ст. 209, 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ именно собственник, которым в настоящее время и на момент вынесения предписания являлся Терехов И.Ю., несет обязанность по содержанию объекта недвижимости.

    На основании ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

    В силу ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с Терехова И.Ю. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору освобожден, в размере 300 руб.

    На основании ч. 3 ст. 144 ГПК РФ принятые определением судьи от <Дата обезличена> меры по обеспечению иска сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении иска Терехова И.В. отказать.

    Иск Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору удовлетворить.

    Возложить на Терехова И.В. обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести комнаты на втором этаже жилого дома <Адрес обезличен> в первоначальное состояние в соответствии с предписанием Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

    Взыскать с Терехова И.В. в доход бюджета Сортавальского муниципального района государственную пошлину 300 руб.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.

Судья                                                        В.Е.Буш

Мотивированное решение в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ

изготовлено <Дата обезличена>

2-289/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терехов Игорь Юрьевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Другие
Хавхалюк Роман Васильевич
Управление по охране объектов культурного наследия по Республике Карелия
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Администрация Сортавальского городского поселения
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия
НУС Советских космонавтов, 18
Хавхалюк Людмила Олеговна
Полищук Оксана Валерьевна
Министерство культуры Республики Карелия
ГУП РК РГЦ "Недвижимость"
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Буш Виктория Евгеньевна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2021Передача материалов судье
25.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Судебное заседание
19.08.2021Производство по делу возобновлено
20.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021Дело оформлено
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее