Дело № 12 – 520/2021
№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Рязань 14 октября 2021 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А., при секретаре судебного заседания Щеголихиной И.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Рязани – Маматовой Э.Р., действующей на основании удостоверения,
защитника Объедкова В.С., допущенного к участию в деле административным органом по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Смирнова Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу должностного лица – генерального директора АО «Рязанский радиозавод» Смирнова Юрия Леонидовича на постановление заместителя руководителя Рязанского УФАС России № от 12 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Рязанского УФАС России № от 12 июля 2021 года должностное лицо – генеральный директор АО «Рязанский радиозавод» Смирнов Ю.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В жалобе Смирнов Ю.Л. просит постановление отменить, а производство по делу прекратить по основаниям малозначительности административного правонарушения, освободив его от административной ответственности и ограничившись устным замечанием.
Суд, выслушав объяснения защитника, заключение прокурора, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просившего, доказательств уважительности причин неявки не представлявшего, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение на должностных лиц административного взыскания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Так, правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается, в том числе на законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»).
Статьей 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2014 года № 703 «О Федеральном казначействе» Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В силу положений п. 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в реестр контрактов включается, в том числе информация об исполнении контракта.
Соответствующая информация направляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты исполнения контракта (ч. 3 ст. 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Согласно ст. ст. 3, 15 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», под заказчиками государственного или муниципального контракта понимаются государственные или муниципальные заказчики, либо бюджетное учреждение, осуществляющее закупки за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями закона.
Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства России от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».
В соответствии со ст. 107 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административных функций руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Советского района г. Рязани была проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в результате которой установлено:
30 марта 2020 года АО «Рязанский радиозавод» (заказчик) с ООО «Бранд Инженеринг» (подрядчик) заключен контракт № с предметом – выполнение работ по техническому перевооружению сборочно-монтажного участка цеха 023 (здание литера Б, 3 этаж) по объекту: «Реконструкция и техническое перевооружение производства под выпуск многофункциональных комплексов и радиосредств 6-го поколения».
Исполнение контракта подтверждается актами выполненных работ №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 от 8 июля 2020 года.
В нарушение требований действующего законодательства заказчиком АО «Рязанский радиозавод» сведения об исполнении контракта представлены в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестров контрактов, 22 июля 2020 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Информация об исполнении контракта на выполнение контракта размещена в ЕИС с использованием электронно-цифровой подписи генерального директора АО «Рязанский радиозавод».
Смирнов Ю.Л. принял на себя выполнение трудовых обязанностей в должности генерального директора АО «Рязанский радиозавод» на основании трудового договора № 1 от 24 июня 2019 года, по условиям которого, в том числе взял на себя обязанность добросовестно и разумно исполнять свои функции в интересах общества, руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Смирнов Ю.Л., как генеральный директор АО «Рязанский радиозавод», то есть ответственное должностное лицо, допустил нарушение требований ч. 3 ст. 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в несвоевременном направлении информации об исполнении муниципального контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Соответствующие обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором Советского района г. Рязани дела об административном правонарушении, о чем издано постановление от 30 апреля 2021 года, и вынесения Рязанским УФАС России 12 июля 2021 года постановления о привлечении должностного лица – Смирнова Ю.Л. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Сам по себе факт несвоевременного размещения информации об исполнении контракта в Единой информационной системе заявителем жалобы не оспаривается.
Выводы о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, согласуются с правовой позицией, отраженной в письме Министерства Финансов России № от 5 июля 2021 года.
Датой совершения административного правонарушения является 16 июля 2021 года, а местом его совершения: г. Рязань, ул. Лермонтова, д. 11 (фактическое местонахождения общества).
Представленные материалы свидетельствуют о том, что административный орган при рассмотрении настоящего дела всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся доказательства, проверил их достоверность, допустимость и достаточность.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм материального и процессуального права, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые бы могли бы повлечь безусловную отмену обжалуемого акта, по делу не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Вопреки правовой позиции заявителя жалобы, оснований для прекращения в отношении него производства по делу в виду малозначительности правонарушения также не имеется.
Действительно, согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Однако, под малозначительным административным правонарушением понимается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Причем, оценка малозначительности деяния должна соотноситься не только с вредом, причиненным допущенным деянием (действием, бездействием), но и с угрозой причинения такого вреда личности, обществу или государству, а также с характером и степенью его общественной опасности.
Тем более, что ст. 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в рамках дела не выявлено.
Тем более, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, являются формальным, а объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, созданного в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции.
Таким образом, касаясь довода жалобы о малозначительности административного правонарушения, следует исходить из того, что нарушение порядка осуществления закупок, выразившегося в достаточно длительном не представлении в уполномоченный орган обязательной информации (сведений) об исполнении контракта, не может быть признано малозначительным ввиду существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений.
Соответствующие доводы были предметом обсуждения при вынесении обжалуемого постановления и обоснованно по приведенным в нем мотивам, отклонены, и основания не соглашаться с правильностью выводов административного органа отсутствуют.
При таком положении дела, законных оснований для удовлетворения жалобы учреждения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 12 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 7.31 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)