Решение по делу № 2-1081/2019 от 17.07.2019

Дело № 2-1081/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сальск        21.08.2019

Сальский городской суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Масловой Н.Г.,

с участием помощника Сальского городского прокурора,

при секретаре Димитровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Супрычеву АН, третьему лицу ИП Гореловой Галине Николаевне об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание.

УСТАНОВИЛ:

Сальский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Супрычеву АН, третьему лицу ИП Гореловой ИН об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание об обязании, указывая, что Сальской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области, в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено следующее.

По адресу: <адрес> в <адрес> расположено нежилое здание – магазин «Диана». Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество указанное нежилое здание принадлежит Супрычеву А.Н. Здание магазина является объектом социальной инфраструктуры и по его использованию, и по целевому назначению. В нарушение требований действующего законодательства вход в здание магазина не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в результате чего, доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры ограничен. Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. 7,18,19 и 45 Конституции Российской Федерации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Сальский городской прокурор просил обязать ответчика произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения - оборудовать вход в здание магазина «Диана», расположенного по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 30-ти дней со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании Сальский городской прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Супрычев А.Н., третье лицо ИП Горелова Г.Н. о месте и времени судебного заседания извещены, что подтверждается распиской в получении судебной повестки и уведомлением. Суд полагает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьего лица с последующим направлением им копии решения.

Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Граждане-инвалиды в силу своего состояния здоровья являются социально незащищенной категорией граждан, в связи с чем, Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использование их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 года N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, согласно которой в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и положениями Конвенции о правах инвалидов, Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 и действующий с 01.01.2013.

Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", действовавших до 01.01.2013.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что Сальской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно данным проверки, в нарушение требований действующего законодательства, вход в нежилое здание магазина «Диана» по <адрес> в <адрес> не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, в результате чего доступ инвалидов к данным объектам социальной инфраструктуры ограничен. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 21.06.2019 года, составленным помощником Сальского городского прокурора (л.д.5), а также фототаблицей, имеющейся в материалах дела (л.д.6).

Оснований подвергать сомнению указанный акт и фототаблицу у суда не имеется.

Судом установлено, что согласно Выписке из ЕГРП на недвижимое имущество, а также свидетельству о государственной регистрации права нежилое здание объект розничной торговли по <адрес> принадлежит Супрычеву А.Н. Указанное здание является объектом социальной инфраструктуры и по его использованию, и по целевому назначению (л.д.13-13б).

Основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, выявленные в ходе проверки, проведенной во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области, а именно – отсутствие пандуса.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что согласно абзацу 5 статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Требования Свода правил СП 59.13330.2012 актуализированной редакции "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем имеются основания для удовлетворения законных и обоснованных исковых требований.

По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом принципа разумности, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Супрычеву ан, третьему лицу ИП Гореловой гн об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание удовлетворить.

Обязать Супрычева ан произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения - оборудовать вход в здание магазина «Диана», расположенного по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 30-ти дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Супрычева АН госпошлину в доход муниципального образования «Сальский район» в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной суд через Сальский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                    Н.Г. Маслова

2-1081/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальский городской прокурор в инт. неопределенного круга лиц
Суворов Николай Анатольевич
Ответчики
Супрычев Артем Николаевич
Другие
Горелова Галина Николаевна
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Судья
Маслова Н.Г.
Дело на странице суда
salsky.ros.sudrf.ru
17.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2019Передача материалов судье
18.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2019Подготовка дела (собеседование)
05.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2019Судебное заседание
21.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее