Дело № 2-1081/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сальск 21.08.2019
Сальский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Масловой Н.Г.,
с участием помощника Сальского городского прокурора,
при секретаре Димитровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Супрычеву АН, третьему лицу ИП Гореловой Галине Николаевне об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание.
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Супрычеву АН, третьему лицу ИП Гореловой ИН об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание об обязании, указывая, что Сальской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области, в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено следующее.
По адресу: <адрес> в <адрес> расположено нежилое здание – магазин «Диана». Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество указанное нежилое здание принадлежит Супрычеву А.Н. Здание магазина является объектом социальной инфраструктуры и по его использованию, и по целевому назначению. В нарушение требований действующего законодательства вход в здание магазина не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в результате чего, доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры ограничен. Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. 7,18,19 и 45 Конституции Российской Федерации.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Сальский городской прокурор просил обязать ответчика произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения - оборудовать вход в здание магазина «Диана», расположенного по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 30-ти дней со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании Сальский городской прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Супрычев А.Н., третье лицо ИП Горелова Г.Н. о месте и времени судебного заседания извещены, что подтверждается распиской в получении судебной повестки и уведомлением. Суд полагает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьего лица с последующим направлением им копии решения.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Граждане-инвалиды в силу своего состояния здоровья являются социально незащищенной категорией граждан, в связи с чем, Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использование их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 года N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, согласно которой в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и положениями Конвенции о правах инвалидов, Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 и действующий с 01.01.2013.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", действовавших до 01.01.2013.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что Сальской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно данным проверки, в нарушение требований действующего законодательства, вход в нежилое здание магазина «Диана» по <адрес> в <адрес> не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, в результате чего доступ инвалидов к данным объектам социальной инфраструктуры ограничен. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 21.06.2019 года, составленным помощником Сальского городского прокурора (л.д.5), а также фототаблицей, имеющейся в материалах дела (л.д.6).
Оснований подвергать сомнению указанный акт и фототаблицу у суда не имеется.
Судом установлено, что согласно Выписке из ЕГРП на недвижимое имущество, а также свидетельству о государственной регистрации права нежилое здание объект розничной торговли по <адрес> принадлежит Супрычеву А.Н. Указанное здание является объектом социальной инфраструктуры и по его использованию, и по целевому назначению (л.д.13-13б).
Основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, выявленные в ходе проверки, проведенной во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области, а именно – отсутствие пандуса.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что согласно абзацу 5 статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 актуализированной редакции "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем имеются основания для удовлетворения законных и обоснованных исковых требований.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом принципа разумности, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Супрычеву ан, третьему лицу ИП Гореловой гн об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание удовлетворить.
Обязать Супрычева ан произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения - оборудовать вход в здание магазина «Диана», расположенного по адресу: <адрес>, пандусом в соответствии с требованиями Свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 30-ти дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Супрычева АН госпошлину в доход муниципального образования «Сальский район» в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной суд через Сальский городской суд в течение месяца.
Председательствующий Н.Г. Маслова