2Р°-1932/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
28 апреля 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд в составе судьи Бахаревой Н.Н., при секретаре Фахуртдиновой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства здравоохранения Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Ровенской н.в, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
административный истец Министерство здравоохранения Ульяновской области обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Ровенской Н.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению от 07.10.2020, в обоснование указав следующее.
Решением Ульяновского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области РѕС‚ 02.07.2020 РїРѕ делу в„–2Р°-1-113\2020 Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано организовать работу фельшерско-акушерского пункта РІ ГУЗ В«Рнзенская районная больница».
07.10.2020 судебным приставом - исполнителем Ровенской Рќ.Р’. РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ вынесено постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ СЃСѓРјРјРµ 50000 СЂСѓР±. РЎ данным постановлением Министерство РЅРµ согласно, так как РѕРЅРѕ вынесено без учета РЅРѕСЂРј действующего законодательства Рё обстоятельств дела, нарушает имущественные права Министерства, налагая административную ответственность РІ РІРёРґРµ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Министерство согласно ч. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и не может потратить денежные средства, выделяемые из казны области. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомостной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области на 2019-2020 г.г. является дефицитным. Закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий на выделенные их федерального и регионального бюджета денежные средства осуществляется в рамках перечней льготных лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Правительством РФ от 10.12.2018 №2738-р и постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2018 №681-П.
В настоящее время решение суда исполняется.
Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 07.10.2020.
Судом в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
В судебное заседание стороны не явились, извещались. Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон по делу.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ зачисляется РІ федеральный бюджет. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° утверждается старшим судебным приставом. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества, РЅРѕ РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ тысячи рублей СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя Рё десяти тысяч рублей СЃ должника-организации. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что решением Рнзенского районного СЃСѓРґР° Ульяновской области РѕС‚ 25.05.2020 РїРѕ делу в„–2Р°-1-113\2020 Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано организовать работу фельшерско-акушерского пункта РІ СЃ. Бояркино Рнзенского района Ульяновской области.
РќР° основании исполнительного листа, выданного СЃСѓРґРѕРј РїРѕ вышеуказанному решению СЃСѓРґР°, РІ РњРћРЎРџ РїРѕ исполнению особых исполнительных производств УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ульяновской области 25.09.2020 возбуждено исполнительное производство в„– в„–-РРџ РІ отношении должника – административного истца.
РР· Рї.Рї.2,3 постановления Рѕ возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований, содержащихся РІ исполнительном документе, СЃ момента получения должником РєРѕРїРёРё постановления, Р° также разъяснено, что РІ случае неисполнения исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, предоставленный для добровольного исполнения, СЃ него будет взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ.
В связи с неисполнением указанного постановления 07.10.2020 судебным приставом-исполнителем Ровенской Н.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству в размере 50000 руб. 00 коп.
Оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.
Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства здравоохранения Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на определенные годы. Тем самым Министерство здравоохранения Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда.
Как следует из материалов дела, возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от государственного финансирования. Данное учреждение является казенным учреждением и не имеет денежных средств на внутренних резервах. Учитывая временные затраты на целевое финансирование, единовременное исполнение решения суда для должника в рамках исполнительного производства затруднительно.
Вместе с тем, согласно материалам дела, стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Рсследовав РІ совокупности представленные доказательства, СЃ учетом приведенных выше РЅРѕСЂРј Рё обстоятельств дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± освобождении административного истца РѕС‚ исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ суд,
РЕШРР›:
административный иск Министерства здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50000 рублей РїРѕ исполнительному производству в„–в„–-РРџ РїРѕ постановлению РѕС‚ 07.10.2020.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Бахарева