Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 июля 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Гордановой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахаевой З. Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,
установил:
Истцу ОСФР по <адрес> принял решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1.1. п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, ссылаясь на отсутствие требуемого страхового стажа – 15 лет и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента 25.8. С решением об отказе в установлении пенсии она не согласна, считает его незаконным. С учетом уточненных исковых требований просит признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Сахаевой З.Р. незаконным. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитать ей в страховой стаж периоды работы по трудовой книжке АТ-IV № и заработную плату, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – то есть с ДД.ММ.ГГГГ и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе в порядке части 2.1 статьи 113 ГПК РФ (устанавливающей обязанность органов по самостоятельному отслеживанию информации о движении дела после получения первого судебного извещения по делу) в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Исследовав письменные материалы дела, установлено следующее.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
Как установлено п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как установлено ч. 7 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Таким образом, принятие пенсионным органом решений об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии осуществляется на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов и после принятия всех исчерпывающих мер для установления юридических фактов, являющихся необходимыми для установления пенсии.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим четырех и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ, периоды работы после регистрации гражданина качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 27-ФЗ подтверждаются основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 8 статьи 13 вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего ста предусмотренных указанным законодательством (в тем числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При определении продолжительности страхового стажа и (или) стажа соответствующих видах работ могут применяться положения Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, позволяющие исчислить указанный срок по нормам действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично. Исчисление соответствующего стажа за периоды до ДД.ММ.ГГГГ производится с учетом правил и норм Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в РФ» и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Сахаева З.Р. обратилась в Отдел ОСФР в <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как женщина родившая пять и более детей, предоставив свидетельства о рождении детей, трудовую книжку, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и другие документы.
В связи с проведением проверки документов о стаже за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г., необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, пенсионным органом вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии.
Между тем, из материалов дела видно, что наличие у Сахаевой З.Р. необходимого трудового стажа подтверждается трудовой книжкой АТ-IV №.
Согласно трудовой книжки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сахаева З.Р. работала в качестве рабочей в Чечено- Ингушский с/з, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Грозненской обувной фабрики, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в с/з «Октябрьский» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУП «Чеченагропромхимия»
Периоды работы по трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиков не выключены в страховой стаж.
С данным решением пенсионного фонда об отказе в назначении истцу страховой пенсии, суд согласиться не может и полагает его нарушением конституционного права истца на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции РФ, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При этом, последующие уничтожение, после предоставления истцам соответствующих документов о работе, архивов предприятия вследствие интенсивных ракетно-бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов на территории Чеченской Республики в ходе активных военных компаний, не может быть вменена в вину истцам с учетом общеизвестного факта боевых действий на территории Чеченской Республики, и ввиду возложения обязанности по правильному ведению и обеспечению сохранности документов на работодателя, иное означало бы незаконное умаление пенсионных прав работника (Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №Г-12383/2022).
Таким образом, отказ ответчика в назначении истцу пенсии является формальным и грубо нарушающим право, гарантированное Конституцией Российской Федерации на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых книжках рабочих и служащих» (утратившим силу лишь ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что трудовые книжки хранятся у администрации предприятия, учреждения, организации как бланки строгой отчетности, а при увольнении рабочего или служащего трудовые книжки вручаются в торжественной обстановке в присутствии коллектива бригады, участка, цеха, отдела, представителей общественных организаций.
Таким образом, надлежащее ведение и оформление трудовой книжки является обязанностью работодателя и ненадлежащее исполнение последним своих обязанностей не может являться основанием для лишения работника гарантированного государством соответствующего пенсионного обеспечения. Нарушение исполнительской дисциплины на предприятии, то есть несвоевременное заполнение трудовой книжки ответственным работником, могло быть допущено, ввиду несвоевременной поставки на предприятие трудовых книжек.
Такое правовое регулирование, как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, отвечает сути социального правового государства и основывается на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Датой регистрации истца Сахаевой З.Р. в системе обязательного пенсионного страхования является ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, достаточно подтверждение периодов работы, имевших место до указанной даты, трудовой книжкой и иными документами, подтверждающими стаж.
Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе, и не может быть возложена на застрахованное лицо.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, отмечая что все вышеуказанные спорные периоды работы имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования и, соответственно, должны учитываться на основании сведений из трудовой книжки, в связи с достижением истцом возраста назначения страховой пенсии, отказ ответчика в назначении страховой пенсии является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене с возложением обязанности по ее назначению как на ОСФР по <адрес>, имеющего статус действующего юридического лица, так и на ОСФР по <адрес>, которое согласно пункту 1.9 приказа Социального фонда России от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании работы отделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с даты издания указанного приказа осуществляет в отношении ОСФР по <адрес> и граждан, проживающих на территории Республики Ингушетия, функции по принятию решений в рамках полномочий Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляемых в беззаявительном порядке о возобновлении, продлении выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное прекращение и уменьшение выплаты истцам пенсии, с учетом возраста и невозможности возвращения к трудовой деятельности, поставило ее трудное материальное положение.
Руководствуясь ст. 194-199, 212 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Сахаевой З. Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, удовлетворить в полном объеме.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от 18.10.2023г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Сахаевой З. Р. незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитать в страховой стаж Сахаевой З. Р. периоды работы по трудовой книжке АТ-IV № и заработную плату, и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.1.1 п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения – то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна. Судья