ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7214/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 апреля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 54RS0010-01-2022-000467-18 (№2-1862/2022) по иску А.О.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе А.О.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения А.О.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
А.О.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обосновании заявленных исковых требований указал, что на дату обращения к ответчику ему было полных 55 лет, для назначения пенсии требовалось наличие льготного стажа, продолжительностью не менее 6 лет 3 месяцев.
Полагает, что периоды работы до 1 января 1992 г. могут засчитываться в специальный стаж без подтверждения полной занятости. Документом, подтверждающим период работы, является его трудовая книжка. В спорные периоды он исполнял обязанности в ТУСМ- 3 в должности инженера СВЧ на основании приказа № от 23 августа 1987г.
В период с 1 октября 2002 г. по 10 марта 2017 г. работал электромехаником связи электросвязи. У него имеются справки работодателя, подтверждающие наличие льготного стажа и его соответствие записям в трудовой книжке.
Обращаясь в пенсионный орган с заявлением, полагал, что у него имеется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по ч.2 и ч.3 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) в соответствии со Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в котором предусмотрена должности инженера СВЧ, электромехаников электросвязи, занятых на полуавтоматических машинах, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Однако, 17 марта 2021 г. получил ответ № об отказе в назначении пенсии, поскольку специальный стаж составляет менее 6 лет 3 месяцев. После повторного обращения в пенсионный орган получил повторный отказ от 30 сентября 2021 г. № №.
Просил признать незаконным решение ОПФР по Новосибирской области об отказе в назначении ему пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возложить на ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 22 сентября 1987 г. по 8 декабря 1987 г., с 1 февраля 1989 г. по 1 мая 1995 г., назначить ему досрочную страховую пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 руб., расходов по оплате услуг представителя в размере 98 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 апреля 2022 г. исковые требования А.О.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, А.О.В. ставит вопрос об отмене судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, в обоснование доводов указывая на нарушение норм материального и процессуального права, полагая, что судом первой инстанции не были истребованы из пенсионного фонда заявления, с которыми он обращался к ответчику, а суд апелляционной инстанции нарушил его право на участие в судебном заседании, поскольку он с представителем находясь в суде апелляционной инстанции, не был приглашен в зал судебного заседания.
Относительно доводов кассационной жалобы ответчиком представлены возражения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не была допущена к участию в деле представитель истца Ф.О.В., поскольку ею не был представлен диплом о высшем юридическом образовании.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами допущены такие нарушения и они выразились в следующем.
Из материалов дела усматривается, что письмами пенсионного органа от 17 марта 2021 г. № и от 30 сентября 2021 г. № № в ответ на его обращение по вопросу заблаговременной подготовки документов на пенсию по старости, истцу разъяснен порядок назначения пенсии, указано, что его специальный стаж составляет 0 лет, даны разъяснения по порядке обращения за пенсией путем подачи заявления по установленной форме.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что пенсионным органом решения об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии не выносилось, истец в установленном законом порядке с заявлением о назначении пении не обращался. Суд первой инстанции указал, что сам по себе факт подачи истцом обращения в свободной форме, не может быть признан относимым и допустимым доказательством соблюдения гражданином порядка обращения с заявлением о назначении пенсии.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводами суда первой инстанции исходил из следующего. В период обращения А.О.В. в пенсионный орган действовали Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствие с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н.
Согласно п.3 данных Правил граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм, по мнению суда апелляционной инстанции, следует, что назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя данного права и осуществляется путем подачи соответствующего заявления в пенсионный орган.
Вместе с тем истцом в материалы дела не представлены доказательства обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. К исковому заявлению приложены документы о трудовой деятельности и ответы пенсионного органа.
Ответчик, напротив, в ходе разрешения спора ссылался на то, что А.О.В. в установленном законом порядке с заявлением о назначении пенсии в территориальные органы пенсионного фонда не обращался. А.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 11 февраля 2021 г. обратился в Клиентскую службу Дзержинского района г. Новосибирска на заблаговременную подготовку документов на пенсию. По представленным документам претендует на назначение страховой пенсии по п.6 4.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц № 1 приняты документы для оценки права на страховую пенсию. В ходе заблаговременной работы проведен комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений пенсионных прав. 17 марта 2021 г. истцу направлено уведомление о ходе проведения и завершения заблаговременной работы в целях своевременного и правильного назначения пенсии по представленным документам.
В судебное заседание апелляционной инстанции ответчиком было представлено заявление А.О.В. от 9 июля 2021 г., поступившее в ОПФ по Новосибирской области 14 июля 2021 г., из которого следует, что А.О.В. просит оказать содействие в получении информации о зачтенных периодах трудовой деятельности, доплатах к пенсии, необходимости представления дополнительных документов, дате назначения пенсии.
Однако это заявление, исходя из его текста, не может быть признано заявлением о назначении пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отмечает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, сделал вывод о том, что истец с заявлением о назначении ему пенсии не обращался, при этом заявления истца, на которые пенсионный орган дважды давал ответы заявителю, судом первой инстанции истребованы не были.
Согласно абзц. 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Суд апелляционной инстанции приобщая заявление А.О.В. от 9 июля 2021 г., поступившее в ОПФР по Новосибирской области 14 июля 2021 г., в качестве дополнительного доказательства, не установил причины по которым это заявление не было представлено суду первой инстанции, не установил необходимость исследования в качестве дополнительного доказательства обращение истца, на которое пенсионным органом был дан первоначальный ответ от 17 марта 2021 г.
Приходя к выводу о том, что в заявлении от 9 июля 2021 г. А.О.В. просит оказать содействие в получении информации о зачтенных периодах трудовой деятельности, доплатах к пенсии, необходимости представления дополнительных документов, дате назначения пенсии, и что исходя из его текста, оно не может быть признано заявлением о назначении пенсии, суд апелляционной инстанции не учел, что в заявлении А.О.В., указывает, что повторно пытается добиться ответа на вопрос о возможности досрочного назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ, ссылается на то, что у него имеются основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости и он просит рассмотреть это заявление по существу изложенного, а также оказать содействие в получении информации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций противоречат фактическим обстоятельствам дела. сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации ( ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшие в период обращения истца с указанными заявлениями (далее - Правила обращения за страховой пенсией, документ утратил силу с 1 января 2022 г.).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подп. «а»);
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подп. «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подп. «а»);
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подп. «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в п.п. 72 и 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п (далее- Административный регламент).
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в п. 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в п. 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
При этом Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, в котором указано, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у гражданина, обратившегося с заявлением, права на установление пенсии, предусмотренного Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (п.66), а не поданное не по установленной форме заявление о назначении пенсии.
Территориальный орган ПФР не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования способом, указанным в п. 15 Административного регламента.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суд первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований А.О.В. о восстановлении его пенсионных прав, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления А.О.В. о назначении пенсии.
В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзц. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований А.О.В., возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для назначения пенсии, предоставление формы для заполнения заявления, правомерность невынесения решения об отказе в назначении пенсии, а направление ответа о разъяснении пенсионного законодательства, при установлении вышеуказанным регламентом исчерпывающего перечня оснований для отказа в принятии заявления о назначении пенсии, а также установление оснований для отказа в назначении пенсии, выяснения вопроса о том, имеется ли у истца право на досрочную страховую пенсию, с учетом периодов работы, указанных в иске.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись, указанные недостатки не были устранены судом апелляционной инстанции.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанций о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований А.О.В., являются неправильными, не соответствующими указанным правовым нормам.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. нельзя признать правильным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов А.О.В., что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Новосибирский областной суд.
Председательствующий
Судьи