УИД 38RS0027-01-2021-000671-53
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Шурыгиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Зиганьшиной Л.Ф..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-541/2021 по иску Областного государственного казенного учреждения Иркутской области «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» к Кузнецовой В.В. о взыскании денежных средств социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения,
установил:
Государственное казенное учреждение Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" (далее - ГКУ ИО "Служба заказчика Иркутской области", учреждение, Служба) обратилось в суд с исковым заявлением к Кузнецовой В.В. о взыскании денежных средств социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований учреждение указало, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась к истцу заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, принадлежащего ответчику на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Службой на имя ответчика выдано свидетельство №, удостоверяющее предоставление социальной выплаты в сумме № руб. Расчет размера социальной выплаты осуществлялся исходя из стоимости проведения капитального ремонта, но не более № руб. за 1 кв. м поврежденного жилого помещения
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Службу с заявлением о перечислении первой части социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере №% указанной в свидетельстве суммы – № рублей.
Срок действия свидетельства истек ДД.ММ.ГГГГ, к указанному времени должник с заявлением о перечислении второй части социальной выплаты в Службу не обращался. С учетом последней редакции п. 10 "Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне- июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" (далее по тексту Положение), утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года №556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" срок действия свидетельства ограничен до 15 декабря 2020 года, таким образом, срок действия свидетельства истек 15 декабря 2020 года, однако и к указанному времени ответчик в Службу заказчика не обратилась, документы, подтверждающие целевое расходование выделенных средств не представила.
Вместе с тем денежные средства социальной выплаты имеют строго целевой характер, в связи с чем истец просит взыскать с Кузнецовой В.В. в пользу бюджета Иркутской области денежные средства социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере № руб.
В ходе рассмотрения дела Государственное казенное учреждение Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" прекратила деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником Государственного казенного учреждения Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" является Областное государственное казенное учреждение "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области".
Представитель ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" по доверенности А.В. Азаров, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Ответчик Кузнецова В.В. в судебное заседание не явилась, извещалась судом по адресу регистрации: <адрес>, актуальному на момент рассмотрения дела; судебная корреспонденция возвращена суду в связи с истечением срока хранения.
Согласно ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Как разъяснено в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела первого части первой ГК РФ" статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Неполучение ответчиком судебной корреспонденции по месту его жительства, неявка в почтовое отделение за корреспонденцией, уведомление о получении которой оставлялась в почтовом ящике ответчика по месту жительства, при отсутствии у суда сведений о наличии обстоятельств, препятствующих получению судебных извещений, не может быть расценено судом как добросовестное использование ответчиком своих прав.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В соответствии со статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 1). Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (часть 2).
Учитывая требования статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела; учитывая, что ответчик не просил рассматривать дело в его отсутствие и не просил об отложении дела, а также не представил никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин его неявки, суд в соответствии с требованиями ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел неявку ответчика без уважительных причин и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика Кузнецовой В.В. в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. "з") Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в п. "а" ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. а п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Под чрезвычайной ситуацией, согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ это обстановка порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 года N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением мэра Чунского районного муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с наводнением с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).
В пп. "б" п. 3 данного Указа Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.
18 июля 2019 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 916, которым утверждены Правила предоставления в 2019 года иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
В силу п. 2, пп. "а, б" п. 3 Правил трансферт предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, в том числе на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации; на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Пунктом 9 Правил определено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 556-пп утверждены Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение 1) и Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (далее - Положение 2).
Положением 2, в частности, предусмотрено, что социальная выплата предоставляется собственникам поврежденного жилого помещения (пп. 1 п. 6), которые самостоятельно произвели работы по капитальному ремонту жилого помещения (пп. 2 п. 8).
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат, указанных в Положении 2, являлось министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее - министерство), которое осуществляло полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственное ему ГКУ ИО "Служба заказчика Иркутской области" (п. п. 3, 4 Положения 2).
В силу п. 10 Положения 2 право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства ограничивается 15 декабря 2020 года включительно, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с п. 25 Положения 2 перечисление социальной выплаты осуществляется в пределах размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве.
В случае проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения гражданином (гражданами) своими силами перечисление социальной выплаты осуществляется частями в два этапа:
1) на первом этапе - в размере 50 процентов от размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве;
2) на втором этапе - в размере 50 процентов от размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве.
Подпунктом 3 п. 27 Положения 2 предусмотрено, что к заявлению о перечислении выплаты прилагаются: документы, подтверждающие направление социальной выплаты гражданином (гражданами) на капитальный ремонт жилого помещения (чеки, товарные чеки, договоры подряда с калькуляцией затрат, акты приема-передачи выполненных работ (услуг), расписки, квитанции об оплате работ (услуг) по договору подряда и другие), - в случае использования гражданином (гражданами) социальной выплаты для покрытия собственных расходов на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения своими силами.
Согласно п. 34 Положения перечисление социальной выплаты (части социальной выплаты) осуществляется учреждением в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения: на счет подрядчика, с которым гражданин (граждане) заключил(и) трехсторонний договор подряда (договор на ремонт); на счет (счета) гражданина (граждан) в случае использования им (ими) собственных и (или) заемных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения своими силами.
В соответствии с п. 38 Положения в случае расторжения трехстороннего договора подряда (договора на ремонт) средства социальной выплаты (части социальной выплаты), предоставленной гражданину (гражданам), подлежат возврату в областной бюджет.
В случае представления гражданином (гражданами) либо его (их) представителем недостоверных сведений, содержащихся в заявлениях (совместных заявлениях) и документах, повлекших незаконное предоставление социальной выплаты (части социальной выплаты), ущерб, причиненный областному бюджету, возмещается в порядке, установленном законодательством (п. 39 Положения 2).
Из материалов дела следует, что ответчик Кузнецова В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., на основании договора купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Октябрьского муниципального образования от от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась к истцу заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, принадлежащего ответчику на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Службой на имя Кузнецовой В.В. выдано свидетельство №, удостоверяющее предоставление социальной выплаты в сумме № руб. Расчет размера социальной выплаты осуществлялся исходя из стоимости проведения капитального ремонта, но не более № руб. за 1 кв. м поврежденного жилого помещения
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Службу с заявлением о перечислении первой части социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере №% указанной в свидетельстве суммы – № рублей. Указанная сумма Кузнецовой В.В. перечислена, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, ни истцу, ни в судебное заседание Кузнецовой В.В. не представлены доказательства расходования перечисленных денежных средств на капитальный ремонт жилого помещения, в нарушение Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2017 г. N 9-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, по существу, представляет собой конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
Вместе с тем данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и, соответственно, обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Пунктом п. 1 ст. 1102 (главы 60) Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В соответствии с особенностями предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределении бремени доказывания, на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащении произошло за счет истца, размер данного обогащения. В свою очередь ответчике должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренного ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2019 г. N 49-КГ19-36).
В Определении от 29 мая 2018 г. N 1170-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязывающая лицо, неосновательно получившее или сберегшее имущество за счет другого лица, возвратить последнему такое имущество, призвана обеспечить защиту имущественных прав участников гражданского оборота (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2016 г N 1296-О, от 28 марта 2017 г. N 649-О, от 23 ноября 2017 г. N 2593-О, N 2593-О и др.).
Поскольку ответчик получил часть денежных средств за предоставление меры социальной поддержки в виде капитального ремонта жилого помещения, однако капитальный ремонт жилого помещения не произвел и не представил суду доказательств его проведения, то есть действовал виновно (умышленно) (ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации), при этом, доказательств возврата в бюджет денежных средств за предоставленную меру социальной поддержки в виде капитального ремонта жилого помещения ответчиком в суд также не представлено, следовательно, исковые требования ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Истец освобожден от платы государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования "Чунский район" государственная пошлина в размере № рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» удовлетворить.
Взыскать с Кузнецовой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в пользу бюджета Иркутской области денежные средства социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере № руб.
Взыскать с Кузнецовой В.В. в доход бюджета муниципального образования Чунский район государственную пошлину в размере № руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Е.В. Шурыгина