Решение по делу № 2-95/2022 (2-1019/2021;) от 29.12.2021

Гражданское дело № 2-95/2022

УИД: 66RS0032-01-2021-001370-95

В окончательной форме решение изготовлено 03 марта 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кировград Свердловской области

25 февраля 2022 года

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савицких И.Г.,

при секретаре Романовой О.В.

с участием заместителя прокурора города Кировграда Терешкина А.В.,

представителя ответчика Шабуниной В.В., действующей на основании доверенности № 23 от 19 января 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95/2022 по иску прокурора города Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировградского городского округа, Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор города Кировграда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с иском к администрации Кировградского городского округа (далее администрация КГО), Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» (далее КМП «Благоустройство») о возложении обязанности на администрацию КГО, КМП «Благоустройство» принять меры по недопущению возгораний мусора, по тушению возникающих возгораний на территории городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** до момента проведения работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на данном объекте.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведения прокуратурой г.Кировграда надзорных мероприятий, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ***, являющимся муниципальной собственностью и переданном в аренду КМП «Благоустройство» на основании договора аренды от 23 августа 2021 № 8-2021 размещен полигон твердых бытовых отходов, который с 01.01.2019 не эксплуатируется. Данный полигон не включен в реестр объектов размещения отходов, в связи с этим размещение отходов на нем запрещено. С 01 января 2019 года деятельность полигона ТБО прекращена на основании приказа директора КМП «Благоустройство» от 16 января 2019 года № 2/1. Названный выше объект Росприроднадзором не включен в реестр объектов размещения отходов, в связи с этим размещение отходов на нем запрещено. В настоящее время свалка по назначению не эксплуатируется. На названном полигоне в 2021 году происходили неоднократные возгорания, которые тушились силами МЧС России, а также КМП «Универсал». Не смотря на принимаемые меры по тушению очагов возгорания, ликвидировать его в полном объеме не удалось, в связи с чем на полигоне ТБО до настоящего времени происходит процесс горения (тления) бытовых отходов. Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по факту возгорания на полигоне проводилась проверка, по результатам которой директору КМП «Благоустройство» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 02 июня 2021 года. Решением Кировградского городского суда удовлетворены требования прокурора г.Кировграда о понуждении Администрации КГО, КМП «Благоустройство» обеспечить разработку проекта рекультивации земель, а также провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на участке с кадастровым номером66:49:0504002:10общей площадью 27456 кв. м, расположенном по адресу: Свердловская область, г.Кировграда, восточная часть, на котором размещен недействующий полигон ТБО, в срокдо 31 декабря 2023 года. Непринятие своевременных мер по недопущению и тушению возгораний, на вышеназванном объекте, нарушают конституционные права неограниченного числа граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Учитывая, что установить конкретный круг лиц, чьи права на благоприятную среду нарушаются, не представляется возможным, прокурор г.Кировограда обратился в суд с настоящим иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора г.Кировграда Терешкин А.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик администрация Кировградского городского округа, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрении дела по существу, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Кировградского городского округа не просил, в отзыве ответчика указано, что в настоящее время проведены работы по ликвидации возгорания на свалке ТБО, очаги возгорания пролиты для предотвращения попадания кислорода и последующего возгорания засыпаны грунтом и утрамбованы.

Представитель ответчика КМП «Благоустройство» Шабунина В.В., действующая на основании доверенности № 23 от 19 января 2022 года, в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время приняты меры по ликвидации горения на свалке ТБО, принимаются меры для установления ограждения земельного участка.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика Шабунину в.В., исследовав и оценив представленные по делу доказательства, в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей2Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст.3Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 51 данного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.1Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В соответствии со ст.15Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 26.06.2021) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Согласно п. 260 Правил на территории полигона хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должны обеспечиваться недопущение сжигания ТКО вне специализированных установок, а также меры по недопустимости самовозгорания ТКО.

В силу ст.12 Земельного кодексаРФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ч. 3 ст.7Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подп. 11, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам проведения прокуратурой г.Кировграда надзорных мероприятий, установлено, что полигон ТБО расположен в восточной части г.Кировграда Свердловской области на земельном участке с кадастровым номером ***. Собственником указанного земельного участка является администрация КГО, которая передала названный земельный участок в аренду КМП «Благоустройство» на основании договора аренды от 23 августа 2021 № 8-2021 года. С 01 января 2019 года деятельность полигона ТБО прекращена на основании приказа директора КМП «Благоустройство» от 16 января 2019 года № 2/1. Так как данный объект Росприроднадзором не включен в реестр объектов размещения отходов, то размещение отходов на нем запрещено, в настоящее время свалка по назначению не эксплуатируется.

Как установлено в судебном заседании на названном полигоне в 2021 году происходили неоднократные возгорания, которые тушились силами МЧС России, а также КМП «Универсал». В настоящее время горение на свалке ТБО ликвидировано.

Как следует из протокола выездного рабочего совещания администрации КГО от 20 января 2022 года «О мерах по ликвидации возгорания и предотвращения возгораний в дальнейшем на закрытом полигоне твердых коммунальных отходов» администрацией КГО принято решение оградить въезд транспорта на территорию закрытого полигона ТБО, на подъездных дорогах к полигону выкопать траншеи шириной не менее 3-х метров в срок до 02 февраля 2022 года.

Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя ответчика, в настоящее время на подъездных дорогах к полигону выкопаны траншеи, ограждение земельного участка, где расположен полигон ТБО не установлено.

Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, а ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, принимая во внимание, что на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г.Кировграда требований о возложения обязанности на администрацию Кировградского городского округа, КМП «Благоустройство» принять меры по недопущению возгораний мусора, по тушению возникающих возгораний на территории городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:49:0504002:10 до момента проведения работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на данном объекте.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора города Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировградского городского округа, Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Кировградского городского округа, Кировградское муниципальное предприятие «Благоустройство» принять меры по недопущению возгораний мусора, по тушению возникающих возгораний на территории городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** до момента проведения работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на данном объекте.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области.

Судья (подпись)

И.Г. Савицких

Гражданское дело № 2-95/2022

УИД: 66RS0032-01-2021-001370-95

В окончательной форме решение изготовлено 03 марта 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кировград Свердловской области

25 февраля 2022 года

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Савицких И.Г.,

при секретаре Романовой О.В.

с участием заместителя прокурора города Кировграда Терешкина А.В.,

представителя ответчика Шабуниной В.В., действующей на основании доверенности № 23 от 19 января 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95/2022 по иску прокурора города Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировградского городского округа, Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор города Кировграда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с иском к администрации Кировградского городского округа (далее администрация КГО), Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» (далее КМП «Благоустройство») о возложении обязанности на администрацию КГО, КМП «Благоустройство» принять меры по недопущению возгораний мусора, по тушению возникающих возгораний на территории городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** до момента проведения работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на данном объекте.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведения прокуратурой г.Кировграда надзорных мероприятий, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ***, являющимся муниципальной собственностью и переданном в аренду КМП «Благоустройство» на основании договора аренды от 23 августа 2021 № 8-2021 размещен полигон твердых бытовых отходов, который с 01.01.2019 не эксплуатируется. Данный полигон не включен в реестр объектов размещения отходов, в связи с этим размещение отходов на нем запрещено. С 01 января 2019 года деятельность полигона ТБО прекращена на основании приказа директора КМП «Благоустройство» от 16 января 2019 года № 2/1. Названный выше объект Росприроднадзором не включен в реестр объектов размещения отходов, в связи с этим размещение отходов на нем запрещено. В настоящее время свалка по назначению не эксплуатируется. На названном полигоне в 2021 году происходили неоднократные возгорания, которые тушились силами МЧС России, а также КМП «Универсал». Не смотря на принимаемые меры по тушению очагов возгорания, ликвидировать его в полном объеме не удалось, в связи с чем на полигоне ТБО до настоящего времени происходит процесс горения (тления) бытовых отходов. Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по факту возгорания на полигоне проводилась проверка, по результатам которой директору КМП «Благоустройство» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 02 июня 2021 года. Решением Кировградского городского суда удовлетворены требования прокурора г.Кировграда о понуждении Администрации КГО, КМП «Благоустройство» обеспечить разработку проекта рекультивации земель, а также провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на участке с кадастровым номером66:49:0504002:10общей площадью 27456 кв. м, расположенном по адресу: Свердловская область, г.Кировграда, восточная часть, на котором размещен недействующий полигон ТБО, в срокдо 31 декабря 2023 года. Непринятие своевременных мер по недопущению и тушению возгораний, на вышеназванном объекте, нарушают конституционные права неограниченного числа граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Учитывая, что установить конкретный круг лиц, чьи права на благоприятную среду нарушаются, не представляется возможным, прокурор г.Кировограда обратился в суд с настоящим иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора г.Кировграда Терешкин А.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик администрация Кировградского городского округа, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрении дела по существу, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Кировградского городского округа не просил, в отзыве ответчика указано, что в настоящее время проведены работы по ликвидации возгорания на свалке ТБО, очаги возгорания пролиты для предотвращения попадания кислорода и последующего возгорания засыпаны грунтом и утрамбованы.

Представитель ответчика КМП «Благоустройство» Шабунина В.В., действующая на основании доверенности № 23 от 19 января 2022 года, в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время приняты меры по ликвидации горения на свалке ТБО, принимаются меры для установления ограждения земельного участка.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика Шабунину в.В., исследовав и оценив представленные по делу доказательства, в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей2Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст.3Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 51 данного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.1Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В соответствии со ст.15Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 26.06.2021) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Согласно п. 260 Правил на территории полигона хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должны обеспечиваться недопущение сжигания ТКО вне специализированных установок, а также меры по недопустимости самовозгорания ТКО.

В силу ст.12 Земельного кодексаРФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ч. 3 ст.7Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подп. 11, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам проведения прокуратурой г.Кировграда надзорных мероприятий, установлено, что полигон ТБО расположен в восточной части г.Кировграда Свердловской области на земельном участке с кадастровым номером ***. Собственником указанного земельного участка является администрация КГО, которая передала названный земельный участок в аренду КМП «Благоустройство» на основании договора аренды от 23 августа 2021 № 8-2021 года. С 01 января 2019 года деятельность полигона ТБО прекращена на основании приказа директора КМП «Благоустройство» от 16 января 2019 года № 2/1. Так как данный объект Росприроднадзором не включен в реестр объектов размещения отходов, то размещение отходов на нем запрещено, в настоящее время свалка по назначению не эксплуатируется.

Как установлено в судебном заседании на названном полигоне в 2021 году происходили неоднократные возгорания, которые тушились силами МЧС России, а также КМП «Универсал». В настоящее время горение на свалке ТБО ликвидировано.

Как следует из протокола выездного рабочего совещания администрации КГО от 20 января 2022 года «О мерах по ликвидации возгорания и предотвращения возгораний в дальнейшем на закрытом полигоне твердых коммунальных отходов» администрацией КГО принято решение оградить въезд транспорта на территорию закрытого полигона ТБО, на подъездных дорогах к полигону выкопать траншеи шириной не менее 3-х метров в срок до 02 февраля 2022 года.

Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя ответчика, в настоящее время на подъездных дорогах к полигону выкопаны траншеи, ограждение земельного участка, где расположен полигон ТБО не установлено.

Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, а ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, принимая во внимание, что на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г.Кировграда требований о возложения обязанности на администрацию Кировградского городского округа, КМП «Благоустройство» принять меры по недопущению возгораний мусора, по тушению возникающих возгораний на территории городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:49:0504002:10 до момента проведения работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на данном объекте.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора города Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировградского городского округа, Кировградскому муниципальному предприятию «Благоустройство» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Кировградского городского округа, Кировградское муниципальное предприятие «Благоустройство» принять меры по недопущению возгораний мусора, по тушению возникающих возгораний на территории городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** до момента проведения работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель на данном объекте.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области.

Судья (подпись)

И.Г. Савицких

2-95/2022 (2-1019/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Кировграда
Ответчики
КМП "Благоустройство"
Администрация Кировградского ГО
Другие
Шабунина Виктория Витальевна
Суд
Кировградский городской суд Свердловской области
Судья
Савицких Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
kirovgradsky.cvd.sudrf.ru
29.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2021Передача материалов судье
30.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2022Подготовка дела (собеседование)
04.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее