Дело № 2а-5593/2021
22RS0065-02-2021-004672-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего Васильевой Г.М.,
при секретаре Резановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №16 по Алтайскому краю (далее – МИФНС России №16 по АК) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам, пени.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ему квартиры по адресу: ...., кадастровый №. Задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год составила 2 830 руб.
Более того, ФИО1 является плательщиком транспортного налога в связи с принадлежностью ему транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощностью 149 л.с. Задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год составила 2 732 руб.
В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по налогам, начислены пени. Требование об уплате административным ответчиком не исполнено, сумма задолженности по налогам и пени не погашена. Судебный приказ о взыскании налогов и пени отменен по заявлению административного ответчика.
Также в связи с неуплатой в предусмотренный законом срок недоимки по транспортному налогу за 2015, 2017 годы и налогу на имущество физических лиц за 2017 год начислены пени.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 2 830 руб., пени в размере 47,46 руб., недоимку по транспортному налогу в размере 2 732 руб., пени в размере 1 178, 21 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 356 Кодекса транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: в отношении легковых автомобилей свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20,0 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 362 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В судебном заседании установлено и из ответа УМВД России по г. Барнаулу следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежало транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощностью 149 л.с., право собственности с 31.01.2015 по 05.12.2018.
Сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки.
С учетом предоставленных сведений, транспортный налог, подлежащий оплате ФИО1 за 2018 год, составил 2 732 руб. исходя из расчета: 149 (мощность двигателя)*20 (налоговая ставка)*11/12 (количество месяцев владения) х 1 доля.
Административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 732 руб.
В силу ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
С 01.01.2015 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц регламентирована НК РФ (глава 32).
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу с ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории Алтайского края порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: ...., кадастровый №, право собственности с 14.10.2010 по 06.02.2020, инвентаризационная стоимость на 2010 год составляет 379 875,21 руб.
Налог исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы (с учетом доли в праве собственности), налоговой ставки и периода владения в установленном налоговом периоде.
Согласно решению Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 №375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края», действовавшему по состоянию на 2018 год налоговая ставка налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, а именно стоимость имущества до 300 тыс. руб. ставка - 0,1%, от 300 до 500 тыс. руб. ставка - 0,225 %, от 500 до 800 тыс. руб. ставка - 0,5%, свыше 800 тыс.руб. до 1500 тыс. руб. ставка - 0,88%., свыше 3000 тыс. руб. ставка -1,5 %.
Размер коэффициента-дефлятора на 2018 год установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 №579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» и составил 1,481.
Таким образом, налог на имущество физических лиц в отношении указанного имущества за 2018 год составляет 2 812,97 руб. исходя из следующего расчета: 379 875,21 (налоговая база) *1,481* 1 (доля в праве)*0,5 % * 12/12 (количество месяцев владения), с учетом округления до полного рубля – 2 813 руб.
Административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 830 руб.
Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного НК РФ порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч.4 ст.57, п.6 ст.58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с положениями статей 69,70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что уведомление об уплате налогов за 2018 год № от 28.06.2019 с расчетом налогов и сроком уплаты налогов до 02.12.2019 направлено административному ответчику по почте, что подтверждается списком заказной корреспонденции № от 09.07.2019.
В установленный срок ФИО1 не произвел уплату налогов. В связи с чем, ему по почте по адресу: ...., было направлено требование № по состоянию на 31.01.2020 об уплате налогов и пени за 2018 год, что подтверждается списком заказной корреспонденции № от 05.02.2020.
По имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец .... был зарегистрирован с 02.07.2015 по 17.10.2019 по адресу: ...., с 18.10.2019 по 07.07.2020 по адресу: ...., с 08.07.2020 снят с регистрационного учета, выбыл по адресу: .....
Сведений о направлении требования № по состоянию на 31.01.2020 административному ответчику по месту его регистрации – ...., материалы дела не содержат.
Суд приходит к выводу о несоблюдении налоговым органом порядка направления административному ответчику требования № по состоянию на 31.01.2020.
В связи с изложенным, оснований для взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 830 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 35,09 руб., недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 732 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 33,88 руб., у суда не имеется.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о невозможности взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 12,37 руб. по следующим основаниям.
Согласно административному иску указанная сумма пени исчислена на сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 2 723 руб. за период с 04.12.2018 по 21.12.2018 в размере 12,37 руб. (расчет представлен в административном исковом заявлении л.д.6). Указанная сумма пени включена в требование № по состоянию на 26.06.2019.
В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Форма требования об уплате налога, пени (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на момент выставления требования № была утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@.
Согласно данному нормативному правовому акту требование должно содержать наименование налога, размер пени, а при формировании требования только об уплате соответствующих пеней сумма недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени.
Между тем, из содержания требования № по состоянию на 26.06.2019 не ясно, за какой налоговый период по налогу на имущество физических лиц начислены пени, размер недоимки в требовании (534,99 руб.) не соответствует размеру недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, на которые начислении пени согласно административному иску; суммы исчисленной в административном иске пени не соответствуют суммам, указанным в требовании, сроки оплаты налога на имущество физических лиц, не указаны, что также не позволяет определить налоговый период недоимки, на которую исчислены пени. Кроме того, размер недоимки, указанный в требовании № в размере 534,99 руб., согласно представленному расчету к требованию (л.д.27), соответствует недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2012 год.
Таким образом, из содержания требования № по состоянию на 26.06.2019 невозможно достоверно установить, что оно включает в себя спорную сумму пени. Напротив, из содержания требования следует, что оно выставлено в отношении пени на иную сумму задолженности – 534,99 руб., что не соответствует сумме недоимки, на которую исчислены пени в административном иске.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности со стороны административного истца направления в адрес налогоплательщика требования об уплате пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 12,37 руб., в связи с чем оснований для взыскания данной суммы с административного ответчика не имеется.
Суд также приходит к выводу о невозможности взыскания пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 671,57 руб. и 459,23 руб., за 2017 год в размере 13,53 руб. по следующим основаниям.
Согласно административному иску сумма пени за 2015 год исчислена на сумму задолженности по транспортному налогу за 2015 год – 3002 руб. и 4390 руб. за период с 25.05.2017 по 26.12.2018 в размере 459,23 руб. и 671,57 руб. соответственно (л.д. 4 оборот и л.д. 5), сумма пени за 2017 год исчислена на сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год – 2 980 руб. за период с 04.12.2018 по 21.12.2018 в размере 13,53 руб. (л.д. 5). Указанные суммы пени включены в требование № по состоянию на 26.06.2019.
В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Форма требования об уплате налога, пени (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на момент выставления требования № была утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@.
Согласно данному нормативному правовому акту требование должно содержать наименование налога, размер пени, а при формировании требования только об уплате соответствующих пеней сумма недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени.
Между тем, из содержания требования № по состоянию на 26.06.2019 не ясно, за какой налоговый период по транспортному налогу начислены пени, размер недоимки в требовании (746,67 руб.) не соответствует размеру недоимки по транспортному налогу за 2015, 2017 год, на которые начислении пени согласно административному иску; суммы исчисленной в административном иске пени не соответствуют суммам, указанным в требовании, сроки оплаты транспортного налога, не указаны, что также не позволяет определить налоговый период недоимки, на которую исчислены пени. Кроме того, размер недоимки, указанный в требовании № в размере 746,67 руб., согласно представленному расчету к требованию (л.д.28), соответствует недоимке по транспортному налогу за 2011 год.
Таким образом, из содержания требования № по состоянию на 26.06.2019 невозможно достоверно установить, что оно включает в себя спорную сумму пени. Напротив, из содержания требования следует, что оно выставлено в отношении пени на иную сумму задолженности – 746,67 руб., что не соответствует суммам недоимки, на которую исчислены пени в административном иске.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности со стороны административного истца направления в адрес налогоплательщика требования об уплате пени по транспортному налогу за 2015 год в суммах 671,57 руб. и 459,23 руб., за 2017 год в сумме 13,53 руб., в связи с чем оснований для взыскания данных сумм с административного ответчика не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.М. Васильева