Дело № 2а-3086/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 04 декабря 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
с участием административного истца Шляпниковой Л.И., ее представителя Нечкиной Е.Ю., представителя административного ответчика Рубцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шляпниковой Л. И. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Шляпникова Л.И. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании решения №... от (дата) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка под индивидуальным жилым домом, расположенным по адресу: <АДРЕС>.
Требование мотивировано тем, что истец обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее Департамент) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном законом Пермского края № 293-ПК от 14 февраля 2014 года «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами». Департаментом было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что не представлен документ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ, необходимый для подачи заявления о постановке на учет объекта недвижимости (технический план здания), сославшись на ч. 4 ст. 5 Закона № 293-ПК. С указанными основаниями отказа административный истец не согласен, считает его незаконным.
Административный истец Шляпникова Л.И. в судебном заседании на требованиях настаивала.
Представитель административного истца требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала, просила в заявленных требованиях отказать. Административным истцом не представлен технический план здания, в котором указываются координаты дома. Координаты необходимы для определения строения на местности.
Выслушав пояснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что решение Департамента земельных отношений администрации города Перми №... от (дата) следует признать незаконным.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (ч. 2 ст. 64 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Законом Пермского края от 14.02.2014 N 293-ПК "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами", определены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан Российской Федерации земельных участков на территории Пермского края из земель, находящихся в государственной собственности Пермского края, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, под индивидуальными или блокированными жилыми домами, созданными до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Закона земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР", в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5 Закона ПК от 14.02.2014 г. N 293-ПК граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обладающий правом его предоставления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган), по месту нахождения земельного участка с заявлением.
К заявлению прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность граждан;
б) справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998;
в) заключение специализированной организации, осуществляющей деятельность в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, о результатах обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома;
г) документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме.
На основании ч. 4 указанной статьи сбор документов (включая архивные документы), указанных в части 2 настоящей статьи, проведение кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка и осуществление его государственного кадастрового учета, проведение кадастровых работ в отношении жилого дома осуществляется гражданами самостоятельно за их счет до обращения с заявлением в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством, истребует следующие документы:
а) документы, подтверждающие отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированных прав третьих лиц на объекты недвижимого имущества и сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества (земельный участок, жилой дом);
б) кадастровый паспорт о земельном участке, жилом доме (кадастровую выписку из государственного кадастра недвижимости);
в) документы, подтверждающие отсутствие в собственности граждан иных жилых домов, пригодных для проживания, земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 5).
Если в ходе рассмотрения представленных заявителем документов будет установлено несоответствие вида разрешенного использования земельного участка цели его использования и если такой земельный участок расположен в территориальной зоне, предусматривающей жилищное строительство как вид разрешенного использования, уполномоченный орган в течение срока, установленного частью 3 настоящей статьи, осуществляет изменение (установление) вида разрешенного использования в соответствии с градостроительными регламентами в установленном порядке (часть 5.1)
6. Уполномоченный орган составляет акт осмотра земельного участка, который должен содержать:
а) информацию об отсутствии и (или) наличии на рассматриваемом земельном участке иных зданий, строений, сооружений, в том числе автомобильных дорог, объектов систем электро-, газо-, теплоснабжения, линий связи и радиофикации, объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, в собственности или на ином праве иных юридических и физических лиц;
б) информацию об отсутствии и (или) наличии водных объектов, охранных, водоохранных, санитарно-защитных зон.
При наличии на земельном участке охранных, водоохранных, санитарно-защитных зон уполномоченный орган оформляет заключение по согласованию с организациями, установившими такие зоны, о возможности предоставления земельного участка в границах охранных, водоохранных, санитарно-защитных зон.
Положением ч. 7 ст. 5 Закона предусмотрены основания для принятия решения об отказе в предоставлении гражданам земельного участка под жилым домом:
а) несоответствие земельного участка и (или) жилого дома условиям, установленным в части 1 статьи 2 настоящего Закона;
б) непредоставление гражданами документов и сведений, предусмотренных настоящим Законом;
в) ранее реализованное гражданами право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 данного нормативного акта в случае непредоставления, в том числе предоставления не в полном объеме необходимых документов, заявление подлежит возврату гражданам с указанием документов, подлежащих предоставлению. В указанном случае заявление может быть подано гражданами повторно после устранения недостатков.
В судебном заседании установлено, что по решению Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) установлен факт постоянного проживания Шляпниковой Л.И. в жилом доме по адресу: <АДРЕС> с (дата) года по настоящее время.
(дата) Шляпникова Л.И. обратилась в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: <АДРЕС> под жилой дом, в соответствии с Законом Пермского края от 14.02.2014 г. № 293-ПК.
Решением №... от (дата) в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка Департамент отказал. В качестве причин указано, что не представлен технический план здания.
Административным истцом представились с заявлением: справка из ГУП «ЦТИ Пермского края», заключение по результатам строительно-технической экспертизы здания, обследования строительных конструкций и сетей жилого дома; технический паспорт домовладения; выписки из ЕГРП о правах на объект.
Анализируя представленные сторонами доказательства, в их совокупности, суд считает, что решение Департамента земельных отношений администрации города Перми № 21-01-07и-9111 от 06 октября 2017 года не соответствует закону Пермского края от 14.02.2014 N 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».
Как следует из 2 ст. 5 Закона ПК от 14.02.2014 г. N 293-ПК закон не возлагает на гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, предоставлять в уполномоченный орган технический план здания.
Часть 4 ст. 5 указанного закона лишь предусматривает проведение кадастровых работ в отношении жилого дома гражданами самостоятельно за их счет до обращения с заявлением в уполномоченный орган.
Кроме этого в соответствии с ч. 10 ст. 5 этого закона в случае непредоставления, в том числе предоставления не в полном объеме необходимых документов, заявление подлежит возврату гражданам с указанием документов, подлежащих предоставлению. Однако Департаментом земельных отношений принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми нельзя признать законным, он нарушает права административного истца.
Поскольку в настоящее время все обстоятельства, необходимые для разрешения вопроса, не установлены, решение данного вопроса относится к компетенции Департамента земельных отношений администрации г. Перми, суд считает возможным обязать административного ответчика устранить нарушения прав Шляпниковой Л.И. путем повторного рассмотрения ее заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175 -179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Департамента земельных отношений администрации города Перми №... от (дата) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Шляпниковой Л. И. незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Шляпниковой Л. И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <АДРЕС> под жилой дом, в соответствии с Законом Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 08 декабря 2017 года)
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.