Решение по делу № 2а-7478/2018 от 09.08.2018

Дело № 2а-7478/18                                     

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Хабаровск                   13 августа 2018 года

Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего : судьи Губановой А.Ю.

при секретаре: Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

прокурора Шлеверда Н.М.,

административного истца Хачатряна А.С.,

представителя административного ответчика Токарева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хачатряна Армена Саргисовича к Избирательной комиссии города Хабаровска о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Хабаровска Хачатряна Армена Саргисовича», обязании зарегистрировать Хачатряна А.С. в качестве кандидата на должность Мэра города Хабаровска,

УСТАНОВИЛ:

Хачатрян А.С. обратился в суд с иском к Избирательной комиссии города Хабаровска о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Хабаровска Хачатряна Армена Саргисовича», обязании Избирательной комиссии города Хабаровска зарегистрировать Хачатряна А.С. в качестве кандидата на должность Мэра города Хабаровска, указав в обоснование ДД.ММ.ГГГГ им были поданы в Избирательную комиссию г. Хабаровска документы для выдвижения в качестве кандидата на должность Мэра города Хабаровска от Регионального отделения в Хабаровском крае политической партии «Национальный курс». ДД.ММ.ГГГГ поданы в Комиссию документы для регистрации в качестве кандидата. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Избирательной комиссии, по итогам которого в регистрации ему было отказано, издано Постановление Избирательной комиссии города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Хабаровска Хачатряна Армена Саргисовича». На заседании присутствовал Плагун А.Н., доверенное лицо Хачатряна А.С. Считает данное постановление незаконным и нарушающим как избирательное право жителей города Хабаровска, так и его активное избирательное право. Основанием для отказа в регистрации кандидата послужило несвоевременное предоставление справки, содержащей сведения о своих расходах, а так же расходах своей супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Данная справка, действительно, была подана в Комиссию не вместе с первоначально поданным пакетом документов, а ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 4 дня до заседания Комиссии, на которой рассматривался вопрос о регистрации кандидата. Предоставление этой справки в данном случае не являлось обязательным, поскольку он расходов в отчетный период по приобретению земельного участка, другого недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) не совершал; супруги и несовершеннолетних детей у него нет. Соответственно и сумма равняется нулю, а значит и не может превышать общий доход Хачатряна А.С. за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Об отсутствии таких сделок Хачатрян А.С. уведомил Избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ путём предоставления справки, что не противоречит требованиям пункта 2.8 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края. На основании вышеприведенных фактов, просит суд: признать незаконным и отменить Постановление Избирательной комиссии города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Хабаровска Хачатряна Армена Саргисовича»; обязать Избирательную комиссию г. Хабаровска зарегистрировать Хачатряна А.С. в качестве кандидата на должность мэра г. Хабаровска.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Хабаровского края.

Административный истец требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика исковые требования не признал, сославшись в обоснование возражений на то, что решением Хабаровской городской Думы от 19.06.2018 № 847 назначены выборы Мэра города Хабаровска на 09 сентября 2018. Указанное решение Хабаровской городской думы было опубликовано в газете «Хабаровские вести» 22.06.2018 № 94 (3701). Выдвижение кандидатов на должность Мэра города Хабаровска осуществлялось в период с 23 июня по 12 июля 2018 года. ДД.ММ.ГГГГ Хачатрян Армен Саргисович представил в комиссию документы для выдвижения, среди которых отсутствовали сведения в отношении кандидата о своих расходах, по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Отсутствие указанного документа удостоверяется копией Подтверждения получения документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Хачатряна А.С. избирательным объединением «Региональное отделение в Хабаровском крае политической партии «Национальный курс». Обязанность по представлению такой справки при выдвижении кандидата прямо предусмотрена Избирательным кодексом Хабаровского края (части 4 и 4.2.1 статьи 45 Кодекса). ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Хачатряном А.С. были представлены документы для регистрации. ДД.ММ.ГГГГ постановлением комиссии кандидат Хачатрян Армен Саргисович был извещен о выявленных недостатках (отсутствие требуемых документов, несоблюдение требований к оформлению документов) в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в том числе, об отсутствии вышеуказанной справки по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации. Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ было направлено на электронную почту кандидата Хачатряна А.С., указанную им в расписке, представленной в избирательную комиссию города Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ. Восполнение недостатков, о которых был извещен кандидат, допускается в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодексом. А именно, в соответствии с частью 2.8 статьи 49 Кодекса не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов депутатов Думы, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Кодекса, в том числе к их оформлению. При этом кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Исходя из содержания ч. 2.8. ст. 49 Кодекса следует, что уточнения и изменения допускается вносить в уже сданные документы, перечисленные в п. 2 и 3, ЗЛ статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 1.2 части 3 статьи 43 Кодекса, кандидат вправе представить его не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Кандидат Хачатрян Армен Саргисович документы, указанные в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 4.2.1 статьи 45 Кодекса, в комиссию представил ДД.ММ.ГГГГ (данное обстоятельство подтверждается заявлением Хачатряна А.С. от ДД.ММ.ГГГГ), т. е. по истечении срока представления документов на выдвижение кандидата (составляющего период выдвижения с 23 июня по 12 июля 2018 года), что не допускается Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательным кодексом Хабаровского края. Таким образом, в соответствии с пунктом 3 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края отсутствие среди документов, представленных в комиссию, документов, необходимых в соответствии с Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата. В связи с чем, постановлением избирательной комиссии города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ было обоснованно отказано Хачатряну Армену Саргисовичу в регистрации кандидатом на должность Мэра города Хабаровска. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении требований Хачатряну Армену Саргисовичу к Избирательной комиссии города Хабаровска о признании незаконным, отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Хабаровска Хачатряна Армена Саргисовича», обязании Избирательной комиссии города Хабаровска зарегистрировать Хачатряна А.С. в качестве кандидата на должность Мэра города Хабаровска.

Представитель Избирательной комиссии Хабаровского края в судебное заседание не прибыл, просил рассматривать дело без его участия, представил отзыв, в котором указал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку кандидат Хачатрян Армен Саргисович документы, указанные в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 4.2.1 статьи 45 Кодекса, в избирательную комиссию представил ДД.ММ.ГГГГ (данное обстоятельство подтверждается заявлением Хачатряна А.С. от ДД.ММ.ГГГГ), т.е. за пределами срока представления документов на выдвижение кандидата. В соответствии с пунктом 3 части 8.1 статьи 50 Кодекса отсутствие среди документов, представленных в комиссию, документов, необходимых в соответствии Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата. В этой связи, Избирательная комиссия, руководствуясь вышеуказанной нормой закона на законном основании приняла оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ , которым было отказано Хачатряну Армену Саргисовичу в регистрации кандидатом на должность Мэра города Хабаровска. Указание в административном исковом заявлении на то, что оспариваемым постановлением Избирательной комиссии нарушено активное избирательное право истца основано на неверном толковании закона. Так, согласно пункту 26 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ под активным избирательным правом понимается право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь согласно пункту 27 указанной статьи право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления - это пассивное избирательное право. Оспариваемое постановление не лишает права Хачатряна А.С. избирать (голосовать на выборах Мэра города Хабаровска), т.е. не нарушает активного избирательного права Хачатряна А.С.

Выслушав пояснение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, суд приходит к следующим выводам:

В силу п. 6 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Пунктом 10 статьи 239 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Пунктом 6 статьи 76 ФЗ РФ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен перечень лиц, имеющих право оспорить решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.

В соответствии с данной нормой решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными (п. 14 Постановления).

Суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (ч.1 ст.244 КАС РФ).

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч.2 ст.244 КАС РФ).

Обращаясь с административным иском в суд, административный истец ссылается на то, что отказ в регистрации его кандидатом в Мэры города Хабаровска является незаконным, поскольку справка об отсутствии расходов им была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ., представление справки о расходах не являлось обязательным в связи с отсутствием расходов.

    С данными доводами административного истца суд не может согласиться по следующим основаниям:

Решением Хабаровской городской Думы от 19.06.2018 № 847 были назначены выборы Мэра города Хабаровска на 09 сентября 2018.

Указанное решение Хабаровской городской думы опубликовано в газете «Хабаровские вести» 22.06.2018 № 94 (3701).

В соответствии с частью 10 статьи 42 Избирательного кодекса Хабаровского края от 26.11.2003 N 154 (далее - Кодекс) выдвижение кандидата на должность главы муниципального образования может производится в течение 20 дней после дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов.

Таким образом, выдвижение кандидатов на должность Мэра города Хабаровска могло производиться в период с 23 июня по 12 июля 2018 года.

В силу п.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности ( п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Согласно п.3.1 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В соответствии с частями 4 и 4.2.1 статьи 45 Кодекса кандидат, выдвинутый избирательным объединением на должность главы городского округа, вместе с заявлением о согласии баллотироваться представляет в избирательную комиссию сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указанные сведения представляются по форме справки, установленной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» в отношении кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Указ Президента Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хачатрян Армен Саргисович представил в Избирательную комиссию города Хабаровска документы для выдвижения, среди которых отсутствовали сведения в отношении кандидата о расходах, по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Отсутствие указанного документа удостоверяется копией Подтверждения получения документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Хачатряна А.С. избирательным объединением «Региональное отделение в Хабаровском крае политической партии «Национальный курс» и не оспаривается административным истцом.

Довод административного истца о том, что представление справки о расходах кандидата не являлось обязательным, поскольку он не заключал указанных в справке сделок, супруги и несовершеннолетних детей не имеет, является не состоятельным и основан на неверном толковании положений действующего законодательства о выборах, так как обязанность по представлению такой справки ( в том числе при отсутствии расходов) при выдвижении кандидата прямо предусмотрена частью 4 и 4.2.1 статьи 45 Кодекса и п.3.1 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Кроме того, в Указе Президента РФ от 06.06.2013 N 546 указано, что справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 настоящей справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.

Согласно части 1 статьи 48 Кодекса документы для регистрации кандидаты должны представить не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, т. е. не позднее 18 часов 00 минут 25 июля 2018 года.

ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Хачатряном А.С. были представлены документы для регистрации.

В соответствии с частью 2.8 статьи 49 Кодекса при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено Кодексом, или несоблюдения требований Кодекса к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Аналогичные положения закреплены в п.1.1. ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.

Таким образом, избирательная комиссия обязана была уведомить кандидата обо всех недостатках, имеющихся в представленных им документах, в том числе, и об отсутствии документов.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением комиссии кандидат Хачатрян Армен Саргисович извещен о выявленных недостатках (отсутствие требуемых документов, несоблюдение требований к оформлению документов) в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в том числе, об отсутствии вышеуказанной справки по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации. Постановление доведено до сведения кандидата указанным им самим способом.

Восполнение недостатков, о которых был извещен кандидат, допускается в порядке и на условиях, установленных Кодексом и Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодексом.

В соответствии с частью 2.8 статьи 49 Кодекса не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов депутатов Думы, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Кодекса, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 1.2 части 3 статьи 43 Кодекса, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, т. е. согласно постановлению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичные положения закреплены в п.1.1. ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Таким образом, Хачатрян А.С. вправе был вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, уже представленные им в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации; представить копии паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенной кандидатом; заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Кандидат Хачатрян Армен Саргисович документы, указанные в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 4.2.1 статьи 45 Кодекса, в избирательную комиссию представил ДД.ММ.ГГГГ (данное обстоятельство подтверждается заявлением Хачатряна А.С. от ДД.ММ.ГГГГ), т. е. за пределами срока представления документов на выдвижение кандидата.

Поскольку справка о расходах не является документом, содержащим сведения о кандидате, представленном им в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что представление истцом справки об отсутствии расходов в Избирательную комиссию за пределами срока для выдвижения по инициативе кандидата (ДД.ММ.ГГГГ.) не имеет правовых последствий.

Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, Кодекса возложена на кандидата. Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 1.2 части 3 статьи 43 Кодекса.

Согласно подп. в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 3 части 8.1 статьи 50 Кодекса отсутствие среди документов, представленных в комиссию, документов, необходимых в соответствии Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Поскольку кандидат Хачатрян Армен Саргисович документы, указанные в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 4.2.1 статьи 45 Кодекса, в комиссию представил 27 июля 2018 года, т. е. по истечении срока представления документов на выдвижение кандидата (составляющего период выдвижения с 23 июня по 12 июля 2018 года), что не допускается Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательным кодексом Хабаровского края, суд пришел к выводу, что постановлением избирательной комиссии города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно отказано Хачатряну Армену Саргисовичу в регистрации кандидатом на должность Мэра города Хабаровска.

Указание истцом в административном исковом заявлении на то, что оспариваемым постановлением Избирательной комиссии нарушено его активное избирательное право, основано на неверном толковании закона.

Так, согласно пункту 26 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ под активным избирательным правом понимается право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь согласно пункту 27 указанной статьи право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления - это пассивное избирательное право.

Оспариваемое постановление не лишает истца права избирать (голосовать на выборах Мэра города Хабаровска), т.е. не нарушает его активного избирательного права.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии города Хабаровска соответствует требованиям законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 243-244, ч. 3 ст. 298 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования Хачатряна Армена Саргисовича к Избирательной комиссии города Хабаровска о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Хабаровска Хачатряна Армена Саргисовича», обязании зарегистрировать Хачатряна А.С. в качестве кандидата на должность Мэра города Хабаровска, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение пяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 14.08.2018 г.

Председательствующий А.Ю. Губанова

2а-7478/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хачатрян Армен Саргисович
Хачатрян А. С.
Ответчики
Избирательная комиссия города Хабарвоска
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Губанова Алена Юрьевна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
09.08.2018Регистрация административного искового заявления
09.08.2018Передача материалов судье
09.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2018Подготовка дела (собеседование)
10.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2018Судебное заседание
14.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2018Дело оформлено
22.11.2018Дело передано в архив
13.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее