РЎСѓРґСЊСЏ < Р¤.Р.Рћ. >4 дело в„– 33Р°-4255/2019
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
14 февраля 2019 г. город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу Кривцова А.С.,
РїСЂРё секретаре < Р¤.Р.Рћ. >6
рассмотрела РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рлбакян < Р¤.Р.Рћ. >11 РІ лице законного представителя Рлбакян < Р¤.Р.Рћ. >12 Рє отделу РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тбилисскому району РЅР° действия (бездействия) РћР’Рњ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тбилисскому району РІ части непредставления бланков для получения паспорта гражданина Р Р¤, РѕР± обязании РћР’Рњ отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РІ Тбилисском районе зарегистрировать Рлбакян Р .Рљ. РїРѕ месту жительства,
СЃ апелляционной жалобой законного представителя Рлбакян < Р¤.Р.Рћ. >13 - Рлбакян < Р¤.Р.Рћ. >14 РЅР° решение Тбилисского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ <...>
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Рлбакян Р .Рљ. РІ лице законного представителя Рлбакян Рђ.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє отделу РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <...> Рѕ признании Рлбакян Р .Рљ. гражданином Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ рождения, признании действий (бездействия) РћР’Рњ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тбилисскому району РІ части непредставления бланков для получения паспорта гражданина Р Р¤ незаконными, обязании административного ответчика предоставить РІСЃРµ необходимые бланки для получения паспорта гражданина Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, обязать зарегистрировать Рлбакян Р .Рљ. РїРѕ месту жительства.
Р’ обосновании исковых требований указано, что Рлбакян Р .Рљ. родился РІ <...>, Краснодарского края, Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации <...> Рі.
Родители Рлбакян Р .Рљ. граждане <...>: отец (покойный) < Р¤.Р.Рћ. >3 Рё мать < Р¤.Р.Рћ. >2.
РЎ момента рождения Рё РїРѕ настоящее время РѕРЅ проживает РІ СЃС‚. Тбилисской. РќРёРєСѓРґР° РЅРµ выезжал Рё РёРЅРѕРіРѕ гражданства РЅРµ имеет Рё иметь РЅРµ хочет. Воспитывался РІ дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Вдетский сад <...> В» СЃ <...> РїРѕ <...>
В 2017-2018 годы обучался в СОШ <...>. В 2018 году зачислен в 11 класс СОШ <...>.
В силу того, что он не утрачивал своего права быть гражданином РФ, постоянно проживал на территории РФ, воспитывался и обучался на территории РФ, не заявлял он и его родители о приобретении гражданства иного государства, считает себя гражданином РФ от рождения. Считает, что непредставление ему через его законного представителя УФМС в Тбилисском районе бланков заявления по форме 1П, для оформления паспорта РФ достигшего возраста 14 лет, является серьезным нарушением его законных прав и свобод.
Также административным ответчиком было отказано в регистрации по месту жительства административному истцу, чем нарушено его право быть зарегистрированным по месту проживания.
Полагая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, административный истец обратился в суд за защитой своих прав.
Решением Тбилисского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 29 октября 2018 Рі. РІ удовлетворении административных исковых требований Рлбакян Р .Рљ. РІ лице законного представителя Рлбакян Рђ.Рђ. отказано.
РќРµ согласившись СЃ решением СЃСѓРґР°, Рлбакян Р .Рљ. РІ лице законного представителя Рлбакян Рђ.Рђ. подал апелляционную жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёР» его отменить, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что СЃСѓРґРѕРј неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены РЅРѕСЂРјС‹ материального права.
Р’ судебном заседании СЃСѓРґР° апелляционной инстанции представитель Рлбакян Рђ.Рђ. РїРѕ доверенности Хватаев Р’.Рђ. поддерживал РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, РїСЂРѕСЃРёР» решение СЃСѓРґР° первой инстанции отменить.
Представитель отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РІ Тбилисском районе РїРѕ доверенности Седова Р.Рђ. возражала против РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы, полагая решение СЃСѓРґР° первой инстанции законным Рё обоснованным.
Рные лица, участвующие РІ административном деле РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся РІ материалах дела отчетом РѕР± отслеживании отправлений СЃ почтовым идентификатором, РѕР± отложении судебного разбирательства РЅРµ заявляли, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие РЅРµ явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не установила.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 (ред. от 18 ноября 2016 г.) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» выдача и замена паспортов про изводятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851 заявителями являются граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста или законные представителя признанных в установленном порядке недееспособными граждан РФ, обратившиеся с заявлением о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение № 1 к Административному регламенту).
Материалами дела установлено, что <...> РѕС‚ законного представителя административного истца поступило заявление начальнику отдела РїРѕ вопросам миграции РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тбилисскому району, Рѕ выдаче бланков РїРѕ форме 1Рџ (приложение <...> Рє административному регламенту ФМС Р Р¤), для заполнения Рё представления РЅР° получение паспорта гражданина Р Р¤ достигшего возраста 14 лет, Р° так Р¶Рµ бланков заявления Рѕ признании Рлбакян Р .Рљ., гражданином Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Временно исполняющим обязанности начальника РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <...> <...> направлен ответ РІ адрес Рлбакян Рђ.Рђ. (законного представителя Рлбакян Р .Рљ.) СЃ разъяснениями РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ выдаче бланка заявления РїРѕ форме 1Рџ, для заполнения Рё предоставления РЅР° получение паспорта гражданина Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, достигшего возраста четырнадцати лет, Р° также бланка заявления Рѕ признании Рлбакян Р .Рљ. гражданином Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Как следует РёР· пункта 4 вышеуказанного Регламента, информация Рѕ предоставлении государственной услуги, Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ досудебного (внесудебного) обжалования решений Рё действий (бездействия) должностных лиц, обеспечивающих предоставление государственной услуги, размещаются РІ федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных Рё муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru). РЅР° официальном интернет-сайте РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё (www.РјРІРґ.СЂС„) Ринтернет-сайтах территориальных органов РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РІ сети Рнтернет, РЅР° располагаемых РІ доступных для ознакомления местах информационных стендах подразделений РїРѕ вопросам миграции, Р° также РІ многофункциональных центрах предоставления государственных Рё муниципальных услуг.
Р’ соответствии СЃ Рї. 9 Административного регламента РЅР° информационных стендах подразделений РїРѕ вопросам миграции подлежит размещению следующая информация: номера контактных телефонов, график (режим) работы; график приема заявителей подразделения РїРѕ вопросам миграции; адреса местонахождения многофункциональных центров, через которые гражданин вправе подать заявление Рѕ предоставлении государственной услуги; адреса сайтов РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё; время ожидания РІ очереди РЅР° прием документов Рё получение результата предоставления государственной услуги РІ соответствии СЃ требованиями Административного регламента; СЃСЂРѕРєРё предоставления государственной услуги; образцы заполнения заявления Рѕ выдаче (замене) паспорта; исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа РІ приеме документов, небходимых для предоставления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа РІ предоставлении государственной услуги; РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ подачи заявления Рѕ предоставлении государственной услуги; размеры государственной пошлины Р·Р° предоставление государственной услуги; банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины; РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ получения разъяснений РїРѕ РїРѕСЂСЏРґРєСѓ предоставления государственной услуги; РїРѕСЂСЏРґРѕРє информирования Рѕ С…РѕРґРµ рассмотрения заявления Рѕ предоставлении государственной услуги Рё Рѕ результатах предоставления государственной услуги. РџРѕСЂСЏРґРѕРє записи РЅР° личный прием Рє должностным лицам; РїРѕСЂСЏРґРѕРє досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, ответственных Р·Р° предоставление государственной услуги; информация Рѕ возможности оценки качества предоставления государственной услуги РЅР° интернет-сайте РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё, РЅР° специализированном сайте РІ сети Рнтернет «Ваш контроль» (vashkontrol.ru), РІ личном кабинете Единого портала Рё (или) СЃ помощью коротких текстовых сообщений (SMS) РІ соответствии СЃ Правилами оценки; Блок-схема предоставления государственной услуги (приложение <...> Рє Административному регламенту).
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы указанного положения, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности требований административного истца в предоставлении бланков формы № 1П, поскольку указанные бланки находятся в свободном доступе и обращение в государственные органы для их получения не требуется.
РР· материалов дела также усматривается, что Рлбакян Р .Рљ., родился <...> РІ <...> Краснодарского края Р РѕСЃСЃРёСЏ.
Матерью Рлбакян Р .Рљ. является Рлбакян Рђ.Рђ., гражданка Армении, отцом Варданян Рљ.Р ., сведения Рѕ гражданстве отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются копией акта Рѕ рождении <...> РѕС‚ <...>, Р° также свидетельством Рѕ рождении III-AР“ <...> РѕС‚ <...>, свидетельством РѕР± установлении отцовства I-AР“ <...> РѕС‚ <...>
Согласно свидетельству Рѕ рождении Рлбакян Р .Рљ. гражданство отца РЅРµ установлено, мать является гражданкой Армении, данное обстоятельство подтверждается национальным паспортом РђРњ0838602, выданном <...>
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 12 Федерального закона РѕС‚ <...> <...> ВФЗ (ред. РѕС‚ <...>) «О гражданстве Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» ребенок приобретает гражданство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ рождению, если РЅР° день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
В соответствии с пунктом 50 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (ред. от 2 октября 2018 г.) наличие у ребенка, родившегося до вступления в силу Федерального закона, гражданства Российской Федерации по рождению, а также наличие у ребенка, усыновленного (удочеренного) до вступления в силу Федерального закона, гражданства Российской Федерации оформляется полномочным органом по заявлению соответственно родителя или усыновителя (приложение № 7) с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона.
Согласно статье 17 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (ред. от 31 мая 2002 г.) «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства.
В соответствии с Административным регламентом МВД заявителями являются граждане Российской Федерации достигшие 14-летнего возраста, или законные представители признанных в установленном порядке недееспособными гражданами Российской Федерации, обратившиеся с заявлением о выдаче (замене) паспорта по форме <...>П.
Для получения паспорта по достижению 14-летнего возраста или иных случаях получения паспорта впервые предоставляются: заявление о выдаче (замене) паспорта; свидетельство о рождении; две фотографии, соответствующие требованиям, установленным пунктом 38 Административного регламента; документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2011 г.
Как установлено судебной коллегией, и не опревергнуто стороной административного истца, с заявлением о получении (замене) паспорта, с приложением документов, предусмотренных вышеприведенным перечнем административный истец в установленном порядке не обращался. Достоверных доказательств того, что административным истцом чинятся препятствия в подаче такого заявления материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для рассмотрения требований административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации у административного ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, СЃСѓРґ первой инстанции обоснованно отклонил административные исковые требования РІ части признания Рлбакян Р .Рљ. гражданином Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства признается лицо, получившее вид на жительство; а вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
В силу пункта 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 17 данного закона при подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются для постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением; 2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства: а) вид на жительство или разрешение на временное проживание; б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 9 от 15 января 2007 г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 26 октября 2016 г.) (далее - Правила), постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации).
Согласно пункту 8 Правил иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет: а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии.
В случае не представления какого-либо документа, предусмотренного «а» и «б» пункта 8 и подпунктом «а» пункта 9 настоящих Правил, прием заявления о регистрации не производится до представления всех необходимых документов (пункт 10 Правил).
Непредставление указанных документов в силу пункта 10 вышеприведенных Правил дает основание органу миграционного учета не производить прием заявления о регистрации по месту жительства до предоставления всех необходимых документов.
Между тем, материалами дела установлено, что административным истцом не подавалось соответствующее заявление о регистрации по месту пребывания, документы подтверждающие право пользования жилым помещением также не представлены.
Разрешая СЃРїРѕСЂ Рё отказывая РІ удовлетворении административных исковых требований, СЃСѓРґ первой инстанции правомерно РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что принятые РІ отношении административного истца решение РѕР± отказе РІ предоставлении бланков заявления формы <...> Рё регистрации Рлбакян Р .Рљ. РїРѕ месту жительства РІ полном объеме соответствует вышеуказанных положениям действующего законодательства.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию стороны административного истца, занятую в ходе рассмотрения дела в районном суде, а судом им дана правомерная оценка, основанием для отмены состоявшегося по делу решения они признаны быть не могут.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Тбилисского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 29 октября 2018 Рі. оставить без изменения, апелляционную жалобу законного представителя Рлбакян < Р¤.Р.Рћ. >15 - Рлбакян < Р¤.Р.Рћ. >16 – без удовлетворения.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: