Дело № 2-85/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Ветровой С.В.
при секретаре Голосовой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора в интересах Мальцевой Я.С. к Администрации г.Костромы о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
Буйский межрайонный прокурор обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с исковым заявлением в интересах Мальцевой Я.С. к Администрации г.Костромы о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Заявленные требования мотивированы тем, что Буйской межрайонной прокуратурой по обращению Мальцевой (Страховой) Я.С. проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Мальцева Я.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать Страхова И.Ю., решением Буйского городского суда Костромской области от <дата> лишена родительских прав. В соответствии с договором о передаче ребенка в приемную семью, Мальцева Я.С. была передана на воспитание в приемную семью Буерову С.В. и Буеровой Т.А. С 2011 года проживала в ГОКУ Островский детский дом Костромской области. Постановлением главы Администрации городского округа город Буй Мальцева Я.С. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время по информации Росреестра от <дата> на территории Российской Федерации за Мальцевой Я.С. объектов недвижимости не значится.
В судебном заседании представитель прокурора г. Костромы Перевозчиков П.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Истец Мальцева Я.С. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель администрации городского округа город Кострома по доверенности Якимова Н.В. исковые требования не признала, полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку финансирование на предоставление жилья Мальцевой Я.С. администрацией Костромской области не производилось, кроме того, постоянным местом жительства истца г. Кострома не является.
Представитель администрации Костромской области по доверенности Скородумов Д.Н. в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Управление строительства и капитального ремонта администрации города Костромы, Департамент финансов Костромской области, Межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1 о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, письменные отзывы по существу заявленных требований приобщены к материалам дела.
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии ст. ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от <дата> №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 23.12.2014 года, органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия) (норма вступила в силу с <дата> – ст. 10 Закона).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мальцева (Страхова) Я.С. родилась <дата>, запись акта о рождении № от <дата>. Мать Страхова И.Ю., родившаяся <дата>, лишена родительских прав в отношении дочери <дата> Решением Буйского городского суда Костромской области, умерла <дата>, запись акта о смерти № от <дата>, сведения об отце в свидетельство о рождении занесены со слов матери. Фамилия Страхова изменена на Мальцеву на основании свидетельства о регистрации брака <дата>, запись акта о заключении брака № Отдел записи актов гражданского состояния по Судиславскому муниципальному району.
<дата> Страхова (Мальцева) И.Ю. передана на воспитание в приемную семью (договор передачи ребенка на воспитание в приемную семью).
Таким образом, истец Мальцева Я.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации городского округа город Буй от <дата> № за несовершеннолетней Страховой Я.С. закреплена доля в жилой площади по адресу: <адрес>, Постановлением от <дата> № внесены изменения в постановление – постановление изложено в редакции: предоставить Страховой Я.С., <дата> г.р. по достижению ею совершеннолетия жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации, <дата> данной постановление отменено Постановлением Главы администрации городской округ г. Буй № от <дата>.
Постановлением Главы администрации городского округа город Буй от <дата> №, Страхова Я.С. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в льготный список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мальцева Я.С. была зарегистрирована с <дата>, по адресу: <адрес>, данный жилой дом с <дата> находится в собственности Страхова В.Ю. Решением Буйского городского суда Костромской области от <дата> Мальцева Я.С. признана утратившей право пользования жилым помещением <адрес> со снятием с регистрационного учета, с <дата> зарегистрирована по месту проживания: <адрес>.
Мальцева (Страхова) Я.С. нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения не являются.
Таким образом, истец Мальцева Я.С. не может быть признан обеспеченной жильем, поскольку не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договорам социального найма, не является собственником жилого помещения. Указанные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено
При таких обстоятельствах истец имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО в ред. от 28.12.2012г. «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает администрации Костромской области предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).
Учитывая, что Мальцева Я.С. длительное время постоянно проживает на территории г. Костромы (справка об обучении ОГБПОУ «КЛМК» с <дата> срок обучения до <дата>, справка ОГБУЗ Родильный дом г. Костромы, договор найма жилого помещения от <дата>), местом своего жительства полагает г. Кострому, зарегистрирована в г. Костроме по месту жительства, исходя из обращения в прокуратуру жилье желает получить в г. Костроме, Костромской области, суд полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории данного муниципального образования.
Доводы ответчика – администрации городского округа город Кострома об отсутствии финансирования из бюджета Костромской области и недостаточности предусмотренных субвенций для исполнения переданных полномочий судом во внимание не принимаются, поскольку в соответствии со ст.ст. 86, 31 Бюджетного кодекса РФ, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления, недостаточность денежных средств, выделяемых из соответствующего бюджета, на приобретение жилья, не является основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильем.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░