Дело № 2-258/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Демидовой Л.С., при секретаре Мухаррамовой И.М.,
с участием заместителя прокурора Сафакулевского района Курганской области Шакирова И.Ф.,
рассмотрев 1 августа 2024 года в с. Сафакулево Сафакулевского района Курганской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сафакулевского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Межрайонная больница № 8» о возложении обязанности по организации мероприятий антитеррористической защищенности в фельдшерско-акушерском пункте,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сафакулевского района Курганской области обратился в Сафакулевский районный суд Курганской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Межрайонная больница № 8» о возложении обязанности по организации мероприятий антитеррористической защищенности в фельдшерско-акушерском пункте в с. Яланское Сафакулевского района Курганской области, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой Сафакулевского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГБУ «Межрайонная больница № 8», в ходе которой установлены нарушения.
В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются: выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации в том числе относятся обеспечение и защита основным прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территории), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В целях реализации данной нормы федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с пп. «б» п. 16 указанных Требований № 8 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Согласно п. 31 Требований № 8 на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
В соответствии с Уставом ГБУ «Межрайонная больница № 8» данное бюджетное учреждение, ранее имевшее наименование ГБУ «Сафакулевская ЦРБ» и переименованное в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 05.09.2022 № 274 «О реорганизации государственных бюджетных учреждений Курганской области» является правопреемником ГБУ «Сафакулевская ЦРБ», реорганизованного в форме присоединения к ГБУ «Щучанская ЦРБ» в соответствии с Постановлением Правительства.
Согласно пункту 11 Устава целями деятельности бюджетного учреждения является охрана здоровья населения путем осуществления лечебно-профилактической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.1 Устава ГБУ «Межрайонная больница № 8» имеет филиал в с.Сафакулево по адресу: <адрес>.
Филиал ГБУ «Межрайонная больница № 8» осуществляет свою деятельность в структурных подразделениях, в том числе и в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по <адрес>А, в с. Яланское Сафакулевского района Курганской области.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что ФАП, осуществляющий деятельность по вышеуказанному адресу, является объектом (территорией), подлежащей антитеррористической защите. На объект в июле 2020 года составлен и утвержден паспорт безопасности, в соответствии с которым ему присвоена 4 категория опасности.
На основании пунктов 36, 37 Требований № 8 актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет.
В ходе проведенной проверки в мае 2024 года установлено, что на указанном объекте здравоохранения не выполнены мероприятия по оборудование системой видеонаблюдения с учетом количества установленных камер и мест их размещения с обеспечением непрерывного видеонаблюдения за состоянием обстановки на территории объекта с сохранением видеоинформации не менее 30 суток.
Невыполнение требований по антитеррористической безопасности по созданию безопасных условий ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников медицинской организации, а также неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Прокурор Сафакулевского района Курганской области просил суд возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение «Межрайонная больница № 8» в срок до 01 января 2025 года организовать мероприятия антитеррористической защищенности в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес>А, с. Яланское Сафакулевского района Курганской области, а именно оборудовать ФАП системой видеонаблюдения с учетом количества установленных камер и мест их размещения с обеспечением непрерывного видеонаблюдения за состоянием обстановки на территории объекта с сохранением видеоинформации не менее 30 суток.
В судебном заседании заместитель прокурора Сафакулевского района Курганской области Шакирова И.Ф. требования поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУ «Межрайонная больница № 8» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего мнения относительно заявленных требований не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя прокуратуры Сафакулевского района Курганской области, изучив письменные доказательства по делу, суд считает, что требования прокурора района обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно пункту 15 указанных Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В силу требований подп. «б» пункта 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В соответствии с Уставом ГБУ «Межрайонная больница № 8» данное бюджетное учреждение, ранее имевшее наименование ГБУ «Сафакулевская ЦРБ» и переименованное в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 05.09.2022 № 274 «О реорганизации государственных бюджетных учреждений Курганской области» является правопреемником ГБУ «Сафакулевская ЦРБ», реорганизованного в форме присоединения к ГБУ «Щучанская ЦРБ» в соответствии с Постановлением Правительства.
Согласно пункту 11 Устава целями деятельности бюджетного учреждения является охрана здоровья населения путем осуществления лечебно-профилактической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.1 Устава ГБУ «Межрайонная больница № 8» имеет филиал в с. Сафакулево по адресу: <адрес>.
Филиал ГБУ «Межрайонная больница № 8» осуществляет свою деятельность в структурных подразделениях, в том числе и в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, с. Яланское, ул. Кирова, д. 2А.
Из паспорта безопасности Яланского фельдшерско-акушерского пункта следует, что указанному объекту установлена четвертая категория опасности.
Как установлено в судебном заседании в мае 2024 года прокуратурой Сафакулевского района Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни граждан, в ходе указанной проверки ФАПа, расположенного по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, с. Яланское, ул. Кирова, д. 2А, выявлено, что на указанном объекте здравоохранения не выполнены мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения с обеспечением непрерывного видеонаблюдения за состоянием обстановки на территории объекта с сохранением видеоинформации не менее 30 суток.
Доказательств устранения нарушений антитеррористической безопасности и выделение денежных средств на указанные цели не представлено.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Допущенные ГБУ «Межрайонная больница № 8» нарушения требований антитеррористической безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и могут повлечь за собой негативные последствия в виде нарушения прав и законных интересов граждан в сфере антитеррористической безопасности.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора района в полном объеме.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что ГБУ «Межрайонная больница № 8» является бюджетным учреждением и подчиняется требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд считает срок 12 месяцев достаточным и разумным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь стст.167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сафакулевского района Курганской области удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение «Межрайонная больница № 8» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по антитеррористической защищенности в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул. Кирова, д. 2А, с. Яланское Сафакулевского района Курганской области, а именно оборудовать системой видеонаблюдения с учетом количества установленных камер и мест их размещения с обеспечением непрерывного видеонаблюдения за состоянием обстановки на территории объекта с сохранением видеоинформации не менее 30 суток.
Мотивированное решение по делу составлено 1 августа 2024 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сафакулевский районный суд Курганской области.
Судья Л.С. Демидова