Решение по делу № 2а-1310/2021 от 24.02.2021

Дело № 2а-1310/2021

76RS0014-01-2021-000568-04

Изготовлено 25.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 25 февраля 2021 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Олегине Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сысуева Виктора Витальевича к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля, Главе Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля Трудоношину Александру Васильевичу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в проведении публичного мероприятия,

установил:

Сысуев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля о признании незаконным письма-предложения организатору публичного мероприятия от 20 февраля 2021 года №01-44/797.

В обоснование административного иска указано, что 12 февраля 2021 года административным истцом подано в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля уведомление о проведении публичного мероприятия в форме: митинг <данные изъяты> 15 февраля 2021 года территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля направила Письмо-предложение организатору публичного мероприятия №01-44/691, в котором предлагала «устранить несоответствия информации, указанной в уведомлении». 16 февраля 2021 года подано в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля уведомление об устранении несоответствия информации, указанной в Уведомлении о проведении публичного мероприятия от 12 февраля 2021 года, в котором устранено несоответствие информации, указанной в Письме-предложении организатору публичного мероприятия. Территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ в течение 3-х дней - не предложила административному истцу изменить место, время, цели, формы и условий проведения публичного мероприятия, следовательно, митинг <данные изъяты> являются согласованными. 20 февраля 2021 года в 18 час. 21 мин. территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля направила истцу на электронную почту сообщение, в котором написала, что письмо-предложение можно получить 24 февраля 2021 года 8 час. 30 мин. 24 февраля 2020 года Сысуев В.В. получил Письмо-предложение организатору публичного мероприятия от 20 февраля 2021 года №01-44/797, в котором администрация отказала в проведении публичного мероприятия. Управление Роспотребнадзора по Ярославской области не считает возможным проведение 27 февраля 2021 года заявленных публичных мероприятий в форме митинга и шествия. Административному истцу предложено подать новое уведомление, изменив дату проведения публичного мероприятия. Указанное письмо-предложение Сысуев В.В. считает незаконным, исходит из положений п.п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28, п. 2 ч. 1, ч. 1.1, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Письмо-предложение организатору публичного мероприятия №01-44/797 содержит запрет проведения публичного мероприятия, в нем есть ссылка на Управление Роспотребнадзора по Ярославской области и предложение «подать новое уведомление, изменив дату», что не предусмотрено п. 1.1 ч. 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ. Письмо-предложение организатору публичного мероприятия №01-44/797 направлено территориальной администрацией 20 февраля 2021года, то есть по истечении восьми дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия. Административный истец указал на недопустимость отказа в проведении публичного мероприятия по основаниям, не предусмотренным в ч. 3 ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ. В обжалуемом Письме-предложении организатору публичного мероприятия от 20.02.2021 №01-44/797 не содержится никаких положений Федерального закона №54-ФЗ или Закона Ярославской области, запрещающих проведение митинга по адресу: <данные изъяты> В Ярославской области отсутствуют ограничения на проведение массовых мероприятий численностью до 50 человек. Управление Роспотребнадзора по Ярославской области не имеет полномочий разрешать или запрещать проведение массовых мероприятий. Обжалуемое Письмо-предложение организатору публичного мероприятия №01-44/797 нарушает право Сысуева В.В. проводить собрания, митинги и демонстрации, гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В судебном заседании административный истец и его представитель по устному ходатайству Виноградов О.И. требования поддержали, пояснения дали согласно тексту заявления. Помимо доводов, изложенных в иске, представитель административного истца ссылался на то, что протокол от 4 февраля 2021 года совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утв. Председателем Правительства Ярославской области Степаненко Д.А., нормативно-правым актом не является. Данный протокол и ответ Управления Роспотребнадзора по Ярославской области не могут быть положены основу решения об отказе в проведении публичных мероприятий. Правовые основания для предложения Администрацией истцу подать новое уведомление отсутствуют.

В судебном заседании представитель Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля по доверенности Зайцева И.В. требования не признала, пояснила, что несогласование ответчиком публичного мероприятии по основаниям, изложенным в письме от 20 февраля 2021 года было обусловлено эпидемиологической ситуацией на территории Ярославской области. Ответчиком не было отказано истцу в проведении публичного мероприятия, а было предложено подать новое уведомление, изменив дату проведения публичного мероприятия. Действия ответчика являются законными, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Указала, что ответ Сысуеву В.В. дан 20 февраля 2021 года после получения 20 февраля 2021 года ответа из Управления Роспотребнадзора по Ярославской области. Управление Роспотребнадзора по Ярославской области уполномочено давать заключение относительно эпидемиологической ситуации. Управление Роспотребнадзора по Ярославской области осуществляет контроль за заболеваемостью в силу своих полномочий.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо представило суду отзыв на административный иск, в котором Управление Роспотребнадзора по Ярославской области сообщило следующее. 12 февраля 2021 года из территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области поступил запрос о согласовании проведения нескольких публичных мероприятий, в том числе о согласовании проведения 27 февраля 2021 года публичного мероприятия в форме митинга и по окончании митинга шествия в г. Ярославле, организатором которого является Сысуев В.В., и дополнительный запрос к ранее направленному. В соответствии с методическими рекомендациями MP 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения СОVID-19», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российский Федерации Поповой А.Ю. решение о снятии ограничений, функционировании предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий принимается после стабилизации эпидемиологической ситуации с учетом опенки рисков ее возможного осложнения. В данное время эпидемиологическая ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) в Ярославской области остается напряженной. Проведение публичных мероприятий в форме митингов и шествий может привести к возрастанию рисков распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), росту заболеваемости и, тем самым, осложнению эпидемиологической ситуации. В связи с этим Управление не считает возможным проведение 27 февраля 2021 года заявленных публичных мероприятий в форме митингов и шествий. На запросы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области своевременно были подготовлены письменные ответы.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения

В силу положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о публичных мероприятиях), согласно которому законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а в случаях, предусмотренных Законом о публичных мероприятиях, - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 8), Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 11), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7, части 1.1, 2.2, 3 и 3.1 статьи 8 и часть 1 статьи 11); проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума помимо Закона о публичных мероприятиях регулируется также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (части 1 и 2 статьи 1).

Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (далее - органы публичной власти), направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о публичных мероприятиях организатор публичного мероприятия обязан, в том числе, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам надлежит учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в официально опубликованном определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П "По жалобе граждан Л., Ш.Д. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Судом установлено, что 12 февраля 2021 года Сысуев В.В. подал в Территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга и шествия с целью <данные изъяты>

Место проведения публичного мероприятия:

- митинг: <адрес>

- шествие: сбор участников мероприятия <адрес>

Дата, время начала и окончания публичного мероприятия:

- митинг: <данные изъяты>

- шествие: <данные изъяты>

15 февраля 2021 года в адрес Сысуева В.В. поступило письмо-предложение организатору публичного мероприятия №01-44/691, подписанное главой Администрации Трудоношиным А.В., где на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ предложено устранить несоответствия информации, указанной в уведомлении. В письме-предложении прописано, что в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ необходимо указать информацию о санитарном обслуживании при проведений публичных мероприятий. В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ отсутствует подпись лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. В уведомлении о проведении публичного мероприятия, а также на прилагаемой к уведомлению схеме, не указано количество и размер быстровозводимых сборно-разборных конструкций, конкретное место установки данных быстровозводимых сборно-разборных конструкций при проведении публичных мероприятий.

16 февраля 2021 года Сысуевым В.В. было подано в Администрацию уведомление об устранении несоответствия информации.

20 февраля 2021 года Территориальной администрацией Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля Сысуеву В.В. дан ответ - письмо-предложение организатору публичного мероприятия №01-44/797. В данном письме-предложении указано следующее.

В рамках исполнения протокола от 04 февраля 2021 года совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утвержденного Председателем Правительства Ярославской области ФИО1 в территориальную администрацию поступила информация из Управления Роспотребнадзора по Ярославской области, о том, что в соответствии с методическими рекомендациями MP 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю., решение о снятии ограничений, функционировании предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий принимается после стабилизации эпидемиологической ситуации с учетом оценки рисков ее возможного осложнения.

В настоящее время эпидемиологическая ситуация с распространением новой коронавирусной-инфекции (COVID-19) в Ярославской области остается напряженной.

Проведение публичных мероприятий в форме митинга может привести к возрастанию рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), росту заболеваемости и, тем самым, осложнению эпидемиологической ситуации.

В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Ярославской области не считает возможным проведение 27 февраля 2021 года заявленных Сысуевым В.В. публичных мероприятий в форме митинга и шествия.

Учитывая вышеизложенное и на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» административному истцу было предложено подать новое уведомление, изменив дату проведения публичного мероприятия.

Суд полагает, что в оспариваемом решении имеет место явная описка: указано на п. 1.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ вместо ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.

Также 12 и 19 февраля 2021 года Администрация в рамках исполнения протокола от 04 февраля 2021 года совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утвержденного Председателем Правительства Ярославской области ФИО1, запрашивала в Управлении Роспотребнадзора по Ярославской области согласование/отказ в согласовании публичных мероприятий, заявленных Сысуевым В.В. в уведомлениях. Управление Роспотребнадзора по Ярославской области 15 февраля 2021 года в отношении митинга, 20 февраля 2021 года в отношении митинга и шествия отказало в согласовании проведения публичных мероприятий 27 февраля 2021 года в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией.

С доводами административного истца о незаконности письма-предложения организатору публичного мероприятия №01-44/797 от 20 февраля 2021 года суд не соглашается в силу следующего.

Пунктом «а.2» ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возложены обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Также в соответствии с пп. «а» п.3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п.п. «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации: устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Ярославской области от 7 апреля 2003 года №19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы жизни и здоровью населения в период реализации ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) 7 февраля 2020 года Правительством Ярославской области принято постановление № 100-п, которым на территории Ярославской области с 7 февраля 2020 года введен режим функционирования «Повышенная готовность».

В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Ярославской области от 18 марта 2020 года №47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения», на территории Ярославской области временно приостановлено проведение массовых мероприятий с числом участников более 50 человек одновременно в местах их проведения. Ограничение не распространяется на нахождение одновременно более 50 человек в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, на станциях и остановках транспорта, на автовокзалах, железнодорожных и речных вокзалах, в аэропортах, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, образовательных, досуговых или зрелищно-развлекательных мероприятий, осуществляемых в рамках текущей деятельности организаций), при условии обязательного исполнения рекомендаций для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (общих и по направлениям деятельности) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Временного руководства Всемирной организации здравоохранения от 29 мая 2020 "Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19".

Пунктом 4 протокола совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утв. Председателем Правительства Ярославской области ФИО1 от 4 февраля 2021 года предусмотрено, что проведение массовых мероприятий любой численности (в том числе менее 50 человек), запланированных на территории Ярославской области, допускается только при согласовании с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области.

К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, если это является оправданным и обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.

Органы власти должны принимать меры в целях обеспечения реализации прав не только участников публичного мероприятия, но и прав неопределенного круга лиц, соблюдение интересов государственной и общественной безопасности.

Учитывая указанные обстоятельства и нормы права, суд полагает, что несогласование проведения публичного мероприятия в форме митинга с количеством участников 49 человек, связано с ограничительными мерами, направленными в первую очередь на защиту здоровья населения и предотвращения массового распространения коронавирусной инфекции в г.Ярославле. Такое решение административного ответчика не может расцениваться как незаконное со стороны органа публичной власти. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, порядок его принятия соблюден, основания для его принятия имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные административные правоотношения.

Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено право органа местного самоуправления отказать в проведении публичного мероприятия по основаниям указанным в части 3 статьи 12 данного Федерального закона, или обоснованно предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия (часть 1.1 статьи 12 указанного выше Федерального закона).

При этом, как следует из писем, направленных Администрацией в адрес истца, ответчиком не было отказано Сысуеву В.В. в проведении публичного мероприятия, а было предложено подать новое уведомление, изменив дату проведения публичного мероприятия, т.е. со стороны Администрации имело место обоснованное предложение изменить дату проведения публичного мероприятия. Однако этого им сделано не было.

Поэтому оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных ст.31 Конституции РФ не имеется.

В связи с чем, суд отказывает Сысуеву В.В. в удовлетворении требования о признании незаконными действий Администрации в части несогласования публичного мероприятия по основаниям, изложенным в письме-предложении от 20 февраля 2021 года № 01-44/797. Оспариваемое письмо-предложение принято уполномоченным органом, в целом порядок его принятия соблюден, основания для его принятия имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные административные правоотношения.

Доводы истца о том, что какого-либо иного нормативного правового акта, ограничивающего проведение публичного мероприятия с количеством участников до 50 человек, не имеется, поэтому действия по несогласованию публичного мероприятия являются незаконными, суд во внимание не принимает, поскольку административным истцом, в свою очередь, не представлены доказательства того, что в сложившейся неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке он, как организатор публичного мероприятия, сможет обеспечить безопасность всех граждан, пожелавших участвовать в публичном мероприятии, либо находящихся в месте его проведения.

Доводы административного истца о том, что письмо-предложение организатору публичного мероприятия №01-44/797 от 20 февраля 2021 года подготовлено и получено Сысуевым В.В. за пределами срока, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях, во внимание не принимаются судом в силу следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия направлено Сысуевым В.В. 12 февраля 2021 года, в пределах трехдневного срока, 15 февраля 2021 года, Администрацией Сысуеву В.В. предложено устранить несоответствия информации, указанной в уведомлении. 16 февраля 2021 года Сысуев В.В. направил уведомление об устранении несоответствия информации. Администрация должны была рассмотреть данное уведомление и в течение трех дней со дня его получения дать ответ. Ответ дан 20 февраля 2021 года, после получения ответа из Управления Роспотребнадзора по Ярославской области 20 февраля 2021 года, как следствие по истечении трех дневного срока. Как указал административный истец 20 февраля 2021 года в 18 час. 21 мин. территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля направила ему на электронную почту сообщение, в котором написала, что письмо-предложение можно получить 24 февраля 2021 года 8 час. 30 мин. 24 февраля 2020 года Сысуев В.В. получил Письмо-предложение организатору публичного мероприятия от 20 февраля 2021 года №01-44/797.

Учитывая изложенные положения закона, фактические обстоятельства дела, а также п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28, суд полагает, что сам по себе пропуск административным ответчиком срока, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях не может служить безусловным основанием для признания незаконным письма-предложения организатору публичного мероприятия №01-44/797 от 20 февраля 2021 года.

Также не может быть признан состоятельным довод истца о том, что административный ответчик без установленных ч. 3 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях правовых оснований отказал в проведении публичного мероприятия.

Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено право органа местного самоуправления отказать в проведении публичного мероприятия по основаниям указанным в ч. 3 ст. 12 данного Федерального закона, или обоснованно предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия (часть 1.1 статьи 12 указанного выше Федерального закона).

Как следует из установленных по делу фактических обстоятельств, административный ответчик не отказывал в проведении публичного мероприятия при проведении согласительной процедуры, предусмотренной названным законом, административному истцу обоснованно предложено провести публичное мероприятие в иную дату.

Направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия.

Позиция, приведенная в оспариваемом административным истцом ответе обусловлена введенным на территории Ярославской области режимом повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). При этом правовых оснований согласовать проведение указанного административным истцом публичного мероприятия у ответчика не имелось.

Оспариваемое уведомление не содержит каких-либо требований (выводов) о недопустимости (невозможности) проведения публичного мероприятия с заявленной целью. Не содержит оно и никаких рекомендаций организаторам и участникам публичного мероприятия о том, какие мнения, требования, касающиеся заявленной цели публичного мероприятия, следует выдвигать, высказывать или не выдвигать и не высказывать в ходе проведения мероприятия. Следовательно, это уведомление не может нарушать и не нарушает его прав на свободу мысли и свободу выражения своего мнения, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

С учетом изложенного не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного истца о том, что протокол от 4 февраля 2021 года совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утв. Председателем Правительства Ярославской области ФИО1 не является нормативным правовым актом.

Суд полагает также обратить внимание на то, что действующее законодательство о публичных мероприятиях не содержит норму, обязывающую орган местного самоуправления предлагать варианты иного времени, места проведения публичного мероприятия.

Доводы стороны истца применительно отсутствия у Управления Роспотребнадзора по Ярославской области полномочий запрещать/разрешать проведение массовых мероприятий не принимаются судом, учитывая изложенные выше положения закона и Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", п. 4 протокола совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утв. Председателем Правительства Ярославской области ФИО1 от 4 февраля 2021 года.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей – п. 11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу п. 5 Положения Роспотребнадзор информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Управление Роспотребнадзора по Ярославской области по настоящему делу информировало Администрацию об эпидемиологической ситуации с распространением новой коронавирусной-инфекции (COVID-19) в Ярославской области, как следствие о возможности/невозможности проведения публичных мероприятий. В рамках настоящего дела заинтересованное лицо также указывало на то, что в данное время эпидемиологическая ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) в Ярославской области остается напряженной. Проведение публичных мероприятий в форме митингов и шествий может привести к возрастанию рисков распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), росту заболеваемости и, тем самым, осложнению эпидемиологической ситуации. В связи с этим Управление не считает возможным проведение 27 февраля 2021 года заявленных публичных мероприятий в форме митингов и шествий.

При изложенных выше обстоятельствах административные исковые требования Сысуева В.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административные исковые требования Сысуева Виктора Витальевича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья                                       В.В. Воробьева

2а-1310/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сысуев Виктор Витальевич
Ответчики
Глава территориальной Администрации Кировского и Ленинского района мэрии г. Ярославля Трудоношин А.В.
Территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защитьы прав потребителей и благополучия человека по ЯО
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Воробьева Виктория Валерьевна
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Рассмотрение дела начато с начала
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее