Дело № ххха-2538/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.г.т. Холм-Жирковский 05 декабря 2016 года.
Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего
судьи Баринова В.П.,
с участием прокурора <адрес> Лихачева В.А.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канютинского сельского поселения <адрес> о признании ее бездействия в части постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта нецентрализованного водоснабжения - колодца, расположенного по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес> незаконным и возложении на администрацию поселения обязанности в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта нецентрализованного водоснабжения – колодец питьевой воды, расположенный по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канютинского сельского поселения <адрес> о признании ее бездействия в части постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта нецентрализованного водоснабжения - колодца, расположенного по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес> незаконным и возложении на администрацию поселения обязанности в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта нецентрализованного водоснабжения – колодец питьевой воды, расположенный по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес>, сославшись на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией МО Канютинское сельское поселение <адрес> законодательства в сфере организации питьевого водоснабжения населения, в ходе которой установлено, что на территории данного МО имеется колодец питьевой воды, расположенный по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес>, который является водозаборным сооружением нецентрализованного водоснабжения населения. В нарушение требований законодательства, указанный колодец в муниципальную собственность не принимался, на баланс и обслуживание коммунального комплекса не передавался, в реестре муниципальной собственности не числится, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник указанного объекта недвижимости не определен.
Статус указанного колодца как бесхозяйного, создает потенциальную опасность для граждан, осуществляющих забор воды из него (неопределенный круг лиц), и требует незамедлительного принятия мер по передаче его в муниципальную собственность в целях надлежащего содержания объектов водоснабжения, а также для обеспечения охраны окружающей среды.
Отсутствие собственника у водозаборного сооружения нецентрализованного водоснабжения населения расположенного по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес> и, как следствие этого, отсутствие контроля за указанным объектом, существенно ущемляет законные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, создает угрозу совершения террористических актов. Указанное свидетельствует о недостаточной деятельности администрации Канютинского сельского поселения по профилактике терроризма, что в свою очередь не обеспечивает защиту основных прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, при данных обстоятельствах существует опасность попадания в поверхностные и подземные воды вредных веществ, что может привести к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В судебном заседании прокурор <адрес> Лихачев В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Канютинского сельского поселения <адрес>, в судебное заседание не явился, исковые требования фактически признал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд, заслушав объяснение прокурора Лихачева В.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от дд.мм.гггг № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ № 52-ФЗ), население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу ст. 2, 18 и 19 ФЗ № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг № ххх в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах, утверждена федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, предусматривающая привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения администрацией МО Канютинское сельское поселение <адрес> законодательства в сфере организации питьевого водоснабжения населения, в результате которой было установлено, что общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес> является бесхозяйным имуществом, что подтверждается сообщением администрации Канютинского сельского поселения от дд.мм.гггг № ххх (л.д.4), письменными объяснениями главы Канютинского сельского поселения (л.д.6), уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте капитального строительства, расположенном по адресу: <адрес>, д. Канютино, <адрес>, колодец (л.д.5).
По смыслу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Общественный колодец является недвижимым имуществом, поскольку прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Пунктами 1 и 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу ст.50 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от дд.мм.гггг № ххх-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
На основании ч.4. ст.3 указанного закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статус указанного колодца как бесхозяйного, создает потенциальную опасность для граждан, осуществляющих забор воды из него (неопределенный круг лиц), и требует незамедлительного принятия мер по передаче его в муниципальную собственность в целях надлежащего содержания объектов водоснабжения, а также для обеспечения охраны окружающей среды.
Отсутствие собственника у водозаборного сооружения нецентрализованного водоснабжения и, как следствие этого, отсутствие контроля за указанным объектом, существенно ущемляет законные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, создает угрозу совершения террористических актов.
Кроме того, при данных обстоятельствах существует опасность попадания в поверхностные и подземные воды вредных веществ, что может привести к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора <адрес> законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для регистрации указанного колодца в качестве бесхозяйного, суд считает необходимым возложить на администрацию Канютинского сельского поселения <адрес> обязанность в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на учет вышеуказанного объекта питьевого водоснабжения.
Суд считает, указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канютинского сельского поселения <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Канютинского сельского поселения <адрес> в части постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного объекта нецентрализованного водоснабжения - колодца, расположенного по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес> незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Канютинского сельского поселения <адрес> в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта нецентрализованного водоснабжения - колодец питьевой воды, расположенный по адресу: <адрес> д. Канютино <адрес>.
Об исполнении решения суда в месячный срок со дня окончания 2-х месячного срока сообщить в суд, вынесший данное решение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.
Судья: подпись В.П. Баринов