Дело № 2-33
РешениеИменем Российской Федерации
30 января 2013 года г. ЗуевкаЗуевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Головкова В.Л.,
с участием помощника прокурора Зуевского района Кировской области Перешеина Н.В.,
при секретаре Катаевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зуевского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зуевского муниципального района Кировской области, МКОУ СОШ с. Семушино об обязании к совершению действий,
установил:
Прокурор Зуевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зуевского муниципального района Кировской области, МКОУ СОШ с. Семушино, которым просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Семушино Зуевского района Кировской области» оборудовать ограждение филиала территории школы на ст. Ардаши, расположенной по адресу: ст. <адрес>, за спортивной площадкой и со стороны хозяйственной зоны, в срок до 01 сентября 2013 года. А также просит обязать администрацию муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области произвести финансирование деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Семушино Зуевского района Кировской области» по оборудованию ограждения территории филиала школы на ст. Ардаши в срок до 01 сентября 2013 года.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об образовании и антитеррористического законодательства. В ходе проверки установлено, что территория филиала МКОУ СОШ с. Семушино на ст. Ардаши имеет частичное ограждение территории. В соответствии п. 1.1 Устава МКОУ СОШ с. Семушино, утвержденного постановлением главы администрации района № 711 от 11.10.2011 г. МКОУ СОШ с. Семушино является муниципальным гражданским светским некоммерческим общеобразовательным учреждением. Согласно п. 1.2 Устава, учредителем МКОУ СОШ с. Семушино является муниципальное образование Зуевский муниципальный район. В нарушение требований п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка образовательного учреждения на ст. Ардаши ограждена забором частично. Площадь ограждения по периметру составляет 400 м. Частично ограждение протяженностью 250 м. имеется с южной стороны земельного участка образовательного учреждения вдоль ул. <данные изъяты>. Ограждение отсутствует за спортивной площадкой и со стороны хозяйственной зоны, протяженность участка 150 м. Отсутствие соответствующего ограждения образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, может способствовать совершению актов терроризма. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательного учреждения, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работающих в школе во время образовательного процесса в соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» несет образовательное учреждение. Согласно ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, благоустройство прилегающих к ним территорий. В связи с этим устранение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства относится к компетенции не только руководителя указанного учреждения, но и собственника имущества данного учреждения – муниципального образования Зуевский муниципальный район.
В судебном заседании помощник прокурора Перешеин Н.В. заявленные требования поддержал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Зуевского муниципального района Кировской области – Авдошина Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в суде пояснила, что Администрация Зуевского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, распоряжается денежными средствами в пределах, предусмотренных бюджетом Зуевского района, утверждаемым Зуевской районной Думой. В бюджете Зуевского района на 2013 год и на плановый период 2014, 2015 годов, утвержденном решением Зуевской районной Думы от 19.12.2012 № 1/28, денежные средства на финансирование деятельности МКОУ СОШ с. Семушино по оборудованию ограждения территории образовательного учреждения не предусмотрены. Соответственно у Администрации района отсутствует возможность обеспечить финансирование указанной деятельности.
Представитель ответчика – директор МКОУ СОШ с. Семушино Шутов А.А. исковые требования прокурора признал полностью, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Кировской области, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без его участия, с исковыми требованиями прокурора согласен, возражений не имеет. (л.д.54)
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, гражданское дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, оценив, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно п. п. 1.3, 1.4 раздела 1 СанПиН 2.4.2.2821-10, данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Из материалов дела следует, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Семушино является юридическим лицом, учредителем которого выступает Администрация Зуевского муниципального района Кировской области.
Согласно п. 3.1 Устава МКОУ СОШ с. Семушино за школой в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с ее уставом учредителем закрепляются объекты (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), которые являются муниципальной собственностью Зуевского муниципального района. Земельные участки закрепляются за школой в порядке, установленном законодательством. Объекты собственности, закрепленные учредителем за школой, находятся в ее оперативном управлении с момента передачи имущества.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об образовании и антитеррористического законодательства.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен специалист 1 категории отдела градостроительства и архитектуры Администрации Зуевского района Белобородов В.С., который суду пояснил, что он вместе со специалистом Зуевского сектора Управления Росреестра по Кировской области ФИО1 участвовал в обследовании территории школы на ст. Ардаши. В ходе обследования установлено, что на территории школы расположено здание хозяйственного блока, в котором располагается почта и магазин на основании договора аренды. Ограждение в обход хозяйственного блока построить невозможно, так как будет перегорожена подъездная дорога. К тому же здание хозяйственного блока расположено близко к зданию школы.
В нарушение п. 3.1 раздела 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория филиала МКОУ СОШ с. Семушино на ст. Ардаши имеет частичное ограждение территории, что подтверждается информацией территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Кирово-Чепецком районе от 22.10.2012 г. и не оспаривается сторонами.
Отсутствие соответствующего ограждения образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального района.
Часть 2 ст. 18 названного закона предусматривает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 17.06.2010 № 121-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, благоустройство прилегающих к ним территорий.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности.
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие в бюджете муниципального района денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Суд соглашается с заявленным прокурором сроком исполнения решения суда, признавая его разумным.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора Зуевского района Кировской области удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Семушино Зуевского района Кировской области» оборудовать ограждение филиала территории школы на ст. Ардаши, расположенной по адресу: <адрес>, за спортивной площадкой и со стороны хозяйственной зоны, в срок до 01 сентября 2013 года.
Обязать администрацию муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области произвести финансирование деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Семушино Зуевского района Кировской области» по оборудованию ограждения территории филиала школы на ст. Ардаши в срок до 01 сентября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения путем подачи жалобы через Зуевский районный суд.
Председательствующий В.Л.Головков