Решение по делу № 2-691/2022 (2-3935/2021;) от 21.12.2021

Дело № 2-691/2022

УИД 91RS0019-01-2021-007532-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2022 года                                             г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Томащака А.С.,

при секретаре Фасон Е.Ю.,

с участием представителя истца Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» – Алексеевой Л.А.,

представителя ответчика администрации Симферопольского района Республики Крым, третьего лица Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым – Паращевиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» к администрации Симферопольского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО7, об отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ РК «КМК») в лице своего представителя обратилось в суд с иском к администрации Симферопольского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО8 об отмене постановления администрации Симферопольского района Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение», взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой госпошлины при подаче иска в суд, в размере 4500 рублей.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что обжалуемым постановлением администрация Симферопольского района Республики Крым ФИО2 помещена в ГАПОУ РК «КМК», вместе с тем истец не является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не может являться законным представителем ФИО2, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Симферопольского района Республики Крым, третьего лица Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и просил суд в их удовлетворении отказать, в том числе и по тем основаниям, что на сегодняшний день ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла совершеннолетия.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о слушании дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами урегулированы нормами Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В силу пункта 2 статьи 2 названного Закона, попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью I статьи 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы главой 22 Семейного кодекса Российской Федерации.

Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (абзац первый пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации)

Согласно пункту 2 статьи 155 Семейного кодекса Российской Федерації детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Абзацем шестым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В качестве основного критерия отнесения организации для детей-сирот к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, следует рассматривать основной вид деятельности, осуществляемый такой органнзацией.

Виды деятельности организаций для детей-сирот определены пунктами 51-54 Положения.

Решение о помещении детей в организации принимается в порядке, определенном пунктами 20-23 Положения.

Из системного анализа указанных норм следует, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Симферопольского района Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей, обучающаяся в ГАПОУ РК «КМК», помещена под надзор в ГАПОУ РК «КМК» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.

Согласно Уставу ГАПОУ РК «КМК» учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании специального разрешения - лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п.2.2 Устава основной целью деятельности, для реализации которой создано Учреждение, является образовательная деятельность но образовательным программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГАПОУ РК «КМК» является образование профессиональное среднее.

Согласно письму Министерства образования и науки России от 15 августа 2016 г. № 07-3446 «О направлении информации», которое издано с целью разъяснения и регулирования актуальных вопросов, возникающих при реализации законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними лицами, в частности, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.

Из информационного письма Министерства образования и науки Республики Крым от 17.05.2019 № 01-24/491 следует, что на территории Республики Крым функционируют 5 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: три учреждения, находящиеся в ведении Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, одно учреждение, находящееся в ведении Министерства здравоохранения Республики Крым, одно учреждение, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, которые помещаются под надзор дети.

В Положении установлены критерии и виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми Колледж не обладает.

Таким образом, судом установлено, что постановление администрации Симферопольского района Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей, обучающаяся в ГАПОУ РК «КМК», помещена под надзор в ГАПОУ РК «КМК» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью, не соответствует требованиям законодательства и подлежит отмене как незаконное.

Доводы представителя ответчика, третьего лица об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с достижением ФИО2 совершеннолетия подлежат судом отклонению, поскольку на момент обращения в суд с указанным иском, а именно ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не являлась совершеннолетней.

В подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение государственных органов, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью первой статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Из анализа приведенных законоположений следует, выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой госпошлины при подаче иска, в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Иск Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» к администрации Симферопольского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО2, об отмене постановления- удовлетворить.

Отменить постановление администрации Симферопольского района Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение».

Взыскать с администрации Симферопольского района Республики Крым в пользу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины при подаче иска, в размере 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                             А.С. Томащак

(мотивированный текст решения изготовлен 05 апреля 2022 года)

Судья                                                             А.С. Томащак

2-691/2022 (2-3935/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым "Крымский многопрофильный колледж"
Ответчики
Администрация Симферопольского района Республики Крым
Другие
Яременко Кристина Александровна
Департамент по делам детей администрации г. Симферополя Республики Крым
Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Симферопольского района Республики Крым
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Суд
Симферопольский районный суд Республики Крым
Судья
Томащак Альберт Степанович
Дело на странице суда
simpheropolskiy.krm.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее