Дело № 2-691/2022
УИД 91RS0019-01-2021-007532-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2022 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Томащака А.С.,
при секретаре Фасон Е.Ю.,
с участием представителя истца Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» – Алексеевой Л.А.,
представителя ответчика администрации Симферопольского района Республики Крым, третьего лица Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым – Паращевиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» к администрации Симферопольского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО7, об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ РК «КМК») в лице своего представителя обратилось в суд с иском к администрации Симферопольского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО8 об отмене постановления администрации Симферопольского района Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение», взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой госпошлины при подаче иска в суд, в размере 4500 рублей.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что обжалуемым постановлением администрация Симферопольского района Республики Крым ФИО2 помещена в ГАПОУ РК «КМК», вместе с тем истец не является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не может являться законным представителем ФИО2, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Симферопольского района Республики Крым, третьего лица Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и просил суд в их удовлетворении отказать, в том числе и по тем основаниям, что на сегодняшний день ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла совершеннолетия.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о слушании дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами урегулированы нормами Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В силу пункта 2 статьи 2 названного Закона, попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью I статьи 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы главой 22 Семейного кодекса Российской Федерации.
Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (абзац первый пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации)
Согласно пункту 2 статьи 155 Семейного кодекса Российской Федерації детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
Абзацем шестым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В качестве основного критерия отнесения организации для детей-сирот к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, следует рассматривать основной вид деятельности, осуществляемый такой органнзацией.
Виды деятельности организаций для детей-сирот определены пунктами 51-54 Положения.
Решение о помещении детей в организации принимается в порядке, определенном пунктами 20-23 Положения.
Из системного анализа указанных норм следует, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Симферопольского района Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей, обучающаяся в ГАПОУ РК «КМК», помещена под надзор в ГАПОУ РК «КМК» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.
Согласно Уставу ГАПОУ РК «КМК» учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании специального разрешения - лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
В соответствии с п.2.2 Устава основной целью деятельности, для реализации которой создано Учреждение, является образовательная деятельность но образовательным программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГАПОУ РК «КМК» является образование профессиональное среднее.
Согласно письму Министерства образования и науки России от 15 августа 2016 г. № 07-3446 «О направлении информации», которое издано с целью разъяснения и регулирования актуальных вопросов, возникающих при реализации законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними лицами, в частности, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.
Из информационного письма Министерства образования и науки Республики Крым от 17.05.2019 № 01-24/491 следует, что на территории Республики Крым функционируют 5 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: три учреждения, находящиеся в ведении Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, одно учреждение, находящееся в ведении Министерства здравоохранения Республики Крым, одно учреждение, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, которые помещаются под надзор дети.
В Положении установлены критерии и виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми Колледж не обладает.
Таким образом, судом установлено, что постановление администрации Симферопольского района Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей, обучающаяся в ГАПОУ РК «КМК», помещена под надзор в ГАПОУ РК «КМК» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью, не соответствует требованиям законодательства и подлежит отмене как незаконное.
Доводы представителя ответчика, третьего лица об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с достижением ФИО2 совершеннолетия подлежат судом отклонению, поскольку на момент обращения в суд с указанным иском, а именно ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не являлась совершеннолетней.
В подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение государственных органов, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью первой статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных законоположений следует, выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой госпошлины при подаче иска, в размере 4 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Иск Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» к администрации Симферопольского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Симферопольского района Республики Крым, ФИО2, об отмене постановления- удовлетворить.
Отменить постановление администрации Симферопольского района Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение».
Взыскать с администрации Симферопольского района Республики Крым в пользу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины при подаче иска, в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Томащак
(мотивированный текст решения изготовлен 05 апреля 2022 года)
Судья А.С. Томащак