Решение по делу № 7У-3954/2023 [77-2181/2023] от 21.03.2023

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 77-2181/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

суда кассационной инстанции

г. Саратов                                                 4 мая 2023 года

Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кузьминой О.Н.,

судей: Савельева А.И., Колесниченко Е.А.,

    при секретаре Ананьеве К.А.,

с участием:

прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Т.А.,

осужденного Трунова В.П., посредством видео-конференц-связи,

защитника осужденного Трунова В.П. – адвоката Курганова М.В., представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Трунова Виктора Прохоровича на приговор Сельцовского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

По приговору Сельцовского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ

Трунов Виктор Прохорович, родившийся <данные изъяты> несудимый,

осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, зачтено в срок наказания время задержания в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ и содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до вступления приговора в законную силу в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

На основании ч. 2 ст. 99, ч. 1 ст. 104 УК РФ Трунову В.П. назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра по месту отбывания лишения свободы.

Взыскано с Трунова В.П. в пользу ФИО7 в счет компенсации морального вреда 500000 рублей.

Разрешены вопросы о мере пресечения, процессуальных издержках, судьба вещественных доказательств.

Апелляционным определением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор в части разрешения гражданского иска Мельничук Е.В. о взыскании компенсации морального вреда отменен с передачей уголовного дела в этой части на новое судебное рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. В остальном приговор оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи Савельева А.И., изложившего содержание обжалуемых судебных решений, доводы кассационной жалобы, возражений прокурора, выступление осужденного Трунова В.П. и его защитника – адвоката Курганова М.В., поддержавших доводы жалобы об изменении судебных решений, переквалификации действий и смягчении наказания, мнение прокурора Яковлевой Т.А., считавшей приговор и апелляционное определение законными и обоснованными, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

по приговору Трунов В.П. признан виновным в убийстве ФИО9

Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный Трунов В.П. выражает несогласие с судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными. В доводах указывает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Обращает внимание на то, что ФИО9 страдала шизофренией, неоднократно проходила лечение в условиях стационара, между ними часто возникали бытовые конфликты, связанные с ее отказом от медикаментозного лечения. Считает, что в день происшествия поведение ФИО9, которая в присутствии сотрудника полиции высказывала в его адрес необоснованные обвинения, а также выявленное у него психическое расстройство, привели его в состояние сильного душевного волнения, в котором он нанес ФИО9 удар ножом. Утверждает, что умысла на убийство ФИО9 не имел, как наносил удар не помнит. Ссылаясь на выводы изложенные в заключении судебной психолого-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , указывает, что существенное влияние на его поведение оказала длительная психотравмирующая ситуация, связанная с заболеванием дочери. Обращает внимание, что имеет заболевание суставов и нуждается в лечении и хирургическом вмешательстве, что является смягчающим наказание обстоятельством. Просит судебные решения изменить, переквалифицировать его действия, смягчить наказание, применив ст. 64 УК РФ.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор ФИО10, опровергая ее доводы, просит судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокурора, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб, представлений суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, т.е. правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.

    При рассмотрении дела судом установлены все подлежащие доказыванию обстоятельства. Существенных противоречий между обстоятельствами дела, как они установлены судом, и доказательствами, положенными судом в основу приговора, не имеется. Фактические обстоятельства дела установлены правильно и полно изложены в приговоре.

    Рассмотрение уголовного дела судом имело место в соответствии с положениями глав 36 - 39 УПК РФ, определяющих общие условия судебного разбирательства, с соблюдением основополагающих принципов судопроизводства, с обоснованием сделанных выводов исследованными по делу доказательствами.

По результатам состоявшегося разбирательства суд пришел к правильному выводу о виновности Трунова В.П. в совершении инкриминированного преступления, в обоснование которого привел его показания, в том числе при их проверке на месте, а также показания потерпевшей и свидетелей, протоколы осмотра места происшествия, выемки, предметов, заключения экспертов и другие доказательства, отвечающие закону по своей форме и источникам получения, проверенные и оцененные по правилам ст. ст. 87,88 УПК РФ, признанные в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Эти и другие доказательства, использованные в процедуре доказывания, отвечают закону по своей форме и источникам получения, проверены судом на предмет относимости и достоверности, каждое из них в приговоре раскрыто, проанализировано и получило оценку; в их содержании отсутствуют относительно друг друга существенные противоречия, влияющие на выводы по делу, а образованная ими совокупность мотивированно признана достаточной для правильного разрешения уголовного дела и постановления законного приговора.

Показания потерпевшей, свидетелей обвинения, на которые суд сослался в обоснование выводов о виновности осужденного в преступлении, правильно оценены и правомерно положены в основу обвинительного приговора. О правильности оценки этих показаний и других фактических данных свидетельствует то, что они согласуются как между собой, так и с другими, приведенными в приговоре доказательствами. Тот факт, что данная оценка не совпадает с позицией осужденного, не ставит под сомнение законность принятых судебных решений.

Данных, свидетельствующих об оговоре Трунова В.П. вышеуказанными лицами, из материалов дела не усматривается, поэтому их показания обоснованно признаны судом достоверными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела

Не вызывает сомнений и не оспаривается стороной защиты доказанность совершения Труновым В.П. убийства его дочери ФИО9 путем нанесения им удара ножом, о чем он сообщал при даче показаний следователю и в ходе судебного заседания, и свидетельствует факт обнаружения на месте преступления орудия преступления, наличие у ФИО9 колото-резаного ранениями передней поверхности груди слева, образовавшимися, согласно заключению экспертов, от воздействия колюще-режущего предмета - ножа, на котором имелись следы крови потерпевшей.

На основе анализа показаний Трунова В.П., свидетелей, а также оценки объективно выполненных последним действий, связанных с нанесением ножевого ранения ФИО9, в приговоре судом тщательно и всесторонне исследован характер отношений, сложившихся у осужденного с потерпевшей на момент совершения в отношении нее преступного посягательства и достоверно выяснены мотивы его преступного поведения.

Исходя из тщательного анализа обстоятельств, предшествующих совершению преступления, суд пришел к обоснованному выводу, что мотивом его совершения стали личные неприязненные отношения, возникшие у Трунова В.П. к ФИО9 на почве ссоры.

Экспертные исследования выполнены экспертами, обладающими необходимыми познаниями, в рамках вопросов, которые перед ними поставлены и с учетом предоставленных материалов дела; акты экспертиз содержат необходимую исследовательскую часть и оснований, предусмотренных ст. 207 УПК РФ, для назначения и производства повторных либо дополнительных экспертиз, в частности, по мотиву неполноты экспертных исследований, суд не имел.

При производстве исследований эксперты располагали имеющимися сведениями об обстоятельствах совершения Труновым В.П. преступного деяния, которые были известны из его допросов, а также иными материалами дела, в том числе свидетельствующими о поведении Трунова В.П. в период, предшествующий событиям преступления, и после, что было учтено экспертной комиссией в совокупности с результатами, полученными в ходе психолого-психиатрического исследования состояния испытуемого, в условиях длительного наблюдения за ним в период нахождения в стационарном отделении в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», из выводов которого следует, что в момент совершения преступного деяния и после его совершения у него обнаруживались признаки органического расстройства личности и поведения в связи с сосудистым заболеванием, которое не исключало вменяемости, однако лишало способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, однако состояние аффекта в ходе психологического анализа у него не выявлено.

Не вызывает сомнений и правильность выводов, изложенных в приговоре, относительно того, что обстоятельства совершения Труновым В.П. преступления не являются единственным критерием, который учли эксперты, включая клинического психолога, при даче заключения об отсутствии у него в значимый для дела период признаков временного психического расстройства, состояния аффекта.

Компетентность экспертов, проводивших комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, сомнений не вызывает, их выводы вытекают из объективно установленных данных и результатов исследования, изложенных в акте экспертизы, являются научно обоснованными.

Суд правомерно не выявил каких-либо противоречий этих выводов с данными, изложенными в акте комплексной амбулаторной первичной экспертизы, в которой были приведены аналогичные выводы, изложенные в заключении ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского».

Проведя тщательный и глубокий анализ всех обстоятельств дела, учитывая показания Трунова В.П. о причинах убийства потерпевшей, принимая во внимание его осмысленные и целенаправленные действия, предшествующие совершению преступления, во время и после его совершения, судом не установлено по делу данных, которые свидетельствовали бы о нахождении Трунова В.П. в состоянии сильного душевного волнения, которое, по смыслу ст. 107 УК РФ, должно быть обусловлено не иначе как противоправным или аморальным поведением потерпевшей.

Выводы экспертов о том, что у Трунова В.П. выявлены признаки органического расстройства личности и поведения в связи с сосудистым заболеванием, которые оказали влияние на его поведение в ситуации правонарушения, сами по себе, без учета всех фактических обстоятельств содеянного, не являются достаточными, как ошибочно считает осужденный, для квалификации его действий по ч. 1 ст. 107 УК РФ.

Таким образом, с учетом заключения комиссии экспертов, не установивших в ходе исследований в состоянии осужденного отклонений психического и психологического характера, а также на основе анализа совершенных им действий по подготовке к преступлению и реализации преступного умысла, которые являлись последовательными и целенаправленными, его поведения в период, последовавший за событием преступления и непосредственно в судебном заседании, у суда не было веских причин усомниться в его вменяемости.

Судом исследованы все версии, выдвинутые в защиту осужденного, им дана правильная оценка в приговоре, в котором указано, почему одни доказательства признаны достоверными, а другие отвергнуты, при этом формулировок, которые бы искажали правовое значение исследуемых событий и обстоятельств, имели взаимоисключающий смысл либо влияли на существо выводов суда в приговоре и последующих судебных решениях, не допущено.

Нарушений принципа состязательности сторон, необоснованных отказов в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, нарушений процессуальных прав участников процесса, повлиявших или могущих повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, по делу не допущено.

    Судом первой инстанции дело рассмотрено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Суд создал все необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, все заявленные ходатайства разрешены в соответствии с требованиями закона, что подтверждается материалами дела и протоколом судебного заседания, который соответствует требованиям ст. 259 УПК РФ.

Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, суд правильно квалифицировал действия Трунова В.П. по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

    Приговор, с учетом внесенных апелляционным определением изменений, соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ, в нем содержится описание преступных действий, признанных судом доказанным, с указанием места, времени, способа их совершения, мотива и цели преступления, проанализированы доказательства, обосновывающие выводы суда о виновности Трунова В.П. в совершении преступления и квалификации его преступных действий в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Наказание Трунову В.П. назначено в пределах санкции статьи уголовного закона, по которой он осужден, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности, обстоятельств, смягчающих наказание, а также влияния наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Трунову В.П. признаны: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, преклонный возраст, состояние здоровья, привлечение к ответственности впервые, признание вины, раскаяние в содеянном, при этом каких-либо иных обстоятельств, обуславливающих смягчение наказания, но не установленных судом и не учтенных в полной мере на момент вынесения приговора, по делу не усматривается.

Сведения, изложенные в кассационной жалобе осужденного, о наличии у него заболеваний, были приняты во внимание судом и нашли отражение в приговоре наряду с иными данными о его состоянии здоровья, оснований для их дополнительного либо повторного учета у судебной коллегии не имеется.

Принимая во внимание все имеющиеся по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о невозможности исправления Трунова В.П. без изоляции от общества, в связи с чем назначил ему наказание в виде реального лишения свободы, не усмотрев оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст.ст. 64, 73 УК РФ, приведя в приговоре мотивы принятых решений.

Все заслуживающие внимания обстоятельства были учтены при решении вопроса о виде и размере наказания, которое является справедливым, соразмерным содеянному и назначенным в соответствии с требованиями закона.

Вид исправительного учреждения определен осужденному Трунову В.П. верно на основании п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.

Вопросы об исчислении срока наказания, зачете в срок лишения свободы времени задержания и содержания под стражей разрешены судом правильно.

    При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 389.9 УПК РФ проверил в полном объеме доводы апелляционной жалобы, внес соответствующие изменения, указав в апелляционном определении мотивы принятого решения, содержание которого соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Поскольку таких нарушений требований уголовного или уголовно-процессуального законов, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу судебных решений в отношении Трунова В.П., не допущено, оснований к удовлетворению кассационной жалобы и к отмене или изменению приговора и апелляционного определения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

приговор Сельцовского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Трунова Виктора Прохоровича оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

7У-3954/2023 [77-2181/2023]

Категория:
Уголовные
Истцы
Кассационно-надзорное управление Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ
Прокуратура г. Сельцо Брянской области
Другие
Трунов Виктор Прохорович
Курганов Михаил Владимирович
Зуйкова Н.Ю.
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
04.05.2023Судебное заседание
04.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее