№2-122/2024
30RS0009-01-2023-001436-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года г. Камызяк Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Крипаковой Д.Р.
при секретаре Шеремет Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Утебовой Раисы Харисовны к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Семибугоринский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области» о признании сделки купли-продажи состоявшейся, признании права собственности на объект недвижимости
установил:
Утебова Р.Х. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Семибугоринский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области» о признании права собственности на нежилое здание «Насосная станция», общей площадью 194,0 кв.м, расположенной по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Бирючки, орошаемый участок Колошный. В ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно уточнялись. Окончательно истец просил: признать сделку купли-продажи от 15.05.2003 между Утебовой Раисой Харисовной и ОАО «Семибугоринское» в лице конкурсного управляющего Варначкиной С.В. на объект недвижимости: «Насосная станция», общей площадью 194,0 кв.м, расположенной по адресу: Астраханская область Камызякский район с. Бирючки, орошаемый участок Колошный, состоявшейся и признать право собственности на объект недвижимости: сооружение «Насосная станция», общей площадью 194,0 кв.м, расположенного по адресу: Астраханская область Камызякский район с. Бирючки, орошаемый участок Колошный. В обоснование заявленных требований указано, что по договору купли-продажи от 15.05.2003 Утебова Р.Х. приобрела в собственность у ОАО «Семибугоринское» в лице конкурсного управляющего Варначкиной С.В. указанную насосную станцию, осуществив выплату денежных средств (10000 рублей) и подписав акт приема-передачи. Однако, регистрация права собственности на имя покупателя не произведена ввиду отсутствия у продавца правоустанавливающих документов на насосную станцию и ликвидации юридического лица – ОАО «Семибугоринское».
В судебное заседание истец Утебова Р.Х. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает, доверила представлять свои интересы адвокатам Ворожейкиной Н.Ш., Бекбулатовой С.У.
Представители истца – адвокаты Ворожейкина Н.Ш., Бекбулатова С.У. исковые требования с учетом уточнения поддержали, просили удовлетворить, суду пояснили, что истец добросовестно владеет и пользуется спорным имуществом с 2003 года, сдает его в аренду, несет бремя содержания.
Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «Сельское поселение Семибугоринский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области» по доверенности Максимов Д.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил исковые требования оставить без удовлетворения, указав на пропуск срока исковой давности, а также то, что стороной истца не представлено доказательств того, что истец пользовалась длительное время данным имуществом, и насосная станция соответствует всем градостроительным нормам и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Кроме того, в отзыве указано, что спорное имущество фактически отсутствует.
Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Камызякский муниципальный район Астраханской области» по доверенности Инкина Ж.Р. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представители третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Варначкина С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суду неизвестно.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ст. 45 Конституции РФ, являющейся нормой прямого действия, государство гарантирует защиту прав и свобод гражданина, при этом каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании, в том числе, договора купли-продажи.
Как установлено ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
П. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Исходя из положений п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст. 16 Федерального закона 01.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 554 ГК РФ).
Согласно правовым указаниям, изложенным в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом положений ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что 15.05.2003 между Утебовой Раисой Харисовной и ОАО «Семибугоринское» в лице конкурсного управляющего Варначкиной С.В. был заключен договор купли-продажи объекта недвижимости – насосной станции, расположенной по адресу: Астраханская область Камызякский район с. Бирючки, орошаемый участок Колошный. Объект недвижимости оценивается в 10000 рублей. При этом, договор совершен в простой письменной форме, переход права собственности не зарегистрирован, технические характеристики и площадь объекта в договоре не указаны. Согласно акту приема-передачи продавец в соответствии с договором купли-продажи заключенным 15.05.2003 передал в собственность покупателю, а покупатель принял в собственность объект недвижимости: «Насосная станция», расположенный по адресу: Астраханская область Камызякский район, с. Бирючки, орошаемый участок Колошный.
Согласно справке кадастрового инженера – индивидуального предпринимателя Алдохиной И.В. инвентаризационная стоимость спорного имущества составляет 686089,96 рублей.
Из копии технического паспорта ООО «Центр межевания, градостроительства и кадастра» от 2023 г. следует, что насосная станция имеет площадь 194,0 кв. м.
Согласно ответу комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский муниципальный район Астраханской области» от 04.04.2024 насосная станция, общей площадью 194,0 кв.м, расположенная по адресу: Астраханская область Камызякский район с.Бирючки, орошаемый участок Колошный, в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Камызякский муниципальный район» не значится. В соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии право собственности на здание насосной станции не зарегистрировано. Согласно сведениям ЕГРИП Утебова Р.Х. индивидуальным предпринимателем не является.
Согласно показаниям свидетеля – кадастрового инженера ООО «Центр межевания, градостроительства и кадастра» Саенко С.В., составившей технический паспорт, представившей фотографии для обозрения суда, насосная станция представляет собой бетонное основание с водозабором и трубы. Наименование «насосная станция» получено из договора купли-продажи.
Материалы дела не содержат сведений, что насосная станция относится к недвижимому имуществу. Актом обследования бесхозяйного имущества на территории муниципального образования «Сельское поселение Семибугоринский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области» от 16.11.2023 установлено, что объект нежилое здание – насосная станция по адресу: Астраханская область Камызякский район, село Бирючек, орошаемый участок Колошный отсутствует: отсутствуют стены, потолок, полы. Стороной истца не представлено доказательств, сведения, позволяющих определить относимость насосной станции к объекту недвижимого имущества
Отсутствуют основания полагать, что данная насосная станция может быть отнесена к недвижимому имуществу. Наличие бетонного основания само по себе не является подтверждением капитального характера построенного объекта. Бетонное основание выполняет поддерживающую функцию и его наличие не является единственным и достаточным признаком для отнесения конструкций к недвижимому имущество. Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью в качестве объекта гражданского права в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением обходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил.
При заключении договора купли-продажи от 15.05.2003 ОАО «Семибугоринское» выступало в качестве собственника продаваемой насосной станции, однако каких-либо правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости, подтверждающих право собственности ОАО «Семибугоринское» на недвижимое имущество, суду не было представлено.
Суд считает несостоятельными доводы истца о том, что передача объекта недвижимости и сделка купли-продажи фактически состоялись и денежные средства за него оплачены, поскольку данные обстоятельства не имеют юридического значения в рассматриваемом споре.
Доводы истца о том, что с момента заключения договора по настоящее время он открыто владеет спорным имуществом, в том числе подтвержденные свидетелем Вдовенко Т.А., не являются юридически значимыми обстоятельствами по данному делу и не являются основанием для возникновения права собственности у Утебовой Р.Х. на данное имущество.
Доводы истца о том, что препятствием для регистрации перехода к нему права собственности на спорное здание является ликвидация продавца ОАО «Семибугоринское», суд находит необоснованными, поскольку факт исключения ОАО «Семибугоринское» из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившего деятельность, в отсутствие доказательств наличия у ОАО «Семибугоринское» права собственности на здание насосной станции на момент заключения договора купли-продажи, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, как и доводы истца об открытом владении и пользовании им спорным имуществом с 2003г.
Утверждения стороны истца о том, что договор купли-продажи, никем не отменен и не оспаривался, суд полагает несостоятельными, поскольку указанный договор не зарегистрирован и переход права собственности на объект недвижимости в установленном порядке произведен не был, кроме того, согласно отзыву ответчика на исковое заявление подготовлены документы, свидетельствующие о принятии имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что указанный договор купли-продажи от 15.05.2003, подписанный между ОАО «Семибугоринское», в лице конкурсного управляющего Варначкиной С.В., и Утебовой Р.Х., не отвечает требованиям, предъявляемым к договорам купли-продажи недвижимости и не подтверждает заключение между сторонами договора купли-продажи недвижимого имущества – сооружения «Насосная станция», в связи с чем не имеется оснований для признания его состоявшимся и признания за истцом права собственности на недвижимое имущество – сооружение «Насосная станция».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Утебовой Раисы Харисовны к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Семибугоринский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области» о признании сделки купли-продажи от 15.05.2003 между Утебовой Раисой Харисовной и ОАО «Семибугоринское» в лице конкурсного управляющего Варначкиной С.В. на объект недвижимости: «Насосная станция», общей площадью 194,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, состоявшейся и признании права собственности на объект недвижимости: сооружение «Насосная станция», общей площадью 194,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Камызякский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2024 г.
Судья подпись Д.Р. Крипакова