Дело №2-671/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Липской Е.А., при секретаре Кахримановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Топки 18 октября 2019 года гражданское дело по иску Целуевой В.М. к Целуев А.С., Кармановой Н.С. о включении имущества в состав наследства, о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Целуева В.М. обратилась в суд с иском к Целуев А.С., Кармановой Н.С. о включении имущества в состав наследства, о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом по адресу: <адрес>. Мотивировала свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг - ФИО1. Завещание не оставил. Наследниками первой очереди после его смерти являются: истец Целуева В.М. (супруга), Целуев А.С. (сын), Карманова Н.С. (дочь). Других наследников нет. Целуев А.С. и Карманова Н.С. отказались от принятия наследства.
Указывала, что после смерти ФИО1 открылось наследство в виде жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на данный жилой дом ФИО1 при жизни зарегистрировать не успел.
После смерти супруга она обратилась к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство по закону. 30.08.2019 года ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанный земельный участок. В отношении спорного жилого дома было выдано извещение о том, что свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом не может быть выдано, в связи с отсутствием регистрации в органах БТИ, рекомендовано обратиться в суд.
Ссылалась на то, что на основании решения исполнительного комитета Топкинского городского Совета народных депутатов от 24.05.1984 года № 96 «Об отводе земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» ФИО1 был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> (адрес в дальнейшем изменен на <адрес>) для строительства жилого дома, также был выдан типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от 29.06.1984 года, затем Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Топки Кемеровской области было выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения № от 15.06.1984 года, адрес земельного участка уже был изменен и указан как <адрес>, но при жизни ФИО1 не зарегистрировал свое право в БТИ г. Топки.
Истец указывала, что приняла наследство, подала заявление на принятие наследства нотариусу в предусмотренные законом сроки, получила свидетельство о праве на наследство на земельный участок, продолжает пользоваться указанным жилым домом.
В настоящее время ей необходимо зарегистрировать право собственности на жилой дом, что представляется возможным лишь на основании решения суда о признании права собственности в порядке наследования.
Просила включить в наследственную массу вышеуказанный жилой дом, оставшийся после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за ней право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО1 на данный жилой дом.
В судебном заседании истец Целуева В.М. на иске настаивала. Дополнительно суду пояснила, что состояла в браке с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. В браке они построили дом, ориентировочно в 1990-1991г.г., по <адрес>. Жили всей семьей в данном доме. Всеми документами по дому занимался супруг. С его слов знала, что с документами на дом и землю все в порядке.
Целуев А.С. и Карманова Н.С. - их дети, они отказались от принятия наследства.
Иных наследников не имеется.
Ответчики Целуев А.С., Карманова Н.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указали, что с исковыми требованиями согласны (л.д. 45,46).
Представитель ответчика – КУМИ администрации Топкинского муниципального района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 48), в судебное заседание не явился.
Представитель КУМИ администрации Топкинского муниципального района Воронков В.С., действующий на основании доверенности (л.д. 42), просил рассмотреть дело в отсутствие представителя КУМИ, против требований не возражал, указал, что дом по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится. (л.д. 41).
Суд, заслушав пояснения истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, недвижимое и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Ст. 1154 ГК РФ устанавливает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Судом установлено, что истец Целуева В.М. являлась супругой ФИО1, брак с которым был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. (свидетельство о заключении брака - л.д. 8).
Ответчики Целуев А.С., Карманова Н.С. (до брака- ФИО10) Н.С. - их дети (л.д. 12, 13 - свидетельства о рождении, л.д. 14 - свидетельство о заключении брака).
В период брака, 24.05.1984г., ФИО1, на основании решения исполнительного комитета Топкинского городского Совета народных депутатов от 24.05.1984 года № 96 «Об отводе земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» был отведен земельный участок по адресу: <адрес>, для строительства жилого дома. В дальнейшем данный адрес изменен, <адрес> ( л.д. 18).
Также с ФИО1 был заключен типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от 29.06.1984 года по вышеуказанному адресу, удостоверенный нотариусом Топкинской государственной нотариальной конторы ФИО9 03.07.1984 года, реестровый № (л.д. 10).
Из пояснений истца Целуевой В.М. в судебном заседании следует, что в 1984г. ее мужу был выделен земельный участок под строительство жилого дома, который они с мужем достроили в 1990-1991г.г., но документы на него муж при жизни надлежащим образом не оформил. При этом семья истца всегда проживала в данном доме, что подтверждается также сведениями из домовой книги (л.д. 64).
01.02.2019г. супруг истца - ФИО1 умер (л.д.15 - свидетельство о смерти).
После смерти ФИО1 наследниками к его имуществу являются: истец и ее дети Целуев А.С., Карманова Н.С.
Как следует из информации нотариуса к имуществу умершего ФИО1 заведено наследственное дело. С заявлением о принятии наследства обратилась супруга наследодателя Целуева В.М., которой 30.08.2019г. выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Наследственное имущество состоит права пожизненного наследуемого владения земельным участком по адресу: <адрес> (л.д. 60).
В статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплен общий принцип распределения обязанности по доказыванию, в соответствии с которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Свое право на объект недвижимости – жилой дом, истец основывает на наличии сведений о принадлежности ФИО1 объекта недвижимости - жилого дома по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Как установлено на основании письменных материалов дела, спорный жилой дом в муниципальной собственности администрации Топкинского муниципального района не числится (л.д. 41), право собственности на спорную квартиру не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 38).
Согласно сведениям, полученным по запросу суда из филиала №4 БТИ Топкинского района, в архиве БТИ отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный жилой дом. Имеются только сведения о том, что данный жилой дом числится за ФИО1 на основании свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок (л.д. 44).
Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес>, по состоянию на 22 августа 2011 года, год постройки жилого <адрес>, общая площадь – <данные изъяты> кв.м, жилая – <данные изъяты> кв.м (л.д. 19).
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация, начиная с 1998 г., является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
До вступления в законную силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ и создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции регистрации прав собственности на объекты недвижимости такая регистрация проводилась органами БТИ, которые в соответствии с параграфами 6, 9, 12 - 18 раздела V Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР N 83 от 21.02.1968, осуществляли регистрационные функции по аналогии с ныне действующим регистрирующим органом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в законную силу указанного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
С учетом изложенных обстоятельств, отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на жилой дом не может являться основанием для ограничения наследственных прав истца Целуевой В.М., так как регистрация права на недвижимое имущество носит правоподтверждающий характер, при этом срок регистрации права действующим законодательством не ограничен.
Учитывая, что объект недвижимости был построен супругами Целуевыми в браке, он является их совместной собственностью.
Однако, при отсутствии документов, подтверждающих принадлежность имущества супругам на праве общей совместной собственности, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе Целуевой В.М. нотариусом не выдавалось.
В извещении Целуевой В.М. нотариусом указано на то, что свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО1 на жилой дом по адресу: <адрес>, ей выдано быть не может, поскольку право собственности на данный дом не было зарегистрировано в БТИ.
В соответствии с разъяснениями, изложенным в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, учитывая, что предметом наследования, в соответствии с положениями закона является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю, в данном случае признание за наследником права собственности на жилой дом обусловлено возникновением права у наследодателя ФИО1 при жизни. Субъектом права на жилой дом наследодатель являлся и на день открытия наследства.
Земельный участок, на котором находится жилой дом, в настоящее время принадлежит истцу Целуевой В.М. на праве пожизненно наследуемого владения (л.д. 60).
Учитывая установленные обстоятельства, суд полагает об отсутствии препятствий для разрешения настоящего иска путем заявленного законодательного приема обеспечения соблюдения прав наследников по закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Включить в состав наследства после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Признать за Целуевой В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования, право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый №.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Е.А. Липская
Решение принято в окончательной форме 23 октября 2019 года.
УИД 42RS0036-01-2019-001236-77
Решение не вступило в законную силу.