Дело 2-4867-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 04 августа 2016 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завадской Е.В.
при секретаре – Блиновой Н.В.,
с участием помощника прокурора Мотовилихинского района г.Перми Нечаева В.В.,
представителя 3-го лица Ельчаниновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми к ООО «Такт», ООО «Лето» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Мотовилихинского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Такт», ООО «Лето» о возложении обязанности привести нежилое помещение в соответствии со сводом правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, указав в исковом заявлении, что в мае 2016 года прокуратурой района совместно с ведущим специалистом Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка соблюдения федерального законодательства, в том числе по вопросу беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в аптечном пункте «Планета здоровья», расположенном по адресу <адрес>. Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений предусмотрены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В здании аптечного пункта «Планета здоровья», расположенном по адресу <адрес> имеется отдельный вход. При проверке указанного помещения выявлены следующие нарушения Свода правил. Перед входом в помещение аптеки установлена открытая лестница, поручень которой имеется только с одной стороны лестничного марша на высоте 0,78 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее лестничного марша на 0,3 м и иметь не травмирующее завершение. Краевые ступени лестничного марша не выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей отсутствуют предупредительные тактильные полосы. Перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м. Расстояние между поручнями пандуса 1,13 м. Высота расположения поручней пандуса верхнего -0,78 м., нижнего 0,49 м. Поручни не заходят за наклонную часть пандуса (за исключением верхней правой части пандуса). Уклон пандуса составляет 13% длина основания 2,68 м, высота 0,36 м. Заезд на пандус не плавный, перед пандусом имеется площадка с крутым уклоном, не оборудованная поручнями. Колесоотбойники (бортики) имеются только с правой стороны пандуса. Размеры входной площадки глубина 1,3 м, ширина 2,45м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании. На двери отсутствует символ доступности для инвалидов. Контрастная маркировка на стеклянной поверхности двери отсутствует. Ширина входной двери в свету 0,85 м. При двухстворчатых дверях одна рабочая створка должна иметь ширину, требуемую для однопольных дверей. Высота порога входной двери 0,02 м, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014м. Ширина тамбура 2,13м, глубина 1,34м. Поверхность пола тамбура не ровная, имеется уклон. Поверхности покрытия тамбура должна быть твердой, не допускать скольжения при намокании. Ширина дверного проема в свету 0,74 м. Высота порога двери 0,02 м. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. Ширина контрольно-пропускного устройства 0,795 м, путь движения к контрольно-пропускному устройству имеется порог высотой 0,1 м. Дополнительного бокового прохода без препятствий не имеется. Дополнительно к турникетам следует предусматривать боковой проход. Ширина пути движения в помещении аптеки в зону предоставления услуги 1,06 м. Высота рецептурного окна отпуска лекарств 1,055 м.
Таким образом, в нарушение требований Свода правил, доступ в здание аптечного пункта «Планета здоровья» (ООО «Лето»), расположенное по адресу <адрес>, не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, а именно входная группа не соответствует требованиям доступности для инвалидов, нарушает права маломобильных групп населения на пользование указанным объектом социальной инфраструктуры. Собственниками нежилого помещения по адресу <адрес> в котором располагается аптечный пункт «Планета здоровья» (ООО «Лето») является ООО «Такт». Деятельность по указанному адресу осуществляет ООО «Лето» занимая нежилое помещение со всеми обеспечивающими их благоустройство системами инженерного обеспечения и техническими устройствами. Согласно условиям заключенного договора аренды вышеуказанного нежилого помещения заключенного между арендодателем ООО «Такт» и арендатором ООО «Лето» от 02.02.2015 года. ООО «Такт» предоставляет помещение для организации аптеки, передает помещение в состоянии, пригодном для его использования в качестве аптеки, проверят его техническое и санитарное состояние. ООО «Лето» обязуется использовать помещение в соответствии с его назначением предусмотренным договором, своевременно и за свой счет производить текущий и косметический ремонт помещения, кроме перепланировок, связанных с капитальными стенами и перекрытиями, имеет право производить капитальный ремонт помещения, благоустраивать прилегающую территорию по своему усмотрению и за свой счет при условии письменного разрешения ООО «Такт».
Просят обязать собственника нежилого помещения по адресу <адрес> в котором расположен аптечный пункт, ООО «Такт» и арендатора указанного нежилого помещения ООО «Лето» привести в соответствие со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входную группу, а так же зону целевого назначения нежилого помещения по адресу: <адрес>, в котором расположен аптечный пункт, а именно:
- установить вдоль обеих сторон лестниц ограждения с поручнями на высоте 0,9 м.;
- привести в нормативное состояние завершающие горизонтальные части поручня на 0,3 м. имеющее не травмирующее завершение;
- выделить цветом или фактурой краевые ступени лестничных маршей;
- разместить перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 м. предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м.;
- увеличить ширину между поручнями пандуса в пределах 0,9 – 1,0 м.
- установить ограждения с поручнями вдоль обеих сторон пандусов на высоте 0,9 м. и дополнительно на высоте 0,7 м.;
- установить горизонтальные части поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м. имеющее не травмирующее завершение;
- привести в нормативное состояние высоту одного из подъемов (марша) на высоту, не превышающую 0,8 м. при уклоне не более 1:20 (5%);
- оборудовать пандусы колесно-отбойными устройствами (бортиками) на высоте 0,1 м;
- изменить размер входной площадки в пределах 1,4 – 2,0 м., площадки с пандусом 2,2 х 2,2 м.;
- разместить на входных дверях символ, указывающий на доступность для инвалидов;
- разместить на прозрачных полотнах дверей яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м. расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути;
- заменить входные двери на имеющее ширину в свету от 0,9 до 1,0 м. При установке двухстворчатой двери одна рабочая створка должна иметь ширину, требуемую для однопольных дверей;
- привести в нормативное состояние высоту порога до 0,014 м.;
- изменить глубину тамбуров в пределах не менее 2,3 м., при ширине не менее 1,5 м.;
- изменить поверхность тамбура на твердую, не допускающую скольжения при намокании;
- изменить ширину дверного проема в пределах от 0,9 м. до 1,2 м.;
- изменить высоту порога, не превышающую 0,014 м.;
- изменить ширину контрольно-пропускного устройства шириной в свету не менее 1,0 м.;
- изменить ширину пути движения в помещении к зоне предоставления услуг при движении в одном направлении не менее 1,5 м., при встречном движении инвалида на коляске не менее 1,8 м.;
- изменить высоту окна рецептурного отпуска лекарств в пределах 0,8 – 0,85 м.
Представитель истца в судебном заседании требования подержал, дал пояснения аналогичные исковому заявлению.
Представители ответчиков ООО «Такт», ООО «Лето» в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пекрмского края в судебное заседание не явился извещен. Направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица ПКОООО «Всероссийское общество инвалидов» в судебном заседании поддержала исковые требования.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В силу абз. 1 ст. 15, абз. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Пермской края от 04.04.2016 N 627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края», к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, кинотеатры, концертные залы и площадки, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения и организации образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; объекты торговли, торговые и торгово-развлекательные комплексы; гостиницы и иные здания, предназначенные для временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского, пригородного и междугородного общественного транспорта, объекты придорожного сервиса; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей, светофоры; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно ст. 4 Закона органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (далее - органы местного самоуправления), организации независимо от их организационно-правовых форм в пределах установленных полномочий обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования Пермского края, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Порядок согласования с общественными объединениями инвалидов и случаи, в которых невозможно полностью приспособить существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Материалами дела установлено, что ООО «Такт» является собственником нежилого помещения (лит.А), назначение: нежилое, общая площадь 157,3 кв.м., 2 крыльца (лит.а1,а2), тамбур (лит.а7), этаж 1 по адресу <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.06.2007 года, а так же выпиской из ЕГРП (л.д.19).
Согласно выписке ЕГРЮЛ в качестве видов деятельности ООО «Такт» указана сдача внаем собственного недвижимого имущества и оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями (л.д. 43-54).
Согласно выписке ЕГРЮЛ ООО «Лето» имеет вид деятельности – розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (л.д. 22-42)
02.02.2015 года между ООО «Такт» (арендодатель) и ООО «Лето» (арендатор) был заключен договор аренды помещения для использования организации аптеки, общей площадью 157,3 кв.м., расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно п 1.4. Договора срок договора устанавливается с момента подписания акта приема-передачи помещения и действует в течение 11 месяцев с даты приема-передачи. В случае если за 30 календарных дней до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор считается продленным на 11 месяцев на тех же условиях. В дальнейшем в том же порядке.
В соответствии с ч.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Ни одна из сторон не представила доказательства, свидетельствующие о том, что после окончания срока действия договора аренды помещение было принято арендодателем по акту, в связи с чем суд исходит из того, что договор считается продленным.
Тот факт, что при входе в аптеку имеются нарушения Свода правил подтверждается материалами дела, а именно актом проверки соблюдения федерального законодательства (л.д.8-10), актом обследования объекта аптеки ООО «Лето» (л.д.11-15) и пояснениями представителя истца.
Ответчиками, представленные истцом доказательства не оспорены, своих доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно преамбуле Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических, других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Поскольку нарушения, выявленные прокурором, нарушают права граждан Российской Федерации, данные нарушения следует устранить, путем приведения в соответствие со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входную группу и зону целевого назначения нежилого помещения в котором расположен аптечный пункт
При возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры на обоих ответчиков, следует руководствоваться положениями ст. 210, 615, 616 ГК РФ, договора аренды от 02.02.2015г., поскольку ООО «Такт» является собственником нежилого помещения и как собственник указанного помещения, должен нести бремя содержания данного имущества, а ООО «Лето» является арендатором помещения, организовавшая в нем розничную аптеку, т.е. непосредственно использует указанное помещение под объект социальной инфраструктуры. Суд считает, что права неограниченного круга лиц нарушаются обоими ответчиками, поскольку нежилое помещение ООО «Такт» сдано в аренду в целях организации аптеки, а фактическую деятельность в них осуществляет ООО «Лето», т.е. передача имущества является целевой и каждый из ответчиков должен исполнять требования действующего законодательства. Кроме того, приведение в соответствие входную группу и зону целевого назначения нежилого помещения аптеки, потребует переоборудования (реконструкции) входа в нее, что затрагивает права и интересы обоих ответчиков, находится в их обоюдном интересе, в целях дальнейшего исполнения договора аренды.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, на ООО «Такт» и ООО «Лето» следует возложить обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в силу решения суда привести в соответствие со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входную группу и зону целевого назначения нежилого помещения - аптеки по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на ООО «Такт» и ООО «Лето» обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в силу решения суда привести в соответствие со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входную группу, а так же зону целевого назначения нежилого помещения по адресу: <адрес>, в котором расположен аптечный пункт, а именно:
- установить вдоль обеих сторон лестниц ограждения с поручнями на высоте 0,9 м.;
- привести в нормативное состояние завершающие горизонтальные части поручня на 0,3 м. имеющее не травмирующее завершение;
- выделить цветом или фактурой краевые ступени лестничных маршей;
- разместить перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 м. предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м.;
- увеличить ширину между поручнями пандуса в пределах 0,9 – 1,0 м.
- установить ограждения с поручнями вдоль обеих сторон пандусов на высоте 0,9 м. и дополнительно на высоте 0,7 м.;
- установить горизонтальные части поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м. имеющее не травмирующее завершение;
- привести в нормативное состояние высоту одного из подъемов (марша) на высоту, не превышающую 0,8 м. при уклоне не более 1:20 (5%);
- оборудовать пандусы колесно-отбойными устройствами (бортиками) на высоте 0,1 м;
- изменить размер входной площадки в пределах 1,4 – 2,0 м., площадки с пандусом 2,2 х 2,2 м.;
- разместить на входных дверях символ, указывающий на доступность для инвалидов;
- разместить на прозрачных полотнах дверей яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м. расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути;
- заменить входные двери на имеющее ширину в свету от 0,9 до 1,0 м. При установке двухстворчатой двери одна рабочая створка должна иметь ширину, требуемую для однопольных дверей;
- привести в нормативное состояние высоту порога до 0,014 м.;
- изменить глубину тамбуров в пределах не менее 2,3 м., при ширине не менее 1,5 м.;
- изменить поверхность тамбура на твердую, не допускающую скольжения при намокании;
- изменить ширину дверного проема в пределах от 0,9 м. до 1,2 м.;
- изменить высоту порога, не превышающую 0,014 м.;
- изменить ширину контрольно-пропускного устройства шириной в свету не менее 1,0 м.;
- изменить ширину пути движения в помещении к зоне предоставления услуг при движении в одном направлении не менее 1,5 м., при встречном движении инвалида на коляске не менее 1,8 м.;
- изменить высоту окна рецептурного отпуска лекарств в пределах 0,8 – 0,85 м.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Е.В.Завадская
Копия верна. Судья