Решение по делу № 2-361/2023 от 08.08.2023

Производство № 2-361/2023

                                   УИД 60RS0015-01-2023-000575-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       г. Опочка

Псковская область                                                                22 сентября 2023 года

Опочецкий районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Беловой Т.В.

при секретаре Егоровой Е.Г.,

с участием старшего помощника Псковского природоохранного межрайонного прокурора Царева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации Опочецкого района, Муниципальному унитарному предприятию Опочецкого района «Коммунсервис» об обязании обеспечить проведение работ по очистке от отходов производства и потребления санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора Псковской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Опочецкого района, Муниципальному унитарному предприятию Опочецкого района «Коммунсервис» об обязании обеспечить проведение работ по очистке от отходов производства и потребления санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов.

В обоснование иска указано, что в ходе выездной проверки, проведенной специализированной прокуратурой 24.07.2023 с участием заместителя директора МУП «Коммунсервис», установлено, что в непосредственной близости от объекта размещения отходов в пределах санитарно-защитной зоны, которая согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 должна составлять 500 м, с восточной, южной и западной сторон, в том числе на съезде с дороги 58К-150 Опочка-Красногородск (географические координаты 56.709032 28.611020, 56.709096 28.610198, 56.708146 28.69947) в границах земельного участка, собственность на который не разграничена в кадастровом квартале 60:12:015203 обнаружены многочисленные очаговые навалы отходов - строительного мусора, порубочных остатков, упаковки от продуктов питания, полиэтиленовых пакетов, бутылок и т.д. МУП «Коммунсервис» не обеспечено проведение уборки прилегающей к объекту размещения отходов территории. Накопление отходов производства и потребления за пределами предоставленного для этих целей земельного участка негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу загрязнения почв, поверхностных водоемов, грунтовых и подземных вод, влечет причинение ущерба растительности и организмам, способствует распространению опасных заболеваний среди населения. Учредителем МУП «Коммунсервис» является Администрация Опочецкого района, в этой связи ответственность за размещение отходов за пределами полигона возлагается как на МУП «Коммунсервис», так и на Администрацию Опочецкого района. Невыполнение требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем у прокурора имеются основания для обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Псковского природрооохранного межрайонного прокурора Царев А.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, считая испрашиваемый шестимесячный срок достаточным для исполнения решения суда.

Представитель ответчика Администрации Опочецкого района Викторова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, однако посчитала испрашиваемый истцом срок неразумным и недостаточным для исполнения решения суда, просила его увеличить до 12 месяцев.

Представители ответчика МУП «Коммунсервис» Бородин В.В. и Тиханова Е.В. в судебном заседании признали исковые требования, также просили увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев, поскольку большая часть срока выпадает на зимний период, что затруднит проведение работ по очистке участка.

Представитель третьего лица Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Полоцкий Г.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из требований ст. ст. 1-3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В силу п. 2.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д.).

Согласно п. 2.1, п. 12.2.3 таблицы 7.1, разделу VII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, объекты размещения твердых коммунальных отходов относятся ко 2 классу опасности промышленных объектов и производств, ориентировочные размеры санитарно-защитных зон которых составляют 500 м.

В соответствии с п. 5.6 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территории объекта и использоваться для расширения промышленной территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

Судом установлено, что Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по обращению Евдокимовой О.А. проведено выездное обследование по адресу: Псковская область, Опочецкий район, СП «Пригородная волость», земельный участок с КН 60:12:0150203:2, где расположен объект размещения отходов Опочецкого района. В ходе обследования установлены признаки нарушений экологического законодательства, санитарных норм и правил, связанных с ненадлежащей эксплуатацией объекта размещения отходов, свидетельствующие о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан, охраняемым законом ценностям, сохранности компонентам природной среды (почвам, подземным объектам). Материалы выездного обследования направлены в Псковскую природоохранную межрайонную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования к Муниципальному унитарному предприятию Опочецкого района «Коммунсервис» (л.д. 55-59).

    На основании письма Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.06.2023 Природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Коммунсервис» требований законодательства об отходах производства и

потребления, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения закона.

    Согласно акту от 24.07.2023 по результатам выездной проверки установлено, что в непосредственной близости от объекта в пределах санитарно-защитной зоны, которая согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 должна составлять 500 м, с восточной, южной и западной сторон, в том числе на съезде с дороги 58К-150 Опочка-Красногородск (географические координаты 56.709032 28.611020, 56.709096 28.610198, 56.708146 28.69947) в границах земельного участка, собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале 60:12:0150203 обнаружены многочисленные очаговые навалы отходов – строительного мусора, порубочных остатков, упаковки от продуктов питания, полиэтиленовых пакетов, бутылок и т.д. МУП Опочецкого района «Коммунсервис» не обеспечено проведение уборки прилегающей к объекту размещения отходов территории (л.д. 75-80).

    Согласно сведениям Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО) объект размещения отходов Опочецкого района зарегистрирован в реестре за № 60-00005-З-00592-250914, эксплуатирующей организацией является МУП Опочецкого района «Коммунсервис».

    Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц от 31.07.2023 учредителем МУП «Коммунсервис» является Администрация Опочецкого района (л.д.14-54). В этой связи ответственность за размещение отходов за пределами полигона возлагается как на МУП «Коммунсервис», так и на Администрацию Опочецкого района.

    Сведений о том, что ответчиками произведены работы по очистке санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов до настоящего времени суду не представлено, выявленные нарушения не устранены.

Несоблюдение природоохранного законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Испрашиваемый истцом срок 6 месяцев для проведения работ по очистке санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов истечет в апреле 2023 года, то есть выпадает на весенний период, что может затруднить исполнение решения суда. В связи с этим, суд устанавливает срок исполнения решения до 10 месяцев со дня вступления решения суда в силу, полагая данный срок разумным для исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» (ОГРН 1026001942042) обеспечить проведение работ по очистке от отходов производства и потребления санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов № 60-00005-З-00592-250914, расположенного в Опочецком районе Псковской области в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 26.09.2023.

Судья:                                                                                                      Т.В. Белова

2-361/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Опочецкого района
МУП Опочецкого района "Коммунсервис"
Другие
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Опочецкий районный суд Псковской области
Судья
Белова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
opochecky.psk.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2023Дело оформлено
27.10.2023Дело передано в архив
22.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее