УИД 11RS0001-01-2021-012998-45 Дело № 2-7161/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
представителя истца ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» Симоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
31 августа 2021 г. гражданское дело по иску ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» к Офимкину Николаю Петровичу о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Офимкину Н.П. о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 266274,46 рублей. В обоснование требований указано, что ответчик 10.08.2010 обратился в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии сыну Офимкину Петру Николаевичу по случаю потери кормильца. Данная выплата была назначена ответчику с 01.06.2010 по 19.05.2021, прекращена выплата в феврале 2020 г. В заявлении ответчик расписался, что обязуется сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера, приостановление или прекращение выплаты доплаты. Постановлением Правительства РК от 13.08.2013 № 302 внесены изменения в Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, в частности при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера стали учитываться страховые выплаты, предусмотренные ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В феврале 2020 г. в Центр поступили сведения с регионального отделения ФСС, что ответчик являлся получателем страховых выплат. В связи с тем, что ответчик своевременно не сообщил о получении страховых выплат, то им неправомерно получена сумма доплаты с 01.09.2013 по 31.01.2020 в размере 266274,46 рублей. Добровольно ответчик не возместил излишне выплаченные суммы.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Офимкин Петр Николаевич.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Ответчик и третье лицо в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. второй ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ была введена статья 12.1, которая начала действовать с 01.01.2010.
Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан предоставляется государственная социальная помощь, в том числе региональная социальная доплата к пенсии.
В целях реализации закона постановлением Правительства Республики Коми от 20.11.2009 № 342 в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» были введены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера.
Пунктом 5 Правил определено, какие суммы денежных выплат и мер социальной поддержки в денежном выражении учитываются при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера.
Постановлением Правительства РК от 13.08.2013 № 302 были внесены изменения в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281, в частности п. 5 Правил был изложен в новой редакции, в соответствии с которым при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера стали учитываться ежемесячные страховые выплаты, предусмотренные ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Судом установлено, что ответчик с 01.06.2010 являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии по потере кормильца на несовершеннолетнего сына Офимкина П.Н. Выплата доплаты прекращена в феврале 2020 г. в связи с поступлением в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» сведений из регионального отделения ФСС по Республике Коми сведений о получении ответчиком страховых выплат в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что ответчик не сообщил центру о получении страховых выплат, в связи с чем неправомерно получал доплату в период с 01.09.2013 по 31.01.2020, которая составила 266274,46 рублей, и просит взыскать данную выплату как неосновательное обогащение.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в том числе в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственной социальной помощи, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи».
Из приведенных нормативных положений Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение.
В связи с этим, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной и выплаченной гражданину государственной социальной помощи малоимущим семьям, предусмотренной нормами Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения пенсий и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае мер социальной поддержки, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае в ходе рассмотрения дела стороной истца доказательств умышленных недобросовестных действий ответчика с целью получения ежемесячной денежной выплаты суду не представлено.
Норма о том, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются ежемесячные страховые выплаты, вступила в действие в указанной истцом редакции с даты, следующей после обращения ответчика с заявлением о назначении региональной социальной доплаты.
Прежние редакции Правил не содержали условий об учете страховых выплат при определении общей суммы материального обеспечения пенсионера.
Дача разъяснений ответчику о необходимости извещать о поступлении его на работу и (или) выполнении иной деятельности, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, не позволяет прийти к выводу, что ответчик должен был понимать, что под указанными обстоятельствами понимается получение им страховых выплат в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Изложенное свидетельствует о том, что ответчик не был уведомлен о необходимости сообщать истцу сведения о получении страховых выплат. Таким образом, недобросовестности в действиях ответчика не имеется.
Также судом учитывается следующее.
В соответствии с обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера орган социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия имел возможность получать информацию и проверить сведения о доходах лица, получающего меры государственной социальной поддержки.
В спорном случае истцом не проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась как от субъекта исполнительной власти, не приняты все разумные меры, направленные на проверку информации, касающейся прав ответчика и члена его семьи на меры социальной поддержки.
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Требования ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» к Офимкину Николаю Петровичу о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 266274,46 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 31.08.2021