Решение по делу № 2а-1661/2020 от 12.03.2020

04RS0018-01-2020-001444-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2020 года                                                                                   г. Улан-Удэ

    Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре судебного заседания Бальбуровой С.А., с участием помощника прокурора Корытовой А.Г., представителя административного истца ФКУ И8-2 УФСИН России по РБ Климентьева С.С., административного ответчика Атакишиева Д.О.о., с участием представителя заинтересованного лица Щербакова С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия к Атакишиеву Д.О.о. об установлении административного надзора,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия Капишулин М.С. просит установить административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения в отношении гражданина Азербайджана Атакишиева Д.О.о.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Атакишиев Д.О.о. осужден приговором Тарбагатайского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 30 – ч. 5 ст. 228.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Преступление, за которое осужден Атакишиев Д.О.о., отнесено к категории особо тяжких преступлений, кроме этого в период отбывания наказания Атакишиев Д.О.о. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В соответствии со ст. 3 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осужденный Атакишиев Д.О.о. является лицом, в отношении которого устанавливается административный надзор. Соответственно просит установить административный надзор сроком на 3 года, а также административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 24 часов до 06 часов, обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

Представитель административного истца по доверенности Климентьев С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал пояснения, аналогичные содержанию административного искового заявления. Также дополнил, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Азербайджана Атакишиева Д.О.о., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, не выносилось.

Административный ответчик Атакишиев Д.О.о. в судебном заседании не возражал против установления административного надзора. Суду пояснил, что является гражданином Азербайджана, прибыл на территорию Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ, ему разрешалось находится на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, однако его задержали ДД.ММ.ГГГГ. Просил учесть, что в <адрес> проживают его родители, родной брат, гражданская жена и ребенок, которые получили гражданство Российской Федерации. После освобождения намерен проживать в <адрес>.

Представитель Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия по доверенности Щербаков С.В. возражал против установления административного надзора в отношении Атакишиева Д.О.о. Суду пояснил, что Атакишиев Д.О.о. пребывает на территории Российской Федерации незаконно, у него также закончился срок действия паспорта. После освобождения ему будет необходимо выехать в Азербайджан для восстановления документов.

Помощник прокурора района Корытова А.Г. полагала необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку Атакишиев Д.О.о.                                      незаконно пребывает на территории Российской Федерации.

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что приговором Тарбагатайского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Атакишиев Д.О.о. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30 – ч. 5 ст. 228.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В соответствии со ст. 15 УК РФ преступление по ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, за которое осужден Атакишиев Д.О.о. относится к категории особо тяжких преступлений.

Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по РБ Богомазова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ Атакишиев Д.О.о. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если данное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (части 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").

В силу положений части 5 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное частью 5 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории особо тяжких.

Как следует из материалов дела, Атакишиев Д.О.о. осужден Тарбагатайского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного частью 1 чт. 30 – ч.5 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима на срок 6 лет 6 месяцев. По месту отбывания наказания ответчик характеризуется отрицательно, неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Из пояснений представителя ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия Климентьева С.С. следует, что распоряжение о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации в отношении Атакишиева Д.О.о. в ФКУ ИК-8 не поступало.

Судом также установлено, что административный ответчик Атакишиев Д.О.о. является гражданином <данные изъяты>.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранный гражданин пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

По смыслу статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 административные ограничения не могут применяться в отношении лиц, не имеющих места жительства либо пребывания на территории Российской Федерации.

Подобный вывод согласуется и с нормами, закрепленными в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно части 5 которой при освобождении из мест лишения свободы лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано направиться по предписанию администрации исправительного учреждения к избранному месту жительства или пребывания. Неприбытие указанного лица к избранному им месту жительства или пребывания, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влекут уголовную ответственность по статье 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, выбора ими места жительства, пребывания регламентируются Федеральными законами "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.

Обязательными критериями относимости лица к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" являются совершение этим лицом тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Эти же критерии служат основанием в соответствии со статьями 7, 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" для аннулирования в отношении иностранного гражданина разрешения на временное пребывание или вида на жительство, либо принятия в отношении него решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, что влечет невозможность его дальнейшего проживания либо пребывания на территории Российской Федерации с возложением на иностранного гражданина обязанности покинуть территорию государства, а случае неисполнения этой обязанности - его принудительной депортации. Международными договорами не предусмотрено оказание помощи в исполнение решений судов Российской Федерации об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.

Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в абз. 6. п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в соответствии с которыми административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.

Согласно приговору Тарбагатайского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Атакишиев Д. Октай оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>. Согласно паспорта гражданина <данные изъяты> Атакишиева Д.О.о., срок действия паспорта истек ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отметке в указанном паспорте ему разрешено временное проживание на территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Иркутской области.

Сведения о том, что административный ответчик имеет российское гражданство или иные законные основания для пребывания (проживания) после освобождения из исправительного учреждения на территории Российской Федерации, в деле отсутствуют.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что у освобождаемого из мест лишения свободы Атакишиева Д.О.о., являющегося иностранным гражданином, отсутствуют законные основания для пребывания на территории Российской Федерации, следовательно, отсутствуют основания для установления в отношении него административного надзора.

Отсутствие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации само по себе не означает, что данный гражданин пребывает (проживает) на территории Российской Федерации законно, поскольку вопрос законности пребывания иностранных граждан обуславливается только положениями законодательства, регламентирующего правовой статус таких лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Административное исковое заявление ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия к Атакишиеву Д.О.о. об установлении административного надзора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ РБ.

    Судья:                                           А.А. Дандарова

2а-1661/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ в лице врио начальника Капишулина М.С.
Ответчики
Атакишиев Джавид Октай оглы
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Дандарова А.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация административного искового заявления
12.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Подготовка дела (собеседование)
18.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее