Гражданское дело № 2-1063/2022
УИД: 47RS0005-01-2021-007197-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2022 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Мазурова Д. Н.,
при секретаре Адеевой Е.Д.,
с участием представителя третьего лица ЛОГКУ «Ленобллес» Коляда Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колпаковой Елены Николаевны к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Колпакова Елена Николаевна обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований указала, что она является членом садоводческого товарищества «Птицевод», в настоящее время ТСН «Птицевод», владеет земельным участком № площадью 1320,0 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Задолженности по оплате членских взносов не имеет. Общее собрание разрешило ей приватизировать участок. Земельный участок находится в границах садоводческого товарищества. За время владения участком никаких споров о границах участка с соседями и ответчиками не возникало. Соседи не возражают против приватизации участка в тех границах, в которых он в настоящий момент находится. Истцом были получены все необходимые документы для оформления участка в собственность.
Кадастровым инженером проведена кадастровая съемка участка, границы согласованы, сформирован межевой план.
Распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных и муниципальных нужд.
Земельный участок находится в границах садоводческого товарищества, которые существовали во время постановления администрации <адрес> № от Дата о предоставлении земли в аренду под расширение существующего садоводческого товарищества «Птицевод».
Для регистрации права истцом были поданы документы в администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, но получен отказ, так как земли садоводству предоставлялись в аренду.
Представить другие документы, позволяющие зарегистрировать за ней право собственности на участок, истец не имеет возможности, так как они отсутствуют и ей не выдавались. Таким образом, без обращения в судебные органы для разрешения возникшего спора приватизировать земельный участок не представляется возможным.
На основании изложенного истец просит признать право собственности на земельный участок № площадью 1320,0 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Представитель третьего лица ЛОГКУ «Ленобллес» Коляда Н.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Колпаковой Е.Н., в связи с нахождением участка в землях лесного фонда РФ.
Истец Колпакова Е.Н. и её представитель по доверенности Сорокин С.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, требования иска поддерживали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Представитель третьего лица ТСН «Птицевод» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений против удовлетворения исковых требований не подавал.
Третьи лица Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении рассмотрения дела не просили, в заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные отзывы на иск, в которых просили отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о разрешении спора в его отсутствие, решение оставлял на усмотрение суда.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, приходит к следующему.
При рассмотрении споров о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации применению подлежат нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ранее действовавшего законодательства в данной сфере.
Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как разъяснено в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенного до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Таким образом, при разрешении требований граждан к уполномоченным органам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Из представленных истцом материалов не представляется возможным идентифицировать Колпакову Елену Николаевну как члена садоводства, которому предоставлен данный земельный участок площадью 1320,0 кв.м. Согласно справке, выданной 20.07.2016 председателем СНТ «Птицевод» Романенко С.В., Колпакова Е.Н. является членом садоводства с 2011 года, но ей предоставлялся участок № 378 общей площадью 1200 кв.м., а членская книжка садовода выдана 28.09.2014.
Кроме этого, в материалах дела отсутствует акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Отсутствуют документы подтверждающие, что земельный участок № 378 образован из земель садоводства «Птицевод».
В подтверждение вступления в члены садоводства и разрешения приватизации истцом представлены копии выписки из протокола № 13 от 29.05.2011 и от 30.05.2010 б/н, без предоставления самих протоколов, при этом, как следует из выписок, 29.05.2011 состоялось принятие Колпакову Е.Н. в члены садоводства с предоставлением участка, но 30.05.2010 ей разрешена приватизация имеющегося того же участка № 378.
Таким образом, истцом не представлено надлежащих доказательств, однозначно свидетельствующих о вхождении спорного земельного участка в состав земель, предоставленных СНТ «Птицевод» в установленном законом порядке, о вступлении истца в члены садоводства, о предоставлении истцу участка и о предоставлении участка в запрашиваемой площади.
Согласно документально подтвержденным сведениям в отзывах на иск ЛОГКУ «Ленобллес», Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу («Рослесхоз»), Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, спорный земельный участок располагается в части выделов 8,10 квартала 116 Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества на землях лесного фонда. Площадь пересечения составляет весь объем участка, что подтверждается схемой расположения участка, составленной лесничим Красносельского участкового лесничества Истрашкиным Э.Г. и таксационным описанием земель Красносельского лесничества.
ЛОГКУ «Ленобллес», Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу («Рослесхоз»), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являются учреждениями, осуществляющим лесоустроительные и лесозащитные работы, межевание, подготовку проектной документации для постановки лесных участков на государственный учет.
Таким образом, отзывы содержащее заключение о наличии наложения лесного участка с земельным участком истца является относимым и допустимым доказательством в рамках рассматриваемого дела поскольку: выданы уполномоченным лицом - организацией, непосредственно осуществляющей лесоустроительные работы; содержит картографические материалы, позволяющие достоверно определить имеющееся пересечение земель разных категорий; подготовлено на основании материалов лесоустройства, непосредственно утверждающих отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
В рамках рассмотрения названного дела судом в качестве надлежащего доказательства принята схема расположения участка, составленной лесничим Красносельского участкового лесничества Истрашкиным Э.Г. и таксационное описание земель Красносельского лесничества, содержащие информацию о расположении спорного земельного участка в квартале 116 Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества, в землях лесного фонда РФ.
Указанные обстоятельства истцом не опровергнуты.
Представленная представителем истца копия решения Выборгского городского суда от 03.03.2022 о предоставлении в собственность Колпакову А.О. соседнего земельного участка № в СНТ «Птицевод», выводов суда не подрывают, так как посвящено иным обстоятельствам, по другому участку, по иному владельцу, условий по обстоятельствам, признанным судом общеизвестными, не нуждающихся в доказывании, обязательных для суда, предусмотренных ст. 61 ГПК РФ, не возникает.
Право Российской Федерации на земельный участок Красносельского лесничества, из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № зарегистрировано Дата, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата №-АБ №.
Свидетельством о государственной регистрации права от Дата №-АБ № подтверждено исключительное право собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда Рощинского лесничества. Доказательством отнесения спорного земельного участка к категории земель лесного фонда, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с которыми лесному участку присвоен КН №
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (далее ЛК РФ), лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии со статьями 67-70.1 ЛК РФ.
В силу статьи 67, статьи 68 ЛК РФ на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, а также таксацию лесов.
Границы земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах, резервных лесах, устанавливаются с учетом квартальной сети, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 68.1 ЛК РФ.
В силу пункта 2,3 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство также включает в себя проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств и лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Согласно ст.70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Таким образом, местоположение, границы лесных участков и категории земель лесного фонда определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
С учетом изложенного, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права, является информация из государственного лесного реестра.
Изначально решением исполнительного комитета Выборгского районного Совета народных депутатов от 02.09.1982 № 404 «Об отводе земельных участков и о разрешении проведения проектно-изыскательных работ предприятиям и организациям для государственных и общественных нужд» птицефабрике «Коробицыно» отведен земельный участок под организацию коллективного садоводства площадью из земель птицефабрики.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.
Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР.
Статьей 18 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 установлено, что право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.
Вместе с тем, отсутствуют надлежащим образом оформленные документы (государственный акт на право пользования землей), удостоверяющие право правопредшественника ТСН «Птицевод» на землю.
Кроме того, согласно статье 13 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 предоставление земельных участков, занятых лесами первой группы, осуществляется по постановлению Совета Министров РСФСР.
При этом предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьями 33-35 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 (статья 14 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970). Из буквального толкования указанной нормы следует, что изъятие земельного участка у одного землепользователя в целях предоставления другому землепользователю не свидетельствует об изменении правового режима самого земельного участка.
Как следует из решения исполнительного комитета Выборгского районного Совета народных депутатов от 02.09.1982 № 404 площадь отводимых Птицефабрике «Коробицино» треста «Птицпром» под организацию коллективного садоводческого товарищества рабочих и служащих птицефабрики участков, изымаемых у Птицефабрики «Коробицино», составила 9,2 га (огороды 5,4 га, кустарника 1,5 га, леса нелесоустроенного 2,3 га.).
На момент отвода земельных участков порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую регламентировался статьей 5 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970.
Отнесение земель к категориям, указанным в статье 4 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970, производится в соответствии с основным целевым назначением земель.
Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель.
Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР.
Из толкования указанной нормы следует, что изменение основного целевого назначения земель является условием перевода земель из одной категории в другую. Сам же перевод осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
Соответственно, изменение условий использования предоставленного Птицефабрике «Коробицино» треста «Птицпром» в порядке отвода земельного участка из состава земель государственного лесного фонда не влечет автоматически изменение категории земли.
Документы, оформленные в установленном порядке о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, отсутствуют.
Вместе с тем следует также отметить, что предоставленный Птицефабрике «Коробицино» треста «Птицпром» (в последующем ТСН «Птицевод») земельный участок в соответствии с обозначенным выше решением под организацию коллективного садоводческого товарищества рабочих и служащих птицефабрики участков, генеральный план которого утвержден в установленном законом порядке, находился вне границ земель лесного фонда. Соответственно, спорный земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам, когда-либо находившимся в границах садоводства «Птицевод».
Спорный земельный участок отнесен к лесному участку из категории земель лесного фонда, принадлежность этой территории Российской Федерации до настоящего времени не изменена, сведения в отношении данного участка из лесного реестра не исключены.
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Действующим законодательством установлены ограничения в обороте земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничения в обороте лесного фонда содержал и ранее действовавший ЛК РФ от 29.01.1997 г., согласно статье 12 которого оборот лесного фонда не допускался.
В соответствии со статьей 3 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных постановлением ВС РФ от 06.03.1993 № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 г. леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.
Также, в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г № 2284).
Спорный земельный участок образован из состава земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
На основании вышеизложенного спорный земельный участок является лесным участком из состава земель лесного фонда и не может находиться в частной собственности.
Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка.
В силу пункта 6 статьи 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
В соответствии со статьей 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
На основании части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца о признании права собственности на земельный участок не основаны на законе, не подтверждены собранными по делу доказательствами и не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Статьей 67 ГПК РФ определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 1320,0 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.