Дело № 2-349/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 23 июля 2020 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре Лихачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отделу судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее – администрация МО «Онежский муниципальный район», истец) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее УФССП по Архангельской области и НАО), отделу судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее ОСП по Онежскому району) об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 июня 2020 года по делу № 2-178/2018.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Онежского городского суда Архангельской области (дело № 2-178/2018), вступившим в законную силу 30.07.2018, на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления в силу решения суда организовать разработку проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водозабора и водопроводных сетей пос. Шомокша в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ОТ 14.03.2002 № 10.
В ОСП по Онежскому району возбуждено исполнительное производство № 7248/20/29040-ИП.
29 июня 2020 года постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области с должника администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» предпринимались все возможные меры по исполнению решения суда.
В настоящее время на территории Архангельской области существует региональный проект «Чистая Вода» в указанную программу входят работы по модернизации системы водоснабжения в п. Шамокша Онежского района. На сегодняшний день разработано техническое задание на проведение проектно-изыскательных работ и рабочей документации на строительство ВОС в п. Шомокша. Указанная документация согласована с МинТЭК и ЖКХ Архангельской области в документации прописаны работы по разработке проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Согласно техническому заданию, региональной программе Архангельской области «Чистая вода (2020-2024)» на 2020-2024 гг. планируется: строительство и подключение блочно-модульной станции очистки холодной воды в поселке Шомокша; реконструкция (модернизация, техническое перевооружение).
При планировании бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район» используется программно-целевой метод, который определен в Бюджетном кодексе РФ.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.
Денежные средства, необходимые для исполнения судебных решений, многократно превышают доходную часть бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район».
В связи с данным обстоятельством администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» не имела реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Представители истца администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», ответчика УФССП по Архангельской области и НАО, ответчика Отдела судебных приставов по Онежскому району в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом.
Начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Онежскому району УФССП по Архангельской области и НАО Харюшин А.В. в представленных в суд письменных возражениях на иск просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку должником не представлены доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин неисполнения решения суда.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Часть 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Онежского городского суда Архангельской области от 11 мая 2018 года удовлетворены исковые требования Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать разработку проектов зон санитарной охраны и получения санитарно – эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водозабора и водопроводных сетей п. Шомокша.
Постановлено: «обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в течение одного года со дня вступления в силу решения суда организовать разработку проектов зон санитарной охраны, получению санитарно- эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водозабора и водопроводных сетей п. Шомокша Онежского района Архангельской области в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10».
Решение вступило в законную силу 30 июля 2018 года.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Онежскому району от 15 января 2020 года на основании исполнительного листа, выданного Онежским городским судом 23 сентября 2019 года, возбуждено исполнительное производство № 7248/20/29040-ИП.
В ходе исполнительного производства заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Онежскому району УФССП по Архангельской области и НАО Павловской М.В. 29 июня 2020 года вынесено постановление о взыскании с должника – администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Разрешая настоящий спор, суд учитывает, что администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» является органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При недостаточности в бюджете денежных средств администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» не имеет возможности произвольно расходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, доводы должника, изложенные в иске, которые не оспариваются ответчиками, и оснований не доверять которым у суда не имеется, учитывая недостаточность в муниципальном бюджете денежных средств, а также то, что администрацией МО «Онежский муниципальный район» принимались меры для исполнения решения суда (до возбуждения исполнительного производства было подготовлено техническое задание на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Строительство и подключение блочно-модульной водоочистной станции и реконструкция водоочистной станции и сооружений поселка Шомокша»), что существенно снижает степень вины должника в неисполнении решения суда в установленный срок, суд считает возможным снизить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора, до 37500 рублей, поскольку в силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Кроме того, анализ действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Установленный размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
При этом суд обращает внимание лиц, участвующих в деле, на то, что, снижая размер исполнительского сбора, суд не признает отсутствие вины у администрации Онежского муниципального района в неисполнении решения суда. Уменьшая размер исполнительского сбора, суд исходит из того, что с учетом конкретных обстоятельств дела, характера взыскания, степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
В силу положений ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ и Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, признается соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленному администрацией МО «Онежский муниципальный район» требованию является УФССП России по Архангельской области.
Поэтому в удовлетворении требований администрации МО «Онежский муниципальный район» к ОСП по Онежскому району об уменьшении размера исполнительского сбора следует отказать.
Частью 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска, взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29 июня 2020 года в рамках исполнительного производства № 7248/20/29040-ИП от 15 января 2020 года, до 37 500 рублей.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» к отделу судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...