РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2014 года Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Барановой Н.С., при секретаре Мишкиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1185/14 по иску Сорокина А.А. к Гаражно-стояночному кооперативу «Северянин», ГУП г.Москвы «ГСП САО» о признании недействительным договора
Установил:
Истец Сорокин А.А. обратился в суд с иском к Гаражно-стояночному кооперативу «Северянин», ГУП г.Москвы «ГСП САО» о признании недействительным договора «№» от 21 января 2011 года об оказании услуг и предоставлении участка в эксплуатацию под автостоянку гаражно-стояночному кооперативу «Северянин» на 72 машиноместа для хранения личного автотранспорта жителей района.
Исковые требования, с учетом их уточнения мотивированы тем, что договор, заключенный между «№» /САО от 21 января 2011 года является недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, по следующим основаниям: договор передачи земельного участка третьему лицу в установленном законом порядке не зарегистрирован, листы договора не прошиты, не пронумерованы, не отвечают требованиям достоверности. В нарушение установленного законодательством порядка, заключен договор «№» с Гаражно-стояночным кооперативом «Северянин» без уведомления и получения соответствующего разрешения собственника, которым является Департамент городского имущества г.Москвы. Сделка не соответствует требованиям ст. 22 п. 6 Земельного кодекса РФ, а также требованию закона г.Москвы «О землепользовании» «№» от 19 декабря 2007 года п. 6 ст. 8. Самовольная уступка права пользования земельным участком является незаконной сделкой со стороны арендатора земельного участка. Договор «№» от имени ГУП г.Москвы «ГСП САО» о передаче земельного участка заключается в лице уволенного генерального директора «ФИО»1., а сам договор подписывается его братом «ФИО»2, спорный договор со стороны ГУП «ГСП «САО» подписан заместителем генерального директора, который действовал на основании устава, как указано в договоре, однако уставом ГУП г.Москвы «ГСП САО» полномочия заместителя директора на заключения договор не закреплены, до настоящего времени ни чем не подтверждены, заключение договора аренды лицом, которые не вправе выступать арендодателем является основанием для признания договора недействительным.
Истец Сорокин А.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Сорокина А.А. – Козел А.С.в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Гаражно-стояночного кооператива «Северянин» Ефимов В.В. в судебное заседание явился, заявил о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Представитель ГУП г.Москвы «Гаражно-стояночное предприятие Северного административного округа» Дуброво Д.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, заявил об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица Гаражно-строительного кооператива «Северянин» Козел А.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ 1. Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
2. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Судом установлено, что 21 января 2011 года между Государственным унитарным предприятием «Гаражно-стояночное предприятие» САО и Гаражно- стояночным кооперативом «Северянин» заключен договор об оказании услуг и предоставления участка в эксплуатацию под автостоянку Гаражно-стояночному кооперативу «Северянин» на 72 машино-места (железобетонные гаражи» для хранения личного автотранспорта жителей района Западное Дегунино (л.д.7-9).
По условиям вышеуказанного договора исполнитель передает в эксплуатацию потребителю земельный участок, именуемый в дальнейшем участок, площадью 4000 кв.м, расположенный по адресу: «адрес» для дальнейшей эксплуатации гаражно-стояночного кооператива на 72 машино-места (железобетонные гаражи) с целью хранения личного автотранспорта жителей района Западное Дегунино. Участок принадлежит исполнителю на основании договора аренды, предоставленном ему на основании договора аренды земельного участка «№» от 28 февраля 2006 года, заключенному между Департаментом земельных ресурсов г.Москвы и Государственным унитарным предприятием г.Москвы «Гаражно-стояночное предприятием «ГСП САО» сроком до 01 декабря 2009 года. Договор вступил в силу с момента его подписания сторонами. (л.д.7-9).
По договору о предоставлении земельного участка от 28 февраля 2006 года, заключенному между Департаментом земельных ресурсов г.Москвы и ГУП «ГСП САО» г.Москвы, в пользование ГУП г.Москвы ГСП САО г.Москвы передан в аренду земельный участок напротив «адрес» (рег.«№» от 28.1-.2004 года) сроком до 01 декабря 2009 года (л.д.27-31)
Как следует из заявленных требований, истец Сорокин А.А. просит признать недействительным договор от 21 января 2011 года, как заключенный с нарушением требований действующего законодательства на основании ст. 168 ГК РФ.
Ответчиками по делу заявлено о применении срока исковой давности по заявленным требованиям.
В силу ч.1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Как установлено в судебном заседании оспариваемый договор заключен 21 января 2011 года, по условиям заключенного договора вступил в силу с момента его подписания, то есть с 21 января 2011 года.
С исковым заявлением в Тимирязевский районный суд Сорокин А.А. обратился 13 февраля 2014 года, указав основания исковых требований, что заключенный договор является мнимым. 27 февраля 2014 года, истец изменил основания иска, указывая на допущенные нарушения требований закона, как основания для признания договора недействительным – ничтожным.
Ссылка истца на обращение к мировому судье с исковым заявлением об оспаривании договора 16 января 2014 года не может быть признана обоснованной, поскольку, исковое заявление, поданное мировому судье 16 января 2014 года содержит обстоятельства, на которые ссылается истец в настоящем исковом заявлении, однако истец оспаривал сделку по основаниям ст. 170 ГК РФ, полагая, что оспариваемый договор является мнимой сделкой, а следовательно, в силу закона – ничтожной, о чем указано в исковом заявлении.
Кроме того, поступившее исковое заявление от 16 января 2014 года к производству мирового судьи принято не было, определением от 30 января 2014 года в удовлетворении ходатайства о принятии искового заявления Сорокину А.А. отказано (л.д.10).
Как установлено судом, Сорокин А.А. является пользователем гаражного бокса «№», расположенного на вышеуказанном земельном участке, пользовался гаражным боксом в период действия оспариваемого договора. В адрес ГСК Северянин 31 января 2011 года направлялось предписание с уведомлением о заключении договора «№» от 21 января 2011 года, на момент разрешении спора срок действия договора от 21 января 2011 года истек.
В силу ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (ст. 181 ч. 1 ГК РФ).
Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку договор заключен 21 января 2011 года, договор вступил в силу с момента его подписания сторонами, с указанного времени началось исполнение договора, однако с исковым заявлением в суд истец обратился 13 февраля 2014 года, изменил основание иска 27 февраля 2014 года, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным им требованиям о признании недействительными договора от 21 января 2011 года.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требований Сорокина А.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░ «░░░ ░░░» ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░: