Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2019 года г.Октябрьск
Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Головой Т.А., при секретаре Молодкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению Уласевич А.С. к Администрации г.о.Октябрьск о признании незаконным постановления Администрации г.о.Октябрьск от 11 июля 2019 года № 733,
У С Т А Н О В И Л:
Уласевич А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о.Октябрьск, в котором просит признать незаконным постановление Администрации г.о.Октябрьск от 11 июля 2019 года № 733 и обязать Администрацию г.о.Октябрьск выдать разрешение на отклонение от предельных параметров с уменьшением минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером № до предельно стоящих зданий: - по северной границе земелнього участка с 3,0 м. до 1 м.; - по восточной границе земелнього участка с 3,0 м. до 0 м.; по южной границе земельного участка с 3,0 м. до 1 м.; по западной границе земельного участка с 8,7 м. до 2 м..
Административный истец Уласевич А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
В судебном заседании представитель административного истца Капустник К.А., действующий по доверенности, показал, что Уласевич А.С. на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 766,0 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> В, с кадастровым номером №, имеющий разрешенное использование: магазины, общей площадью не более 200 кв.м.. 26.10.2018 он обратился с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» для застройки вышеуказанного земельного участка. Письмом от 19 ноября 2018 года за №№ ему был дан ответ, в котором указано, что МКУ г.о. Октябрьск «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации г.о. Октябрьск» рассмотрело заявление и пришли к выводу, что отказывают в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров. Постановлением администрации г.о.Октябрьск Самарской области от 27 февраля 2019 года № данный отказ оформлен документально, после чего он обратился в суд с заявлением о признании действий незаконными. В ходе судебного разбирательства представитель со стороны ответчика администрации г.о. Октябрьск с иском не согласилась, пояснила, что в соответствии с ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ администрация г.о. Октябрьск не вправе выдать разрешение на отклонение от предельных параметров. Решением Октябрьского городского суда от 11.04.2019 вышеуказанное постановление администрации г.о. Октябрьск Самарской области от 27 февраля 2019 года №198 признано не соответствующим закону и администрация г.о. Октябрьск Самарской области обязана повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства на земельном участке. 22.07.2019 он получил письмо из МКУ г.о. Октябрьск «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации г.о. Октябрьск», согласно которому его заявление повторно рассмотрено. Постановлением администрации г.о. Октябрьск Самарской области от 11 июля 2019 года № 733 ему отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров при застройке вышеуказанного земельного участка в соответствии с ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ. То есть администрация г.о. Октябрьск повторно незаконно отказала в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров. Постановлением Администрации г.о. Октябрьск от 06.09.2017 года №999 принят Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Согласно п.1.2 данного Регламента муниципальная услуга предоставляется правообладателям земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки или их уполномоченным представителям. Согласно п. 2.13 данного Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: нарушение требований технических регламентов; отсутствие указания в заявлении конкретных минимальных параметров земельных участков либо их конфигурации, инженерно-геологических или иных характеристик земельных участков, неблагоприятных для застройки. Иных оснований для отказа в предоставлении услуги в регламенте не имеется. Согласно п. 3.5.3 Регламента рекомендации об отказе в предоставлении разрешения должны содержать обоснованные основания отказа, к числу которых могут относится следующие: несоответствие испрашиваемого разрешения требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; несоответствие испрашиваемого разрешения требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в том числе национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521; несоответствие испрашиваемого разрешения требованиям иных технических регламентов. Иных оснований для рекомендаций об отказе в предоставлении услуги в регламенте не имеется. В силу п. 3.5.4. Регламента в течение 7 рабочих дней со дня поступления Главе городского округа рекомендаций, предусмотренных пунктом 3.5.3. Административного регламента, в отношении заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, Глава городского округа принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения. Согласно п. 3.5.5, 3.5.6. Регламента результатом процедуры является Постановление Администрации городского округа Октябрьск о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения. Способом фиксации результата административной процедуры является регистрация Постановления Администрации городского округа Октябрьск. Указанное решение Глава городского округа Октябрьск принимает с учетом рекомендаций Комиссии.
Таким образом, постановление администрации г.о. Октябрьск вынесено незаконно в нарушением положений регламента. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. В силу ст. 6 данного Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Ранее Октябрьским городским судом уже выносилось решение от 11.04.2019 касательно правоотношений, возникших между ним и администрацией г.о. Октябрьск после написания им заявления о предоставлении услуги о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров. Однако, администрацией г.о. Октябрьск повторно в нарушение положений Регламента и действующего законодательства выдан отказ по тем же основаниям, которым дана оценка в решении Октябрьского городского суда от 11.04.2019. Данным решением позиция администрации г.о. Октябрьск признана незаконной, принято решение о защите нарушенного права истца. Решение Октябрьского городского суда от 11.04.2019 вступило в законную силу, сторонами не обжаловалось. Считает, что постановлению администрации г.о. Октябрьск Самарской области от 11 июля 2019 года № 733 ранее уже давалась оценка Октябрьским городским судом. Неоднократные противоправные действия администрации г.о. Октябрьск грубо нарушают его права и свободы, установленные Конституцией РФ и действующим законодательством, ввиду противоправных действий администрации г.о. Октябрьск он несет огромные убытки и не может реализовать свои права. Основанием отказа явилась самовольная постройка, но на момент рассмотрения комиссией заявления, решение суда не вступило в законную силу. Комиссия руководствовалась именно решением суда первой инстанции. Также указано, что согласно ч.1 ст.40 Градостроительного кодекса РФ единственным основанием является то, что помимо акта осмотра участка, должно в материалах иметься уведомление об обнаружении данной незаконной постройки. Данное уведомление в судебное заседание не было представлено. Считает, что других оснований по регламенту предоставления разрешения на отклонение не имеется. И соответственно комиссия вынесла решение, не руководствуясь регламентом, не учитывая те положения, которые могут быть основанием для отказа и не имея необходимые документы, которые являлись бы основанием для отказа Уласевич А.С. именно из-за самовольной постройки. По этим причинам считает, что отказ является незаконным. Нет технических препятствий для предоставления данных отклонений. Просит признать постановление администрации г.о. Октябрьск Самарской области от 11 июля 2019 года № 733 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» незаконным, обязать администрацию г.о. Октябрьск выдать Уласевич А.С. разрешение на отклонение от предельных параметров с уменьшением минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером № до предельно стоящих зданий: по северной границе земельного участка с 3,0 м. до 1 м.; по восточной границе земельного участка с 3,0 м. до 0 м.; по южной границе земельного участка с 3,0 м. до 1 м.; по западной границе земельного участка с 8,7 м. до 2 м..
В судебном заседании представитель Администрации г.о.Октябрьск Артемова И.Г., действующая по доверенности, с заявлением Уласевич А.С. не согласилась и показала, что считает Постановление Администрации законным и обоснованным и не подлежащим удовлетворению. То, что данная постройка была самовольной, было установлено и в результате проверки земельного контроля и в последующем Стройнадзором. Решением суда постройка была признана самовольной, и Уласевич обязан ее снести. Решение вступило в законную силу. По обращению Уласевич о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства были проведены публичные слушания, о чем имеется протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. По результатам публичных слушаний рекомендации комиссией не подготавливались и соответственно главе города не направлялись. С административным иском также не согласны на том основании, что суд не может обязать администрацию выдать разрешение на отклонение от предельных параметров, поскольку этим самым он подменяет орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что 10 августа 2018 года Уласевич А.С. и Муниципальное образование городской округ Октябрьск Самарской области, в лице руководителя Комитета имущественных отношений Администрации г.о.Октябрьск Самарской области ФИО3 в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заключили договор аренды № земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно п.1.1 Договора Уласевич А.С. предоставлен земельный участок, площадью 766 кв.м. в составе земель населенных пунктов, кадастровый номер земельного участка: №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием земельного участка: магазины, общей площадью не более 200 кв.м.
Частью 2 статьи 64 КАС РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского городского суда Самарской области от 11 апреля 2019 года исковые требования Уласевич А.С. о признании постановления Администрации г.о.Октябрьск №198 от 27 февраля 2019 года «об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства» удовлетворены, постановление Администрации г.о.Октябрьск Самарской области от 27 февраля 2019 года №198 признано не соответствующим закону, Администрация г.о.Октябрьск Самарской области обязана повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Уласевичу А.С. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №
В описательно-мотивировочной части решения судом было установлено, что при рассмотрении заявления Уласевича А.С. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства была нарушена процедура, предусмотренная ст.40 ГК РФ, а именно не проводились публичные слушания, по результатам которых соответствующей комиссией не осуществлялась подготовка рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, не принималось решение Главой Администрации г.о.Октябрьск по данному вопросу на основании рекомендаций комиссии.
Постановлением Администрации г.о.Октябрьск от 11.07.2019 № 733 согласно Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Порядка организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности в г.о. Октябрьск Самарской области, утвержденного решением Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 22.12.2008 №-н, на основании постановления Администрации г.о. Октябрьск от 28.03.2019 №523 «О назначении публичных слушаний по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», протокола публичных слушаний от 01.07.2019, заключения о результатах публичных слушаний от 01.07.2019, Уласевич А.С. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 766,0 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, с видом разрешенного использования «магазины, общей площадью не более 200 кв.м.», включающее в себя: уменьшение минимального отступа от границ земельных участков до предельно стоящих зданий: - по северной границе земельного участка с 3,0 м. до 1 м.; - по восточной границе земельного участка с 3,0 м. до 0 м.; по южной границе земельного участка с 3,0 м. до 1 м.; по западной границе земельного участка с 8,7 м. до 2,5 м., в соответствии с п. 6.1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ в связи с тем, что данный объект является самовольной постройкой, что подтверждается решением Октябрьского городского суда от 27.05.2019 по делу №.
Согласно ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч.1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (ч.2).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (ч.3).
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.4).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч.5).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (ч.6).
Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (ч.6.1).
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч.7).
Судом установлено и следует из материалов дела, что администрацией городского округа Октябрьск был нарушен установленный положениями статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок принятия оспариваемого Постановления администрации городского округа Октябрьск от 11.07.2019 № 733 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес> а именно решение главой администрации г.о. Октябрьск по данному вопросу не принималось на основании рекомендаций комиссии. Данный факт не оспаривается стороной административного ответчика.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства дела, суд признает оспариваемое Постановление администрации г.о. Октябрьск 11.07.2019 № 733 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, несоответствующим закону.
Вместе с тем, суд, принимая во внимание то, что обращение заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса о предоставлении ему разрешения на отклонение от предельных параметров в отношении спорного земельного участка не влечет безусловную обязанность указанного органа выдавать соответствующее разрешение, и, исходя из положений статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров, в связи с чем оставляет без удовлетворения требование административного истца о возложении обязанности по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров с уменьшением минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером 63:05:0103037:979 до предельно стоящих зданий: - по северной границе земельного участка с 3,0 м. до 1 м.; - по восточной границе земельного участка с 3,0 м. до 0 м.; по южной границе земельного участка с 3,0 м. до 1 м.; по западной границе земельного участка с 8,7 м. до 2 м..
При установленных обстоятельствах, административные исковые требования Уласевич А.С. подлежат удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Уласевич А.С. удовлетворить частично.
Признать Постановление Администрации городского округа Октябрьск от 11 июля 2019 года № 733 несоответствующим закону.
Обязать Администрацию городского округа Октябрьск в соответствии с нормами закона рассмотреть вопрос о предоставлении Уласевич А.С. разрешения на отклонение от предельных параметров с уменьшением минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером № до предельно стоящих зданий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде. Решение в окончательном виде изготовлено 15 октября 2019 года.
Председательствующий: судья Т.А. Голова