Дело № 3а-15/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 августа 2017 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи Кондрак Н.И.,
при секретаре Кондратовой Е.В.,
с участием:
прокурора Махиня В.В.,
представителя административного истца ФИО11.,
представителя административного ответчика ФИО12.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в губернаторы города Севастополя Кияшко ФИО13 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации ФИО2, выдвинутого Севастопольским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», кандидатом в Губернаторы города Севастополя»,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в губернаторы города Севастополя Кияшко ФИО13 ссылаясь на положения пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии (далее Севастопольская ГИК) от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации ФИО2, выдвинутого Севастопольским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ». Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 в поддержку своего выдвижения для регистрации были представлены в том числе и подписные листы с подписями 9 депутатов, которые ранее отдали свои подписи в поддержку кандидата на должность губернатора ФИО3, вследствие чего количество подписей депутатов является недостаточным для его регистрации и согласно положений п. 20 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта «д.1» п. 24 ст. 38 данного закона являлось основанием для отказа в регистрации кандидата.
В судебное заседание истец Кияшко ФИО13, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Представитель Кияшко ФИО13 по доверенности – ФИО8 требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что Севастопольская ГИК, имея сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата на должность губернатора города Севастополя ФИО3, в том числе на нотариальное удостоверение подписей, обязана была проверить данные факты и установить депутатов, отдавших подписи в поддержку ФИО3 вне зависимости от представления им листов поддержки с подписями этих депутатов. Кроме того, обязана была установить всех депутатов, отдавших свои подписи в поддержку кандидата на должность губернатора города Севастополя ФИО3 и опубликовать их в свободном доступе.
Представитель Севастопольской ГИК возражала относительно удовлетворения искового заявления указывая на законность принятого решения. Полагает, что обжалуемое решение принято в пределах полномочий Севастопольской ГИК и в соответствии с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" № 303-ЗС. Проведение иных, не предусмотренных указанными законами проверок является незаконным и влекущим нарушение избирательных прав кандидата, в отношении которого проводилась бы такая проверка и принципа равенства кандидатов.
Заинтересованные лица ФИО2 и представитель Севастопольского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом и зблаговременно.
Суд, учитывая сокращенные сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав и надлежащее извещение неявившихся лиц полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, указавшего на отсутствие нарушений Севастопольской городской избирательной комиссией при вынесении оспариваемого постановления и отсутствие оснований для его отмены, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя 1 созыва 6 сессии от ДД.ММ.ГГГГ N 884 назначены выборы Губернатора города Севастополя на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ч. ч. 1, 3, 5, 12 ст. 28 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" № 303-ЗС в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением. После окончания сбора подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя составляется список лиц, которые поставили свои подписи на листах поддержки кандидата, по форме, установленной Севастопольской городской избирательной комиссией, содержащий сведения о кандидате и о лицах, поставивших подписи в его поддержку, в объеме, предусмотренном частью 8 настоящей статьи. Указанный список подписывается кандидатом.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя должно быть собрано 12 подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число подписей, представленных в Севастопольскую городскую избирательную комиссию, может превышать указанное количество не более чем на 1 подпись и составлять не более 13 подписей. Указанным постановлением определено также то, что число внутригородских муниципальных образований, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 8.
Таким образом, указанное постановление регламентирует количество подписей, именно представленных в Севастопольскую ГИК.
Судом установлено, что в Севастопольскую ГИК представлены документы на регистрацию кандидатом на должность губернатора города Севастополя ФИО2
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 зарегистрирован кандидатом на должность губернатора города Севастополя.
Так же в Севастопольскую городскую избирательную комиссию представлены документы на регистрацию кандидатом на должность губернатора города Севастополя ФИО3
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 зарегистрирован кандидатом на должность губернатора города Севастополя.
Истец по делу зарегистрирован кандидатом на должность губернатора города Севастополя постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как усматривается из списков лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность Губернатора города Севастополя ФИО3 и ФИО2, в поддержку выдвижения указанных кандидатов отдали свои подписи депутаты представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, при этом указанные в листах поддержки кандидатов фамилии, имена, отчества депутатов не совпадают, вследствие чего доводы иска о том, что ФИО2 в поддержку своего выдвижения для регистрации были представлены в том числе и листы с подписями 9 депутатов, которые ранее отдали свои подписи в поддержку кандидата на должность губернатора ФИО3, несостоятельны.
Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований закона и это нарушение должно быть установлено.
В п. 20 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии при проведении проверок подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, отнесена проверка достоверности указанных подписей. Аналогичные положения предусмотрены частями 7-12 статьи 30 Закона города Севастополя «О выборах губернатора города Севастополя». Таким образом, обязанность избирательной комиссии осуществлять проверки порядка сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, отсутствует.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 30 Закона города Севастополя № 330-ЗС, регламентирующей проверку соблюдения требований при выдвижении кандидата (пункты 7-11), согласно которого Севастопольская городская избирательная комиссия проверяет достоверность подписей, содержащихся в листах поддержки кандидата, для чего может создать рабочую группу. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа внутригородского муниципального образования Севастополя поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Порядок проверки достоверности подписей определен так же Методическими рекомендациями по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утвержденных постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ №
При этом как установлено судом какими-либо достоверными сведениями относительно изложенных в административном исковом заявлении доводов Севастопольская ГИК не обладала.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеизложенными нормами Закона суд, проверив представленные Севастопольской городской избирательной комиссией списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность Губернатора города Севастополя ФИО2 и ФИО3 нарушений, допущенных комиссией при принятии оспариваемого решения о регистрации кандидата на должность губернатора Севастополя ФИО2, как и виновных действий самого ФИО2, не усматривает.
Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о незаконности оспариваемого постановления, а также допустимых и относимых к заявленным основаниям иска доказательств административным истцом не приведено, как и доказательств невозможности их получения без содействия суда, в том числе, признания в связи с этим действий Севастопольской городской избирательной комиссии неправомерными в установленном законом порядке.
Статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. В свою очередь, административный истец, обратившийся в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов обязан указать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит данное решение, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Исходя из вышеизложенного, поскольку решение было принято избирательной комиссией в соответствии с требованиями законодательства в пределах ее полномочий, установленных частью 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 9 статьи 12 Закона города Севастополя «О выборах губернатора города Севастополя», указанные истцом обстоятельства основанием для отмены обжалуемого постановления являться не могут.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления кандидата в губернаторы города Севастополя Кияшко ФИО13 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации ФИО2, выдвинутого Севастопольским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», кандидатом в Губернаторы города Севастополя» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Севастопольского
городского суда /подпись/ Н.И. Кондрак
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Судья Н.И. Кондрак