Решение по делу № 12-138/2020 от 06.11.2020

                        64RS0010-01-2020-002849-59

ДЕЛО № 12-1-138/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года                  г.Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Карпинская А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе администрации Вольского муниципального района на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области и Пензенской областям З. от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области и Пензенской областям З. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Вольского муниципального района (далее по тексту – администрация ВМР) была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей, за допущенное захламление земельного участка по адресу: город Вольск, саратовской области, в 200 метрах от дома 205 по улице Народной в виде накопления (складирование) отходов производства и потребления.

Администрация ВМР обжаловала указанное выше постановление в суд, мотивируя свою жалобу тем, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалки, не является муниципальной собственностью, а относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, а полномочия, касающиеся владения, пользования и распоряжения такими земельными участками органам местного самоуправления не переданы. Кроме того, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на АО «Управление отходами», с которым Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также Росприроднадзор не имеет права проводить внеплановую проверку без согласования с прокуратурой области.

Представитель заявителя – М., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным выше.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

На основании части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как видно из материалов дела, на основании приказа № 605 - ОРД от 01 октября 2020 года проведено рейдовое обследование земельного участка в городе Вольске, кадастровый квартал 64:42:010458, в ходе которого установлено складирование на данном земельном участке отходов производства и потребления (захламление земельного участка), в том числе отходов из жилищ несортированные, отходов мебели из разнородных материалов, упаковки полиэтиленовой, загрязненной пищевыми продуктами, отходов (мусор) от строительства и ремонтных работ, мусора от сноса и разборки зданий несортированный, грунта насыпного загрязненного отходами строительных материалов, древесных отходов от сноса и разборки зданий. Отходы находятся на почве (без твердого покрытия, поверхность не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия). Складирование отходов произведено на площади более 14000 м2.

В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона от 24 июня 1998 годка года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 4.1 Устава Вольского муниципального района органы местного самоуправления Вольского муниципального района обладают, в том числе, полномочиями по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Вольского муниципального района.

Решением Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области утверждены Правила благоустройства и озеленения на территории муниципального образования город Вольск, которые устанавливают обеспечение необходимого уровня благоустройства, соблюдения чистоты и санитарного состояния города Вольска юридическими и физическими лицами, расположенными и проживающим на его территории (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 5.1 Правил физические и юридические лица независимо от их организационно – правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности земельных участков в соответствии с действующим законодательством и настоящими правилами. Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Вольска.

На территории города Вольска запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах (пункт 5.5.1 Правил).Контроль за исполнением требований настоящих правил осуществляют структурные подразделения Администрации Вольского муниципального района в соответствии с их компетенцией и предоставленными полномочиями (пункт 7.1 Правил).

Нарушение настоящих правил влечет ответственность в соответствии с законодательством (пункт 7.2 Правил).

В пункте 7.8 ГОСТ 30770-2001, введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года, отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 года № 26-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.

Вступившим в законную силу решением Вольского районного суда Саратовской области по гражданскому делу № 2-1-297/2020, от 02 июня 2020 года, было признано незаконным бездействие администрации Вольского муниципального района по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также в утилизации отходов на территории муниципального образования город Вольск и на Администрацию Вольского муниципального района Саратовской области возложена обязанность ликвидировать место несанкционированного складирования отходов на площади 6,8 га., расположенное в 200 метрах по направлению на юго-запад от нежилого здания предприятия МУП МО г. Вольск «Благоустройство» (Саратовская область, город Вольск, улица Народная, 205) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья не принимает во внимание довод представителя заявителя о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку в данном случае речь идет не о владении или пользовании земельным участком, а об исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Вольского муниципального района.

При таких обстоятельствах государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области и Пензенской областям З. от ДД.ММ.ГГГГ правомерно привлек администрацию Вольского муниципального района, как орган местного самоуправления, к административной ответственности за указанное выше правонарушение.

Также судья не согласен с мнением представителя администрации ВМР, что Росприроднадзор не имел права проводить внеплановую проверку без согласования с прокуратурой области, так как Росприроднадзор проводил не внеплановую проверку, а проверяли обстоятельства по переданному им по подведомственности из МО МВД России по Саратовской области материал.

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктами 3.2 и 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В данном случае, учитывая характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств (совершения правонарушения впервые, направление письма региональному оператору о ликвидации свалки), и отсутствие отягчающих, судья считает возможным снизить назначенное государственным инспектором наказание в виде штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 200000 рублей.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области и Пензенской областям З. от 29 октября 2020 года об административном правонарушении изменить, снизив размер наложенного на администрацию Вольского муниципального района административного штрафа до 200000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья                                Карпинская А.В.

12-138/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация ВМР Саратовской области
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Карпинская Александра Валерьевна
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
volsky.sar.sudrf.ru
06.11.2020Материалы переданы в производство судье
14.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее