Решение по делу № 33-5542/2022 от 15.09.2022

Дело <.......>

Номер в суде первой инстанции 2-1004/2022

72RS0<.......>-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Тюмень                     <.......>

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего         Пуминовой Т.Н.

судей                          Малининой Л.Б., Фёдоровой И.И.,

    при секретаре                            ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации,

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Фёдоровой И.И. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца ФИО2 ФИО7, настаивавшего на удовлетворении исковых требований свой доверительницы по доводам иска, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО») о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации.

Требования мотивированы тем, что в феврале 2002 года КЭЧ <.......> Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации ей был выдан ордер на право занятия <.......>, на основании которого она была вселена в указанное жилое помещение. Жилое помещение было предоставлено в порядке очередности на основании решения жилищной комиссии в/ч 61221, в которой работала истец, принятое <.......> на условиях жилищного найма, в качестве служебного жилого помещения квартира не предоставлялась. Ордер после вселения в жилое помещение был сдан в домоуправление в соответствии с установленным порядком. В настоящее время в квартире проживает истец, которая имеет в данном жилом помещении установленную требованиями законодательства регистрацию. Также она является пенсионером по старости, имеет общий стаж работы в воинской части 22 календарных года, из которой уволена в связи с ликвидацией организации. В октябре 2021 года она обратилась с заявлением по вопросу приватизации квартиры в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, однако, на данное заявление ответчиком был предоставлен отказ, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, отнесено к специализированному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации и не подлежит приватизации. Истец считает свои права на приватизацию занимаемой ею квартиры нарушенными. В настоящее время квартира, в которой проживает истец, находится в государственной собственности Российской Федерации, военный городок, в котором она находится, к числу закрытых не относится. Квартира является изолированным жилым помещением, в аварийном состоянии не находится, не является жилым помещением в общежитии и служебным жилым помещением, в коммерческом найме не состоит. В связи с этим, ограничений для приватизации квартиры, в которой проживает истец, законом не установлено. Истец ранее в приватизации жилых помещений не участвовала. На основании изложенного просила признать за ней право собственности в порядке бесплатной приватизации на жилое помещение – квартиру, находящуюся по адресу: <.......>, р.<.......>.

В суде первой инстанции:

Представитель истца ФИО2 - ФИО7 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Истец ФИО2, представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Тюменский районный суд <.......> <.......> постановил решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворил, признал за ФИО2 право собственности на <.......> в р.<.......>, в порядке бесплатной приватизации.

С указанным решением не согласились Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО».

В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» - ФИО8 просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с ч. 3 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда ч. 1 этой статьи относятся и служебные жилые помещения.

Судом не дана правовая оценка доводов учреждения о том, что в соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от <.......> <.......>, указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс», в связи с чем учреждение является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации – ФИО9 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Указывает, что проживание истца в спорном жилом помещении на протяжении длительного времени и осуществление прав и обязанностей, присущих нанимателю на условиях договора социального найма не свидетельствует о наличии права на его приватизацию, учитывая статус жилого помещения. Спорное жилое помещение могло быть предоставлено истцу только в качестве служебного для временного проживания на период службы (работы) ФИО2 в войсковой части <.......>, поскольку квартира располагалась на территории военного городка и согласно постановлению Администрации МО р.<.......> <.......> от <.......> была признана служебной.

Обращает внимание, что Министерство обороны Российской Федерации не обеспечивало лиц из числа гражданского персонала жилыми помещениями на условиях социального найма. Предоставление жилых помещений на условиях социального найма относилось к компетенции местной администрации.

Поскольку спорное жилое помещение предоставлялось ФИО2 как служебное, в настоящий момент не утратило такой статус, в связи с чем оно не подлежит приватизации, что прямо противоречит выводам суда первой инстанции и является основанием для отмены состоявшегося решения.

В письменных возражениях ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» представитель ФИО8 просит апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить, отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска.

В письменных возражениях истец ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Определением от <.......> судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлекла к участию в деле в качестве ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

Представитель истца ФИО7 на удовлетворении иска настаивал по доводам иска, указав дополнительно, что постановление главы Администрации <.......> от <.......> <.......> является недействительным.

Истица, представители ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО», ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, об отложении дела ходатайств не заявляли.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Информация о деле была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало, доказательств уважительности причин неявки не представлено, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов жалобы, является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Принимая во внимание, что истцом заявлено требование о признании право собственности на <.......>, расположенную по адресу: рабочий <.......>, то у суда первой инстанции имелись основания для привлечения в качестве соответчика по делу ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту -ФГАУ «Росжилкомплекс»), в чьем оперативном управлении находится спорное жилое помещение, чего судом сделано не было.

Указанные обстоятельства являются основанием для отмены решения Тюменского районного суда <.......> от <.......>.

Разрешая требования ФИО2 по существу, судебная коллегия находит иск не подлежащими удовлетворению и исходит из следующего.

Из трудовой книжки ФИО2 следует, что она состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 61221 в период с <.......> по <.......> в различных должностях, уволена в связи с ликвидацией организации п.1.ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.14-20).

Как усматривается из материалов дела, <.......> решением жилищно-бытовой комиссии восковой части 61221 ФИО2, состоящей в должности ВрИД помощника командира по финансово-экономической работе, предоставлена квартира в <.......>, на состав семьи: 1 человек (л.д.9).

Согласно поквартирной карточке на жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, р.<.......>, в указанном жилом помещении зарегистрирована    ФИО2 с <.......> (л.д.10).

На имя ФИО2 открыт финансовый лицевой счет, она производит оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д.21-23,40-41).

Сведения о зарегистрированных правах ФИО2 на недвижимое имущество отсутствуют, что следует из информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <.......>, ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» от <.......>    (11,12, 35).

На обращение ФИО2 по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения, ФГКУ «Приволжко-Уральское ТУИО» Минобороны России письмом от <.......> указано, что квартира, расположенная по адресу: <.......>, закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжко-Уральское ТУИО» Минобороны России, отнесена к специализированному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем данное жилое помещение приватизации не подлежит (л.д.13).

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от                <.......> <.......>-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от <.......> <.......>-р», военный городок в <.......> утратил статус закрытого военного городка.

В соответствии с Постановлением ФИО1 от <.......> <.......> «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», принятым в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик ФИО1, было установлено, что военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей.

Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел ФИО1, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности ФИО1 (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади (пункты 1, 2).

В статье 6 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных ФИО1 народных депутатов (жилищный фонд местных ФИО1) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Согласно Единому государственному реестру недвижимости на помещение с кадастровым номером <.......> с адресным описанием –<.......>, Тюменский муниципальный район, Богандинское муниципальное образование, р.о. Богандинский, <.......> зарегистрировано право собственности Российской Федерации ( дата регистрации - <.......>), право оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» (дата регистрации – <.......>) (л.д.131).

Факт закрепления спорного имущества на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» подтверждается так же приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации <.......> от <.......> (л.дд.114-116).

Из постановления главы Администрации <.......> от <.......> <.......> следует, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации (л.д.81).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от                 <.......>, <.......> "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, и имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно статье 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В силу статей 93, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», приказа ФИО1 обороны РФ от <.......> <.......>, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.

Согласно пунктам 28, 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, введенного в действие Приказом ФИО1 обороны ФИО1 от <.......> <.......>, оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны ФИО1 производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома депутатов трудящихся.

Как следует из материалов дела, ФИО2 военнослужащей не являлась, ордер на право заселения в жилое помещение КЭЧ ей не выдавался.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РФ от <.......> <.......> "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Из содержания указанной нормы права следует, что необходимым условием для участия гражданина в приватизации жилого помещения является пользованием им на условиях социального найма.

По нормам ранее действовавшего жилищного законодательства (статьи 28-31,33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием для предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда- совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утверждённого решением органа местного самоуправления.

Вместе с тем, решение о предоставлении спорного жилого помещения истице на условиях социального найма уполномоченным органом в связи с нуждаемостью в порядке очередности не принималось. Доказательств того, что впоследствии квартира стала использоваться на условиях социального найма материалы дела не содержат. Приобретение    ФИО2 права на предоставление ей квартиры из жилищного фонда социального использования материалами дела не подтверждено. Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования, материалы гражданского дела не содержат.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского ФИО1 народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО1 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <.......> <.......> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту «м» пункта 2 указанного Постановления Правительства Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Вместе с тем, отсутствие решения о включении конкретного жилого помещения в число служебных, не дает оснований отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за истцом, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку жилое помещение предоставлялось в ином порядке, а не по нормам жилищного законодательства РСФСР, действовавшего на тот период времени.

Так как спорная квартира находилась на территории закрытого военного городка, в связи с чем имела особый правовой статус, схожий со статусом служебного жилого помещения, то у истца не возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Ссылки представителя истца на недействительность постановления главы Администрации <.......> от <.......> <.......> об отнесении спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации не влекут возникновение у ФИО2 права пользования квартирой на условиях социального найма.

При этом судебная коллегия отмечает, что длительное проживание истца в спорном жилом помещение и оплата жилищно-коммунальных услуг, не свидетельствует о приобретении истцом права пользования квартирой и наличии между сторонами сложившихся правоотношений из договора социального найма.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от <.......> <.......> "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

При установленных обстоятельствах и приведенных нормах права, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации не имеется, поскольку приватизация служебного жилого помещения не допускается.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

        Решение Тюменского районного суда <.......> от <.......> отменить, принять по делу новое решение:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации отказать.

Определение в окончательной форме изготовлено <.......>.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-5542/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
Истцы
Амосова Галина Дмитриевна
Ответчики
ФГКУ Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Фёдорова Инна Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
15.09.2022Передача дела судье
24.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
07.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2022Передано в экспедицию
07.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее