Судья Кузнецов В.В. Дело № 2-1119/2022
(первая инстанция)
№33-2921/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 03 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу истцов Бабич А.А., Стусь Л. П. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 июня 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Бабич А.А., Стусь Л. П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости о разрешенном виде использования земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
15.02.2022 года истцы Бабич А.А., Стусь Л. П. обратились в суд с иском к ответчику Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, дополнив исковые требования, просят обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 1137 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с «для малоэтажной застройки» на «для индивидуального жилищного строительства», путем внесения изменений в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, внести соответствующие изменения в ЕГРН, мотивируя исковые требования тем, что ответчиком ДИЗО города Севастополя в рамках выполнения государственного контракта под жилым домом, принадлежащем истцам, был сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1137 кв.м., вид разрешенного использования земельного участка определен «для малоэтажной застройки», что предполагает размещение на земельном участке многоквартирного дома. При этом, на данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий истцам, построен в 1958 году, определенный ответчиком вид разрешенного использования земельного участка лишает истцов права на приватизацию земельного участка и делает невозможным разрешенное использование жилого дома.
20.04.2022 года Нахимовским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
18.05.2022 года Нахимовским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Бабич А.А., Стусь Л. П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости о разрешенном виде использования земельного участка отказано.
Истцами Бабич А.А., Стусь Л.П. подана апелляционная жалоба, просят решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывают о том, что истцам принадлежит на праве собственности жилой дом, 1958 года постройки, право собственности за ними зарегистрировано в установленном законом порядке. Статус дома как индивидуальный жилой дом подтверждается техническим паспортом ГКП Бюро технической инвентаризации и данными ЕГРН. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (с изменениями и дополнениями) под индивидуальными жилыми домами формируются земельные участки с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № площадью 1137 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, определенный ответчиком, нарушает права и законные интересы истцов, приводит к невозможности разрешенного использования принадлежащего им индивидуального жилого дома, не являющегося многоквартирным. Судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что жилой дом разделен на самостоятельные объекты недвижимости, данные обстоятельства не доказаны ответчиком, не соответствуют сведениям ЕГРН. Статус дома как индивидуального жилого является законным, установлен данным решением суда, ответчиком не оспаривался. Законность распоряжения ДИЗО истцы не оспаривают, они просят определить (изменить) вид разрешенного использования земельного участка.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Мокрецова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, представители третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили. Истцы Бабич А.А., Стусь Л.П. воспользовались правом, предусмотренным частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела в суде их представителем Мокрецовой И.В., полномочия которой подтверждены доверенностями, наличие высшего юридического образования подтверждено дипломом.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя истцов Мокрецовой И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Бабич А.А. принадлежит на праве собственности 49/100 долей жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 116,6 кв.м. Согласно информационной справки № ГУПГС «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, объект в целом состоит из одноэтажного 3-х квартирного жилого дома литер «А», жилой площадью 54,0 кв.м., пристройки литер «а2», пристройки литер «а3», тамбура литер «а4», а также надворных построек: сарая-уборной литер «Б», навеса литер «Д», ограждений и прочих сооружений.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, за Бабич А.А. зарегистрировано право собственности на 49/100 долей жилого дома, площадью 116,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, Стусь Л.П. принадлежит на праве собственности 6/25 долей жилого дома №, с соответствующей частью надворных сооружений, расположенного по адресу: <адрес>, в состав которых входит квартира № Жилой дом № обозначен на плане литер «А», общей площадью 54,00 кв.м., надворных сооружений и строений. Квартира № «а» состоит из: жилого дома литер «А»: помещений 1а-3 площадью 16,90 кв.м. - жилое, помещений 1а-4 площадью 1,20 кв.м., пристройки литер а2, которая состоит из: помещения 1а-1 площадью 4,40 кв.м. - коридор, помещения 1а-2 площадью 5,20 кв.м. – кухня, помещения 1а-5 площадью 7,90 кв.м; 1/4 доли сарая-уборной литер «Б», части ограждения и иных сооружений, жилой площадью 16,90 кв.м, что составляет 6/25 долей жилого дома.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, Стусь Л.П. принадлежит на праве собственности 27/200 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 116,6 кв.м. Согласно сведениям справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ГУП <адрес> «БТИ», жилой дом с хозяйственно-бытовыми строениями состоит из одноэтажного жилого дома литер «А» жилой площадью 54,0 кв.м, пристроек, хозяйственно-бытовых строений.
Согласно сведений ГУП г. Севастополя «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с хозяйственно-бытовыми строениями (без самовольных строений) по адресу: <адрес>, состоит из: одноэтажного жилого дома литер «А» общей площадью до реконструкции 116,6 кв.м, жилой площадью 54,0 кв.м (четыре жилые комнаты), пристройки литер «а2», пристройки литер «а3», тамбура литер «а4», а также хозяйственно-бытовых строений: сарая-уборной литер «Б», навеса литер «Д», ограждений и прочих сооружений. Согласно последней текущей инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирована самовольная реконструкция жилого дома литер «А»: выстроены пристройка литер «а», тамбур литер «а1», в связи с чем, общая площадь после реконструкции составляет 127,5 кв.м, а также выстроены самовольные хозяйственно-бытовые строения: сарай литер «В», погреб литер «Г». Навес литер «Д», не относится к объекту самовольного строительства. В материалах инвентаризационного дела имеется уведомление Ленинском РГА города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № о недопущении незаконной регистрации на жилые дома, которые не пригодны для жилья и находятся аварийном состоянии и в том числе объект недвижимого имущества по <адрес>.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), расположенного: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1137 кв.м., кадастровый квартал № (п. 1). Отнесен образуемый земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения, к категории земель: «земли населенных пунктов», определены виды разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения: «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (код 2.1.1).
Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, за Бабич А.А. и Стусь Л.П. зарегистрировано право общей долевой собственности на жилое здание площадью 116,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, количество этажей 1 (за Бабич А.А. - 49/100 долей, за Стусь Л.П. - 51/100 долей).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1137 +/- 12, отнесен к категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (код 2.1.1).
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, истцы обращались в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования (далее ВРИ) земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: г: Севастополь, <адрес>, с ВРИ «для малоэтажной многоквартирной застройки» (код 2.1.1) на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), по результатам межведомственного взаимодействия с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя сообщил о том, что, по данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адресу: <адрес>, расположен многоквартирный жилой дом площадью 116,6 кв.м. Согласно техническому плану на жилой дом индивидуального жилищного фонда по вышеуказанному адресу, выданному ГКП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, указанный дом поделен на квартиры № что, характеризует объект как многоквартирный дом. Объект недвижимого имущества с кадастровым № разделен на самостоятельные объекты недвижимости, что, в свою очередь, допускается ВРИ: «блокированная жилая застройка» (код 2.3), «для малоэтажной многоквартирной застройки» (код 2.1.1).
В настоящее время Правила землепользования и застройки города Севастополя (далее ПЗЗ) не утверждены.
В рамках реализации работ Государственным автономным учреждение Севастополя «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительств изысканий и среды», в рамках утвержденного государственного задания приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, по мероприятию «Подготовка правил землепользования застройки города Севастополя путем актуализации проекта правил землепользования и застройки города Севастополя путем актуализации проекта правил землепользования и застройки города Севастополя» ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с ООО <данные изъяты> город».
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом города Севастополя от 29.07.2020 года № 593-3C «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе» ПЗЗ подлежат рассмотрению на публичных слушаниях, на которых все заинтересованные лица вправе представить свои замечания и предложения по проекту.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бабич А.А., Стусь Л.П., исходя из того, что распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, вынесено компетентным органом, в пределах их полномочий, истцами не обжаловано, незаконным не признано, оснований для изменения определенного указанным распоряжением вида разрешенного использования земельного участка не имеется.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
По смыслу статей 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Статьей 12 и 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
До 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года N 883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города.
Согласно пункту 1.1 Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Пункт 1.8 Положения определяет Департамент стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь, и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд коммунального имущества Севастополя, Севастопольское региональное отделение Фонда государственного имущества Украины, в пределах законодательства города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя, в том числе управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения).
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.
Пунктом 2 Порядка определения видов разрешенного использования предусмотрено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с: 1) правоустанавливающим документом на земельный участок; 2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; 3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с данным Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Классификатор видов разрешенного использования (утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412) предусматривает вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек. «Блокированная жилая застройка» (код 2.3), предполагает размещение жилого дома, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним домом или соседними домами, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройстве спортивных и детских площадок, площадок для отдыха. «Для малоэтажной многоквартирной застройки» (код 2.1.1), предполагает размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный); обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки в встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП, виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка (далее - заинтересованное лицо).
Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее - Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя (пункт 5 Порядка № 228).
Согласно указанной Таблице видам использования «для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома» соответствуют виды разрешенного использования земельных участков 2.1.1 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», 2.5 «Среднеэтажная жилая застройка», 2.6 «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП, в случае если при определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка была допущена ошибка, по заявлению заинтересованного лица уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения в правовой акт, которым был определен вид разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка.
Данный пункт не обязывает орган вносить изменения в правовой акт, которым был определен вид разрешенного использования и категория земель, в том числе в случае несогласия заинтересованного лица с определением вида разрешенного использования земельного участка.
Процедуру изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя, в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьи 13 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» регламентирует Временный порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя, утвержденный постановление Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1210-ПП.
В соответствии с пунктом 4 Временного порядка № 1210 для изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) заинтересованное лицо обращается с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в котором указываются следующие сведения: 1) о правообладателе земельного участка (фамилия, имя, отчество, место жительства, наименование юридического лица, местонахождение, ОГРН); 2) о земельном участке и объекте капитального строительства (площадь, адрес, кадастровый номер, вид разрешенного использования); 3) желаемый вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, который должен быть установлен в результате удовлетворения заявления; 4) о правах на земельный участок (объект капитального строительства).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что определение вида разрешенного использования спорного земельного участка (для малоэтажной многоквартирной застройки) осуществлено уполномоченным органом Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя путем соотнесения максимально приближенного по смыслу и функциональному использованию вида использования земельного участка, в полной мере соотносится с ранее разрешенным видом, не приводит к его фактическому изменению, не противоречит Классификатору и Таблице, не порождает неопределенности, не содержит каких-либо ошибок.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия указывает о том, что вид разрешенного использования «для малоэтажной многоквартирной застройки» определен Департаментом в связи с отнесением дома к блокированной застройке, наличием обособленных жилых блоков. Истцы не воспользовались правом на обжалование распоряжения Департамента в порядке, предусмотренном КАС РФ, в ходе проверки, законности которого могли быть проверены доводы истца о статусе жилого дома как индивидуального. В рамках рассмотрения настоящего дела предметом иска является изменение вида разрешенного использования земельного участка, оснований для изменения ( а не установления иного вида) ранее установленного ДИЗО Севастополя вида разрешенного использования не имеется.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истцов Бабич А.А., Стусь Л. П. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 июня 2022 года оставить без удовлетворения.
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 июня 2022 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
И.А.Анашкина