Решение по делу № 2-196/2017 от 03.02.2017

Дело № 2-196/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2017 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильинского А.А. к Администрации Сортавальского муниципального района, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

установил:

Иск предъявлен по тем основаниям, что истец является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истец был включен в список на получение жилого помещения, где состоит по настоящее время. Учитывая, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, Ильинский А.А. просит обязать Администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение на основании договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в границах Сортавальского городского поселения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже нормы предоставления.

В судебном заседании истец Ильинский А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, также указал, что после выпуска из Детского дома, он два года и 5 месяцев обучался в Лахденпохском техникуме и в этот период проживал в общежитии для студентов. <Дата обезличена> он окончил обучение в техникуме, приехал на постоянное место жительства в г. Сортавала, но проживать ему негде, так как в закрепленном за ним жилом помещении проживать невозможно. Было принято решение о включение его в Список детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, но до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просит обязать ответчиков представить ему жилое помещение.

Представитель ответчика Грацианова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения по иску, указав, что законом Республики Карелия от 21.12.2016 №2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов» в бюджет Сортавальского муниципального района распределены субвенции в размере 6140000 руб. на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению и социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация предоставляет жилые помещения в порядке очередности возбужденных исполнительных производств, количество которых в настоящее время составляет – 8. В целях исполнения решений суда для приобретения жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Администрацией проводится электронный аукцион. Указывает, что в настоящее время Администрация не располагает денежными средствами для приобретения жилого помещения истцу и просит в иске отказать.

Ответчик - Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия – своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, также представлен отзыв, из которого следует, что Ильинский А.А. включен в список детей-сирот, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями. На 2017 год Сортавальскому муниципальному району выделена субвенция на приобретение жилых помещений для указанной категории детей в размере 6140000 руб.

Представитель органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему вывод.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления Правительства Республики Карелия от 21.04.2016 №151-П «Вопросы органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия преобразовано в Министерство здравоохранения Республики Карелия. Функции в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения, опеки и попечительства, а также по проведению государственной политики в указанной сфере переданы Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.

Согласно положению о Министерстве социальной защиты, труда и занятости, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 08.07.2016 №254-П, министерство обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, уполномоченным органом определено Министерство социальной защиты, труда и занятости. Министерство формирует единый список на основании сведений органов местного самоуправления и городских округов в Республике Карелия.

Законом Республики Карелия от 21.12.2016 №2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» Сортавальскому муниципальному району предусмотрена субвенция на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан в размере 6140,0 тыс. рублей.

Установлено, что распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец был зачислен в детское государственной учреждение в связи с ограничением матери несовершеннолетнего в родительских правах на основании решения Сортавальского городского суда от <Дата обезличена>. Указанным распоряжением за несовершеннолетним закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>.

В последующем мать Ильинского А.А. была лишена родительских прав в отношении истца на основании решения Сортавальского городского суда от <Дата обезличена> по иску МОУ Сортавальского МР РК Детский дом к Ильинской Л.Г. о лишении родительских прав.

Отец Ильинского А.А. записан со слов Ильинской Л.Г.

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Ильинский А.А. являлся воспитанником МОУ Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский дом и находился на полном государственном обеспечении.

С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Ильинский А.А. обучался ГБПОУ РФ «Лахденпохский техникум» по очной форме обучения и проживал в общежитии для учащихся.

После окончания техникума вернулся по месту своего постоянного жительства в <Адрес обезличен>.

В указанном жилом помещении кроме истца зарегистрирована мать - Ильинской Л.Г..

Жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, представляет из себя двухкомнатную неблагоустроенную квартиру.

Распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района от 17.12.2014 <Номер обезличен> установлен факт невозможности проживания в указанном жилом помещении на основании санитарно-эпидемиологического заключения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания Ильинского А.А. нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

Кроме того, указанным Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района Ильинский А.А. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

В силу п. 3 ст. 8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона.

В соответствии с положением о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства РК от 08.07.254-П, министерство обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законом Республики Карелия №921-ЗРК, а также формирует список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона.

Из представленных документов следует, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, включен в список указанных лиц. Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения и включения ее в список не оспаривается ответчиком. На сегодняшний момент право истца на обеспечение жилым помещением в установленном порядке не реализовано.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование указанного Списка, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование истца является законным и обоснованным, на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского городского поселения (по месту жительства истца).

При этом суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Сортавальского муниципального района.

Как указывалось выше Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано, что орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 Закон № 921-ЗРК.

В соответствии с положением о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства РК от 08.07.2016 №254-П Минсоцтруд РК обеспечивает предоставление мер но государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и дней, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом Республики Карелия №921-ЗРК, формирует Списки детей-сирот и дней, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на основании сведений, предоставляемых администрациями муниципальных образований.

Законом Республики Карелия от 21.12.2016 №1968 «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрены субвенции на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан.

Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона. Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Ильинскому А.А благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского городского поселения.

В отношении Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия отказать.

Взыскать с Администрации Сортавальского муниципального района в пользу Ильинского А.А. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья (подпись) Л.П. Вакуленко

Копия верна: судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2017. Копия верна: судья С.В. Мирошник

2-196/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильинский А.А.
Ответчики
Министерство социальной защиты, труда и занятости РК
АСМР
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
03.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2017Передача материалов судье
06.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2017Судебное заседание
03.03.2017Судебное заседание
03.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2017Дело оформлено
06.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее