Судья Швецова Н.В. № 33а-4099/2021
дело № 2а-1143/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 13 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,
при секретаре Кузьминова А.К.,
с участием прокурора Никонова В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Посёлок Нижний Куранах» о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения прокурора, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) Ахмедин О.Н. в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» (далее - АМО «п.Нижний Куранах»), выразившееся в необеспечении противопожарной безопасности на территории муниципального района и возложении обязанности по очистке в с.Верхний Куранах граничащей с лесным массивом защитной минерализованной полосы, препятствующей распространению огня от природных территорий, и созданию в п.Нижний Куранах граничащей с лесным массивом защитной минерализованной полосы, препятствующей распространению огня от природных территорий.
В обоснование указал, что по результатам проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности прокуратурой были выявлены указанные нарушения, 06.05.2021 внесено представление об устранении нарушений. 12.05.2021 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) вынесено предписание № ... об устранении выявленных нарушений. 24.06.2021 проведена контрольная проверка исполнения предписания, в ходе которой установлено, что в с.Верхний Куранах минерализованная полоса не очищена, в п.Нижний Куранах минерализованная полоса, граничащая с лесным массивом, отсутствует, что создаёт реальную угрозу безопасности, жизни и здоровья граждан, а также их имущества в случае чрезвычайных ситуаций.
В письменной возражении административный ответчик просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку по выявленным нарушениям все необходимые работы были совершены: по очистке в с.Верхний Куранах минерализованной полосы 28.04.2021 объявлен электронный аукцион на выполнение работ по расчистке, 17 мая состоялся аукцион, 31.05.2021 с ООО «********» заключён контракт, 15.06.2021 подписан акт сдачи-приёмки о выполнении работ, аукционная документация и локально-сметный расчёт были подготовлены согласно заложенным средствам, работы по очищение полосы до минерализованного грунта запланированы с 20.10.2021 в связи с невозможностью эксплуатации тяжёлой техники по причине оттаивания верхнего слоя земли; по созданию минерализованной полосы в п.Нижний Куранах - имеются 2 противопожарных разрыва, граничащие с лесным массивом, которыми являются линии электропередач и обслуживающая технологическая дорога шириной более 4 метров, для создания новой минерализованной полосы ведутся работы.
27 июля 2021 года решением Алданского районного суда бездействие АМО «п.Нижний Куранах», выразившееся в необеспечении противопожарной безопасности на территории муниципального образования, признано незаконным. На ответчика возложена обязанность по принятию мер по устранению выявленных нарушений законодательства.
Не согласившись с решением суда, глава МО «п.Нижний Куранах» Усенко А.С. в апелляционной жалобе просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Повторяя доводы отзыва на административное исковое заявление, указал, что работы по очистке полосы в с.Верхний Куранах до минерализованного грунта запланированы с 20.10.2021 по 21.11.2021, по созданию минерализованной полосы в п.Нижний Куранах ведётся работа по согласованию с собственником линии электропередач до минерализованного грунта, достигнута договорённость о предоставлении специализированной техники, для создания новой минерализованной полосы, где отсутствует линия электропередач, проведена работа по разграничению границ лесного фонда и земель населённых пунктов, разработана проектно-сметная документация на проведение работ по вырубке леса и снятия верхнего плодородного слоя почвы.
В судебном заседании прокурор просил оставить решение суда без изменения.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Алданского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах.
6 мая 2021 года по результатам проверки в адрес главы МО «п.Нижний Куранах» прокурором внесено представление об устранении нарушений, выразившихся в том, что в с.Верхний Куранах не очищена минерализованная полоса, граничащая с лесным массивом, в п.Нижний Куранах фактически отсутствует минерализованная полоса, граничащая с лесным массивом (л.д.11).
20 мая 2021 года АМО «п.Нижний Куранах» дан ответ о том, что 28.04.2021 объявлен аукцион на проведение работ по очистке минерализованной полосы вокруг с.Верхний Куранах, для создания минерализованной полосы п.Нижний Куранах необходимости нет, т.к. возле посёлка имеются высоковольтные линии электропередач с защитными полосами и технологическая трасса, которые отделяют лесной массив от посёлка (л.д.15).
12 мая 2021 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) в адрес МО «п.Нижний Куранах» внесено предписание № ... по устранению нарушений со сроком исполнения до 31.05.2021 (л.д.20).
12 мая 2021 года в отношении МО «п.Нижний Куранах» составлен протокол об административном правонарушении № ... (л.д.22).
13 мая 2021 года постановлением заместителя главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору АМО «п.Нижний Куранах» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения (л.д.24).
24 июня 2021 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) в результате контрольной внеплановой проверки исполнения предписания от 12.05.2021 установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, о чём составлен акт проверки № .... Выдано новое предписание надзорным органом (л.д.26).
13 июля 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка №1 Алданского района МО «п.Нижний Куранах» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 70000 рублей (л.д.49).
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя требование административного иска, суд, руководствуясь положениями КАС РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 27.05.2021 №201-РГ, исходил из того, что ответчиком не оспаривается не устранение им выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, и что им не доказано отсутствие бездействия по устранению выявленных нарушений (не представлены акт выполнения работ ООО «********» в с.Верхний Куранах, документы, подтверждающие о начале работ по подготовке к созданию минерализованной полосы в п.Нижний Куранах и наличии линии электропередач и технологической трассы).
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Так, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов м░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 9 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ № 131-░░ "░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 63 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.09.2020 № 1479 "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ «░.░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 20.10.2021 ░░ 21.11.2021 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░ № ... ░░ 15.06.2021 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 31.05.2021.
░░░░░░ ░ ░░░, 24.06.2021 ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 12.05.2021 ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ № ..., ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 08.07.2021.
13 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░.░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░ 19.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 27.05.2021 №201-░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 27.05.2021 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░.░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 308 - 311 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 27 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░