Дело № 3а-32/18
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 06 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермолаева М.А. о признании незаконным и отмене решения Даркылахской окружной избирательной комиссии от 24 июля 2018 года №15 «О регистрации Лаптева А.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС № 1366-V от 08 июня 2018 года «О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)» на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решением Даркылахской окружной избирательной комиссии №15 от 24 июля 2018 года Лаптев А.И., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «РОДИНА» в Республике Саха (Якутия), зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7.
Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России», Ермолаева М.А., обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения Даркылахской окружной избирательной комиссии №15 от 24 июля 2018 года о регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7 Лаптева А.И.
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что Лаптев А.И. незаконно зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, поскольку не представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты, указанные в статье 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ), в нарушение норм, установленных статьей 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З №1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) №1007-III) не представлены подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
Административный истец Ермолаев М.А., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, реализовал свое право на участие в разбирательстве дела через своих представителей Яковлева А.А. и Владимирова М.В.
Представители административного истца Яковлев А.А. и Владимиров М.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, вновь приведя их суду.
Представитель административного ответчика – председатель Даркылахской окружной избирательной комиссии №7 Алексеева В.В. в судебном заседании не возражала против доводов административного иска, пояснив, что заявленные административным истцом основания для признания недействительным решения о регистрации Лаптева А.И. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7 являются основаниями к отмене решения о регистрации Лаптева А.И. в качестве кандидата в депутаты, поскольку при регистрации Лаптев А.И. ввел окружную избирательную комиссию в заблуждение.
Заинтересованное лицо Лаптев А.И. отзыв не представил, в судебное заседание не явился, представителя не направил, судом были приняты исчерпывающие меры к извещению заинтересованного лица о дате и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Заинтересованное лицо Лаптев А.И. об отложении дела не просил, документы об уважительной причине неявки не представил, его явка не признана обязательной.
Неявка в судебное заседание заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, и с учетом сокращенных процессуальных сроков суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкина Н.В. считает административное исковое заявление Ермолаева М.А. о признании незаконным и отмене решения Даркылахской окружной избирательной комиссии от 24 июля 2018 года №15 «О регистрации Лаптева А.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7» обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), заслушав заключение прокурора Рязанской А.Д., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, а при проведении выборов в том числе в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижении кандидата.
Основания отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, и их перечень является в силу пункта 27 названной статьи исчерпывающим.
Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Аналогичные положения содержатся в подпункте 3 пункта 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) №1007-III.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ избирательное объединение вправе в одномандатном избирательном округе выдвинуть одного кандидата в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона №67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
В силу требований пункта 8 статьи 35.1 Федерального закона №67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Статья 37 Федерального закона № 67-ФЗ содержит нормы, регулирующие сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума.
Исходя из содержания части 1 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) №1007-III для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в случаях, установленных статьями 39.1 и 40 настоящего закона;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия), в случаях, установленных статьями 39.1 и 40 настоящего закона;
- сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 4, 5 и 5.1 статьи 36, частями 11, 12 и 12.2 статьи 39 настоящего закона;
- первый финансовый отчет кандидата.
Судом установлено, что постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2018 года №43/3-6 утвержден список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) и представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей.
В указанном списке Региональное отделение Всероссийской политической партии «РОДИНА» в Республике Саха (Якутия) отсутствует.
В ходе рассмотрения настоящего дела из обозревавшихся судом документов, представленных Лаптевым А.И. в Даркылахскую окружную избирательную комиссию №7, установлено, что документы, необходимые для регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7, установленные Федеральным законом №67-ФЗ и Законом Республики Саха (Якутия) №1007-III, представлены кандидатом Лаптевым А.И. в окружную избирательную комиссию не в полном объеме. Указанные обстоятельства после обозрения судом оригиналов названных документов сторонами не оспорены.
Так, кандидат Лаптев А.И. при представлении документов для регистрации 19 июля 2018 года и 21 июля 2018 года в Даркылахскую окружную избирательную комиссию №7 не представил подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия).
Факт не предоставления кандидатом Лаптевым А.И. названных документов отражен в Подтверждениях о приеме документов, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7 на выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва от 19 июля 2018 года и от 21 июля 2018 года.
Таким образом, кандидат Лаптев А.И. не представил в Даркылахскую окружную избирательную комиссию №7 подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) №1007-III.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку кандидата, для регистрации кандидата представлены не были, в то время как их представление носит обязательный характер и является необходимым условием для регистрации, у окружной избирательной комиссии не имелось оснований для регистрации Лаптева А.И. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах суд считает, что указанные нарушения являются основанием для отмены решения Даркылахской окружной избирательной комиссии от 24 июля 2018 года №15 «О регистрации Лаптева А.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7», как решение избирательной комиссии, принятое с нарушением требований статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ и статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) №1007-III.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Суд считает, что оспариваемым решением Даркылахской окружной избирательной комиссии №7 нарушены основные гарантии реализации конституционных прав граждан на участие в выборах, в том числе административного истца Ермолаева М.А. и других кандидатов, зарегистрированных для участия в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7.
Действия Даркылахской окружной избирательной комиссией №7 по незаконной регистрации в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) Лаптева А.И. ставит всех участвующих в выборах кандидатов в неравное положение и нарушает их статус кандидатов.
Тем самым, административное исковое заявление Ермолаева М.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 239-241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ермолаева М.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Даркылахской окружной избирательной комиссии от 24 июля 2018 года №15 «О регистрации Лаптева А.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Даркылахскому одномандатному избирательному округу №7».
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 08 августа 2018 года