Советский районный суд г. Махачкалы РД
судья ФИО2
дело №
УИД-05RS00№-56
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2024 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО11
судей ФИО8 ФИО10
при секретаре судебного заседания ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан об обязании установить очередность на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Дагестан ФИО4 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан ФИО5, просившего решение суда отменить, объяснения представителя истца ФИО9, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее – МВД про РД) о возложении обязанности установить очередность на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя требования тем, что ФИО1, являясь пенсионером МВД по Республике Дагестан, <дата>, обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Дагестан ЦЖБК (далее - ЦЖБК МВД по РД) с заявлением и приложением документов необходимых, для постановки его учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. На момент подачи заявления стаж службы в органах внутренних дел истца составлял более 27 лет. Ранее единовременная социальная выплата или же жилье истцу не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и его члены семьи не имеют.
В <дата>, зайдя на сайт МВД по РД, узнал, что принят на учёт для получения единовременной выплаты с составом семьи с <дата> (учётное дело №), что стало для истца неожиданностью, так он был уверен и ему при сдаче документов говорили, что поставят в очередь с даты подачи документов, т.е. с <дата>.
При рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилищно-бытовая комиссия МВД по Республике Дагестан должна была учитывать дату подачи истцом заявления и документов <дата>
На основании изложенного просил суд признать действия МВД по Республике Дагестан по принятию ФИО1 на учет на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты утверждения решения ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с <дата>, незаконными.
Установить очередность и право ФИО1 с учетом членов его семьи на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>.
Обязать МВД по Республике Дагестан изменить дату постановки ФИО1 с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по РД с «<дата>.» на «<дата>.» путем внесения соответствующих изменений в уникальный номер в базе данных.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Признав действия МВД по Республике Дагестан по принятию ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата>. незаконными, установив очередность ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов - с <дата>, суд обязал МВД по Республике Дагестан внести в уникальный номер в базе данных изменения, связанные с принятием ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Дагестан ФИО4 содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.
Указано, что судом допущено неправильное применение норм материального права. На дату подачи истцом заявления действовало постановление Правительства Российской Федерации от <дата> № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», которое не содержало никаких предписаний, указывающих на то, что датой постановки на учет для получения ЕСВ считается день подачи заявления. Соответствующие изменения были внесены лишь постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Очередность предоставления единовременной выплаты, в том числе и преимущественное право на ее предоставление, определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления.
День регистрации заявления в жилищной комиссии не может быть днем заседания комиссии, одновременно днем утверждения решения комиссии, а также днем постановки на учет. Таким образом, дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена датой утверждения решения жилищной комиссии о принятии истцов на учет.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца - адвокат ФИО9 просит решение суда оставить без изменения, полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 не явился. Надлежащее извещение истца о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80088001220296, сформированным официальным сайтом Почты России.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений со стороны представителя истца ФИО9 и представителя ответчика ФИО5 судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание истца.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы согласно части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения (часть 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата> N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 этого Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ).
Частью 10 статьи 4 Федерального от <дата> N 247-ФЗ, предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящий на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Так, в силу пункта 2 Правил, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11).
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (пункт 15).
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20).
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Проанализировав положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия считает, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения. Между тем, при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Согласно абзаца 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение либо строительство жилья.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является пенсионером МВД по РД с <дата>, на момент увольнения из органов внутренних дел имел выслугу лет в календарном исчислении 27 лет. Заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение либо строительство жилья подано им <дата>.
Ранее единовременная социальная выплата или жилье ему и членам его семьи не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.
Исследованием журнала МВД по Республике Дагестан за № «Приема заявлений и документов для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» судом первой инстанции установлено, что <дата> истец обратился в ЦЖБК (центральная жилищно-бытовая комиссия) МВД по Республике Дагестан с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан (протокол № от <дата>) истец поставлен в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с <дата> - с момента утверждения протокола ЦЖБК приказом министра внутренних дел РД № от <дата>
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о наличии оснований об удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что в силу вышеперечисленных правовых норм при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий - стаж службы и дата подачи заявления, тогда как действия ответчика по постановке истца на указанный учет с <дата>, то есть спустя более 4-х месяцев с момента регистрации заявления сотрудника в книге регистрации (<дата>), нарушают права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет <дата> году, поскольку, в силу п. 31 Правил данная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание при определении очередности для предоставления единовременной выплаты (аналогичная правовая позиция отражена в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-КФ18-107, от <дата> №-КФ20-39-К7; в Определение судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> № и от <дата> №).
По этим же основаниям судом обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о получении единовременной социальной выплаты сотрудниками, подавшими заявления позднее истца.
В целях восстановления нарушенного права истца, суд первой инстанции обоснованно признал действия ответчика в части постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата> незаконными и обязал его установить очередность истца на получение ЕСВ с даты регистрации заявления истца, а именно с <дата> и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Выводы суда первой инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о том, что очередность предоставления единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления, основаны на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий: ФИО12
Судьи: ФИО8
ФИО13