Дело № 2а-353/2021
УИД 47RS0014-01-2020-002382-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приозерск 5 марта 2021 г.
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего Левичевой Н.С.
при ведении протокола помощником судьи ФИО2
с участием прокурора Пимкина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приозерского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения,
установил:
Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании административного ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – <адрес> д. Светлое Красноозерного сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что Приозерской городской прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения закона. Согласно информации, представленной администрацией поселения право собственности на автомобильную дорогу как на объект капитального строительства не зарегистрировано, земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога, на кадастровом учете не стоит, межевание не проведено, право собственности на земельный участок не зарегистрировано. Указанные нарушения приводят к тому, что содержание автомобильной дороги не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, что влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения. (л.д. 3-6)
В судебном заседании административный истец помощник Приозерского городского прокурора Пимкин А.Ю. административный иск поддержал, просил удовлетворить административные исковые требования.
Административный ответчик администрация муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебном заседание представителя не направила, представила письменные возражения на административный иск. (л.д. 19-23, 25-26)
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 5 того же закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно п. 5 ч. 1, ч 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 г. № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения городского и сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 того же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками автомобильных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества согласно которого реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер – это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в приказе Минтранса России от 20 мая 2009 г. № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, помимо прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения включена следующая улица (дорога): автомобильная дорога общего пользования местного значения по <адрес>, д. Светлое, Красноозерного сельского поселения, Приозерского муниципального района.
По информации администрации муниципального образования земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога на кадастровом учете не стоит, межевание не проведено, право собственности на земельный участок не зарегистрировано.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой, что влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения, в связи с чем доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, суд находит несостоятельными.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Приозерского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска суд находит несостоятельными как основанные на неправильном толковании норм права.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Приозерского городского прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – <адрес>, д. Светлое, Красноозерного сельского поселения, Приозерского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.С. Левичева
Решение принято в окончательной форме 5 марта 2021 г.