Решение по делу № 33-2885/2023 от 17.11.2023

Судья Ситникова С.Ю.                                                      33-2885/2023

                                                                       (в 1 инстанции дело №2-2110/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 декабря 2023 года                                          г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Панеш Ж.К.,

судей – Мерзакановой Р.А. и Аутлева Ш.В.,

при ведении протокола судебного заседания Аутлевой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО8ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

иск Министерства внутренних дел по <адрес> к ФИО8, ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО6 о выселении из служебного жилого помещения - удовлетворить.

Выселить ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения представителя МВД по <адрес> по доверенности ФИО11 о законности решения суда первой инстанции, заключение помощника прокурора                          <адрес> ФИО12, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

МВД по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО8 о выселении из занимаемого жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска указано, что между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договора найма служебного жилого помещения . Служебное жилое помещение представляет собой 3-х комнатную квартиру общей площадью 79,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, находится в федеральной собственности и принадлежит МВД по <адрес> на праве оперативного управления. Согласно пункту 4 договора, вместе с ФИО8 в жилое помещение вселены его супруга ФИО3, дочь супруги от первого брака ФИО7, дочь ФИО5

Основанием для заключения договора явилось решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, ФИО8 как сотруднику органов внутренних дел, проходящему службу в должности оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Отдела МВД России по городу Майкопу, имеющему специальное звание «майор полиции».

Согласно пункту 21 договора, он действует до ДД.ММ.ГГГГ, но не может превышать период службы (работы) сотрудника. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 прекратил службу в МВД по <адрес> в связи с переводом в распоряжение ГУ МВД России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ответчику вручено требование об освобождении занимаемого им служебного жилого помещения, в установленный срок ответчик служебного жилого помещения не освободил.

Просил суд выселить ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и членов его семьи супругу ФИО3, дочь супруги от первого брака ФИО4, дочь ФИО6 из служебного, жилого помещения 3-х комнатной квартиры, общей площадью 79,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования МВД по Республики Адыгея удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований. Доводы жалобы мотивированы тем, что Главное управление МВД России по <адрес>, так же как и МВД по Республики Адыгея являются территориальными органами исполнительной власти в сфере внутренних дел. Следовательно, ФИО8 не прекратил службу в органах внутренних дел, основания для прекращения договора отсутствуют.

В письменных возражений на доводы апелляционной жалобы представитель МВД по Республики Адыгея указывает на законность решения суда, просит оставить его без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика помощник прокурора <адрес> С.В. обращает внимание суда, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 не является сотрудником МВД по Республики Адыгея, в связи с чем просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчику ФИО8, как сотруднику МВД по Республике Адыгея, проходившему службу в должности оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Отдела МВД России по                      <адрес>, имеющему специальное звание «майор полиции», на основании решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , предоставлено служебное жилое помещение: трехкомнатная квартира, общей площадью 79,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 21 договора, договор найма вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшим продлением, но не может превышать период службы (работы) сотрудника (работника).

Согласно с п. 4 раздела I вышеуказанного договора найма, совместно с ответчиком в служебное жилое помещение вселены члены его семьи: супруга ФИО3, дочь супруги от первого брака ФИО7 и дочь ФИО6.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчики ФИО8 и ФИО3 являются родителями ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что предоставленная ответчику квартира находится в собственности Российской Федерации, что следует из свидетельства о государственной регистрации права серии 01-АА от ДД.ММ.ГГГГ и принадлежит Министерству внутренних дел по <адрес> на праве оперативного управления, как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права серии 01-АА от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Отдела МВД по <адрес> в связи с переводом в распоряжение ГУ МВД России по <адрес>.

Согласно выписке из приказа Отдела МВД России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 назначен на должность старшего оперуполномоченного отделения экономической безопасности и противодействия коррупции Отдела МВД России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, принято решение о выселении ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 направлено уведомление о необходимости освободить служебное жилое помещение по адресу:                        <адрес> течение 30 дней.

Однако, в установленный срок, ответчик отказался освободить жилое помещение, что послужило основанием для обращения истца в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьями 92, 93, 100, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, выселив их из вышеуказанного жилого помещения, поскольку в связи с переводом на другое место службы ФИО8 утратил право пользования предоставленным ему по договору социального найма жилым помещением.

Судебная коллегия по гражданским делам находит, что выводы суда первой инстанции сделаны преждевременно.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.

В силу статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Пунктом 1 части 2 статьи 104 ЖК РФ предусмотрено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.

Правоотношения по обеспечению военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями регулировались Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, в том числе военнослужащих внутренних войск МВД России, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения.

Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 данного типового положения, не могут быть выселены, в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников правоохранительных органов.

Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.

Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.

Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых (служебных) отношений с работодателем (увольнение со службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.

Таким образом, сам по себе факт перевода военнослужащего на новое место службы не может являться основанием, как для прекращения действия договора найма спорного служебного жилого помещения, так и для освобождения им и членами его семьи занимаемого спорного служебного жилого помещения.

Тем более, что из приказа Отдела МВД России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 назначен на должность старшего оперуполномоченного отделения экономической безопасности и противодействия коррупции Отдела МВД России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).

Доказательства тому, что ответчик ФИО8 и члены его семьи в установленном законом порядке обеспечены жилым помещением по месту службы ответчика, в материалах дела отсутствуют. Напротив, согласно справке ЖБК Отдела МВД России по <адрес> вн от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> служебные помещения, находящиеся в государственной собственности на праве оперативного управления ГУ МВД России по <адрес> отсутствуют (л.д. 53).

Статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено понятие службы в органах внутренних дел - это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В свою очередь, должности в органах внутренних дел - это должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

Министерство внутренних дел Республики Адыгея и Главное управление МВД России по Краснодарскому краю являются территориальными органами, подразделениями МВД России, то есть федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Таким образом, ФИО8 не прекращал службу в органах внутренних дел Российской Федерации, его срок службы не оканчивался и основания для прекращения Договора, предусмотренные п. 18, отсутствуют.

Кроме этого, следует отметить, что иного жилья у ФИО8 и членов его семьи не имеется, спорная квартира является единственным жильем действующего сотрудника МВД России и членов его семьи.

Таким образом, ФИО8, имеющий выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, и члены его семьи, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, договор найма жилого помещения с ФИО8 не прекратил своего действия, в связи с чем обжалуемое решение не может признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16 августа 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Министерства внутренних дел по <адрес> к ФИО8, ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО6 о выселении из служебного жилого помещения отказать.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 декабря 2023 года.

Председательствующий                              Ж.К. Панеш

Судьи                                         Р.А. Мерзаканова

              Ш.В. Аутлев

33-2885/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
МВД по РА
Прокуратура г. Майкопа
Ответчики
Павлюков Руслан Вячеславович
Павлюкова Бэлла Эдуардовна, действующая в своих интресах и интересах несовершеннолетних детей Пчехачековой С.Р., Павлюкова Т.Р., Палюковой А.Р., Павлюковой А.Р.
Другие
Управление по опеке и попечительству Администрации МО "Город Майкоп"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Аутлев Шумаф Вячеславович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
17.11.2023Передача дела судье
22.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Судебное заседание
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Передано в экспедицию
29.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее