ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Николаева И.П.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-1966/22
УИД: 04RS0007-01-2022-003065-35
пост. 20.07.2022 г.
дело № 33-2804/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2022 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Вагановой Е.С.,
судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н.
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАОУ СОШ № 41 г.Улан-Удэ, Комитету по образованию Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности, по апелляционной жалобе ответчика Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ в лице представителя по доверенности Манхановой Б.Б. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 мая 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 г.Улан-Удэ» обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности указанного объекта (территории объекта) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно обязать ответчика:
- оборудовать в обоих корпусах автономную и обеспеченную источниками бесперебойного электропитания систему оповещения и управления эвакуацией людей либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц находящихся на объекте(территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудовать систему охранной сигнализации на корпус по ул.Буйко 29А г.Улан-Удэ
- оснастить территорию по ул.Октябрьская 29 г.Улан-Удэ системой наружного электрического освещения по территории.
Возложить на Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ обязанность в течение года со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, указанных в пункте один резолютивной части искового заявления.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил возложить на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г.Улан-Удэ» обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности указанного объекта (территории объекта) в течении 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно обязать ответчика: - оборудовать в обоих корпусах автономную и обеспеченную источниками бесперебойного электропитания систему оповещения и управления эвакуацией людей либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; - оборудовать систему охранной сигнализации на корпус по ул.Буйко 29А; - оснастить территорию по ул.Октябрьской 29 системой наружного электрического освещения по всему периметру. Возложить на Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ обязанность обеспечить финансирование мероприятий, указанных в п.1 резолютивной части искового заявления, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Улан-Удэ с привлечением сотрудников ВНГ РФ по РБ проведена проверка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г.Улан-Удэ» (далее-Учреждение) на предмет ее антитеррористической защищенности. Проверкой установлено, что в состав Учреждения входят 2 корпуса, расположенные на земельных участках по адресам: ул.Октябрьская, 29, ул. Буйко, 29А. Согласно проведенному категорированию всем корпусам и территориям школы присвоена 3 категория антитеррористической защищенности. Система охранной сигнализации на территории Учреждения на ул.Буйко, 29А отсутствует. Количество установленных ламп наружного освещения на территории Учреждения по ул.Октябрьской 29 не позволяет обеспечить освещение всей территории по всему периметру. Согласно Уставу Учреждения функции и полномочия учредителя выполняет Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ. В результате неоднократных обращений руководства Учреждения о выделении финансирования для обеспечения антитеррористической защищенности денежные средства для устранения вышеуказанных нарушений не выделены.
Определением суда от 17.05.2022 года по делу привлечен в качестве третьего лица ОВО по г.Улан-Удэ Управления Росгвардии по Республике Бурятия.
В ходе судебного заседания помощником прокурора Панковым А.А. уточнены исковые требования: просит возложить на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 г.Улан-Удэ» обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности указанного объекта (территории объекта) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно обязать ответчика: -оборудовать в обоих корпусах автономную и обеспеченную источниками бесперебойного электропитания систему оповещения и управления эвакуацией людей либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц находящихся на объекте(территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
-оборудовать систему охранной сигнализации на корпус по ул.Буйко 29А г.Улан-Удэ; - оснастить территорию по ул.Октябрьская 29 г.Улан-Удэ системой наружного электрического освещения по территории. Возложить на Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ обязанность в течение года со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, указанных в пункте один резолютивной части искового заявления.
В судебном заседании представители ответчиков директор МАОУ СОШ№41 Тарбаев В.В., МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» по доверенности Манханова Б.Б. с исковыми требованиями не согласились, поскольку согласно паспорта безопасности учреждения оба здания имеют систему оповещения, оснащения территории учреждения по всему периметру не требуется.
Представитель третьего лица Ендонов Б.Ц., в суде поддержал исковые требования, показал, что система пожарного оповещения не относится к системе оповещения при возникновении чрезвычайной ситуации, угрозе террористической опасности.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Манханова Б.Б. просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что судом не учтены и не опровергнуты доводы Комитета о наличии согласно действующим паспортам безопасности МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» на обоих корпусах образовательного учреждения систем оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Суд руководствовался актом проверки прокуратуры, проведенной с привлечением представителя Управления Росгвардии по Республике Бурятия, которые не являются уполномоченным органом на определение перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Судом необоснованно приняты доводы истца, что имеющаяся система является системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и не является системой оповещения в случае террористического акта. Суд необоснованно приял доводы истца, что имеющаяся КТС с выводом сигнала «Тревога» в ПЦО ОВО по г. Улан-Удэ не может выполнять функции охранной сигнализации.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Манханова Б.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы полном объеме.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 14 г. Улан-Удэ» Тарбаев В.В. поддержал позицию подателя апелляционной жалобы.
Представитель истца Бадмацыренова Ю.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно Акта проверки исполнения законодательства от 20.04.2022г. проведенного помощником прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Панковым А.А. с участием директора МАОУ СОШ № 41 Тарбаева В.В. старшего инспектора ОВО по г.Улан-Удэ Нимаева З.А. установлено, что школа расположена в 2-х зданиях по ул. Буйко 29А и ул.Октябрьской 29, были выявлены нарушения в том числе отсутствует охранная сигнализация в здании на ул.Буйко 29А, в обоих зданиях не имеется система оповещения по управлению эвакуации либо автономной системы (Средств) экстренного оповещения работников, обучающихся, иных лиц о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, денежные средства на указанные цели не выделены. Временные меры на время отсутствия указанной системы разработаны не на все случаи (на случай вооруженного нападения не имеется), на территории школы на ул.Октябрьская 29 освещение не имеется по периметру территории.
Согласно Паспорта безопасности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 г.Улан-Удэ» корпус 1 ул.Октябрьская 29 от 23.01.2020г. по результатам обследования МАОУ СОШ № 41 присвоена третья категории опасности. Межведомственная комиссия полагает необходимым осуществить следующие мероприятия для обеспечения антитеррористической защищенности объекта(территории) –оснастить школу камерами внутреннего видеонаблюдения (срок хранения информации с систем видеонаблюдения должен составлять не менее 30 суток); обеспечить дублирование систем автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны в соответствии с п.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно Паспорта безопасности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 г.Улан-Удэ» корпус 2 ул.Буйко 29А от 23.01.2020г. по результатам обследования МАОУ СОШ № 41 присвоена третья категории опасности. Межведомственная комиссия полагает необходимым осуществить следующие мероприятия для обеспечения антитеррористической защищенности объекта(территории) –оснастить школу камерами внутреннего видеонаблюдения (срок хранения информации с систем видеонаблюдения должен составлять не менее 30 суток); обеспечить дублирование систем автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны в соответствии с п.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно Устава Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 41 г.Улан-Удэ» является некоммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ (п. 1.1).
Учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ «Улан-Удэ». Функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ». (п.1.9 Устава)
Учреждение подотчетно Учредителю по вопросам осуществления отраслевых полномочий в данной сфере деятельности, выполнения им задания, утвержденного Учредителем, целевого и эффективного расходования субсидий, предоставленных из местного и республиканского бюджетов. (п.1.21 Устава).
Согласно Положения о Комитете по образованию Администрации г.Улан-Удэ утвержденного решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 16.03.2017г. № 308-29 1.2. Комитет является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления функций управления деятельностью в сфере образования на территории городского округа "Город Улан-Удэ".
1.10. Комитет осуществляет функции и полномочия учредителя от имени Администрации г. Улан-Удэ в отношении муниципальных общеобразовательных организаций, организаций дошкольного образования, организаций дополнительного образования и иных организаций и предприятий, координация и деятельность которых возложены на Комитет (далее - подведомственные учреждения).
2.12. Обеспечение содержания зданий и сооружений подведомственных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
2.16. Осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Улан-Удэ и настоящим Положением.
В соответствии с возложенными задачами Комитет выполняет следующие функции: Осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, в том числе для подведомственных учреждений.
Суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства, руководствуясь ст. 2 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 2, 5 ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом, суд исходил из того, что в обоих корпусах Учреждения отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, также система охранной сигнализации на корпусе по ул.Буйко 29А; - система наружного электрического освещения по всему периметру территории ул.Октябрьской 29, что подтверждается актом проверки исполнения законодательства от 20.04.2022 года. Указанные нарушения создают условия и предпосылки для возникновения на территории Учреждения ситуации, при которой сотрудники не смогут своевременно и полно принять исчерпывающие меры по предотвращению и пресечению ситуаций террористического характера.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). (п.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 8, 9 Требований к защищенности объектов в). Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов редакции, действовавшей на момент работы комиссии).
Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пп. "в" п. 25 Требований к защищенности объектов).
Судебная коллегия учитывает наличие у обоих объектов паспортов безопасности от 2019 г., вместе с тем, с учетом заключения специалиста Управления Росгвардии по РБ, приходи к выводу, что обязанности об исполнении которых просит прокурор, подлежат исполнению ответчиками.
Так, из паспортов безопасности следует, что на обоих объектах имеется следующая система оповещения: прибор управления оповещением Рокот-4 (прибор управления оповещением Рокот-4 в составе системы речевого оповещения поданной Рокот предназначен для трансляции речевой информации предварительно записанного речевого сообщения при возникновении пожара или других экстремальных ситуаций. Прибор предназначен для установки внутри защищаемого объекта и рассчитан на круглосуточную непрерывную работу. Прибор предназначен для работы совместно с приемно-контрольными пожарными приборами).
В соответствии с п.31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Как следует из паспортов безопасности и пояснений представителя Росгвардии имеющая в школах «система оповещения» фактически является системой речевого оповещения при пожарах, что не соответствует приведенным выше требованиям и потому, наряду с пожарной сигнализацией должна быть обеспечена
Что касается объекта по ул.Буйко, 29 А, то согласно паспорту безопасности в здании установлена КТС с вызовом сигнала «Тревога» по ПЦО ОВО по г.Улан-Удэ, однако вопреки доводам апеллянта, указанное не свидетельствует об исполнении Требования о наличии системы охранной сигнализации.
Указанное основание также не соответствует пп. "в" п. 25 Требований к защищенности объектов.
Кроме того, пункт 6.28 СП 118.13330.2022 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр) предусматривает организацию на первом этаже образовательной организации помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих ее охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" посредством голосовой связи (телефонной связи общего пользования) или иных типов передачи информации при подтвержденной технической возможности приема и обработки техническими средствами службы передаваемой информации.
Также подлежат отклонению доводы апеллянта об исполнении обязанности по освещению объекта по ул. Октябрьская, 29.
Действительно, в паспорте безопасности указано, что по периметру здания на степах на высоте 3-4 метров в количестве 6 шт., 1 шт. ртутная лампа ЖРЛ для наружного освещения.
Между тем, п.п."м" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности, предусмотрено обязательное освещение не только объектов, но и территорий, как установлено в какте проверки и следует из паспорта безопасности, освещение по периметру территории школы отсутствует.
При таких обстоятельствах, требования прокурора следует признать обоснованными.
Судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о том, что поскольку комиссия имеющиеся на спорных объектах мероприятия признала достаточными и соответствующими требованиям безопасности, о чем свидетельствуют паспорта, то основания для возложения обязанностей истребуемых прокурором не имеется.
В этой связи коллегия учитывает, что несмотря на выдачу паспортов безопасности спорные объекты не соответствуют требованиям антитеррористической защищенности, а достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом в том числе выявленных нарушений после получения паспортов безопасности.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
С учетом указанной нормы суд первой инстанции правильно распредели обязанности ответчиков по исполнению мероприятий по антитеррористической защищенности.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 19.08.2022 г.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: