Решение по делу № 12-40/2023 от 22.02.2023

Дело № 12-40/2023

Судья Заливина Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

16 марта 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Степанова Романа Николаевича на постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года, вынесенное в отношении Степанова Романа Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года Степанов Р.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, Степанов Р.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление отменить.

Проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, выслушав в судебном заседании Степанова Р.Н., находящегося в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, путем использования систем видео-конференц-связи, который поддержал жалобу, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 19.3 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Степанов Р.Н., являющийся лицом, осужденным приговором Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2021 года по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, 2 декабря 2022 года в 20 часов 14 минут, находясь в камере указанного учреждения, заклеил листом бумаги объектив стационарной видеокамеры, установленной в камере ПКТ , тем самым воспрепятствовал исполнению оператором поста видеонаблюдения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии своих служебных обязанностей. На неоднократные требования сотрудников администрации колонии в период времени с 20 часов 44 минуты по 20 часов 48 минут прекратить свои противоправные действия осужденный не реагировал, в результате в 20 часов 49 минут дежурным помощником начальника учреждения были открыты объективы видеокамер самостоятельно. После выхода сотрудников администрации из камеры ПКТ в 20 часов 51 минуту осужденный Степанов Р.Н. вновь закрыл объектив стационарной камеры, тем самым продолжив препятствовать исполнению сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей.

Установив обстоятельства совершения административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о доказанности совершения Степановым Р.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Состоявшееся по делу постановление законным признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 29.14 КоАП РФ в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении либо по собственной инициативе.

В силу части 6 статьи 29.14 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи в случаях, если: 1) отсутствует техническая возможность для участия в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи; 2) рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в закрытом судебном заседании.

Дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие Степанова Р.Н, отбывающего наказание в виде лишения свободы и ходатайствовавшего о своем участии в судебном рассмотрении путем использования систем видео - конференц – связи.

Нахождение Степанова Р.Н. на момент рассмотрения дела в ШИЗО, на что сослался судья районного суда в постановлении, не свидетельствует об отсутствии технической возможности использования систем видео - конференц – связи для обеспечения права заявителя на участие в рассмотрении дела об административном.

Отказ судьи районного суда в удовлетворении ходатайства об обеспечении участия Степанова Р.Н. в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, влекущие отмену постановления, вынесенного в отсутствие Степанова Р.Н.

Вместе с тем оснований для возвращения дела на новое рассмотрение не имеется, поскольку имеются обстоятельства, исключающее производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Как следует из пункта 10.3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года № 110, осужденные к лишению свободы обязаны выполнять законные требования работников УИС.

Пунктом 12.6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным к лишению свободы запрещается закрывать объективы камер видеонаблюдения, приводить в нерабочее состояние и нарушать целостность аудиовизуальных, электронных, инженерных и иных технических средств надзора и контроля, воздействовать на их работу.

Пунктом 60 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническим средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» установлено, что для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются видеокамеры, в том числе в камерах и коридорах режимных зданий и помещений.

Согласно частям 2, 3, 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Исходя из части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы применяются меры взыскания: выговор, водворение в штрафной изолятор и другие (статья 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), а наложение предусмотренных мер взыскания осуществляется начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим (статья 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), при этом учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

Таким образом, вопросы исполнения наказания в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, регулируются Уголовно-исполнительным законодательством, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Степанова Р.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, является ошибочным.

Допущенное Степановым Р.Н. нарушение состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, не образует, вместе с тем может являться основанием для наложения взыскания, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года подлежит отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года, вынесенное в отношении Степанова Романа Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.

Судья А.В.Голубев

Дело № 12-40/2023

Судья Заливина Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

16 марта 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Степанова Романа Николаевича на постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года, вынесенное в отношении Степанова Романа Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года Степанов Р.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, Степанов Р.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление отменить.

Проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, выслушав в судебном заседании Степанова Р.Н., находящегося в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, путем использования систем видео-конференц-связи, который поддержал жалобу, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 19.3 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Степанов Р.Н., являющийся лицом, осужденным приговором Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2021 года по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, 2 декабря 2022 года в 20 часов 14 минут, находясь в камере указанного учреждения, заклеил листом бумаги объектив стационарной видеокамеры, установленной в камере ПКТ , тем самым воспрепятствовал исполнению оператором поста видеонаблюдения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии своих служебных обязанностей. На неоднократные требования сотрудников администрации колонии в период времени с 20 часов 44 минуты по 20 часов 48 минут прекратить свои противоправные действия осужденный не реагировал, в результате в 20 часов 49 минут дежурным помощником начальника учреждения были открыты объективы видеокамер самостоятельно. После выхода сотрудников администрации из камеры ПКТ в 20 часов 51 минуту осужденный Степанов Р.Н. вновь закрыл объектив стационарной камеры, тем самым продолжив препятствовать исполнению сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей.

Установив обстоятельства совершения административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о доказанности совершения Степановым Р.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Состоявшееся по делу постановление законным признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 29.14 КоАП РФ в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении либо по собственной инициативе.

В силу части 6 статьи 29.14 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи в случаях, если: 1) отсутствует техническая возможность для участия в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи; 2) рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в закрытом судебном заседании.

Дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие Степанова Р.Н, отбывающего наказание в виде лишения свободы и ходатайствовавшего о своем участии в судебном рассмотрении путем использования систем видео - конференц – связи.

Нахождение Степанова Р.Н. на момент рассмотрения дела в ШИЗО, на что сослался судья районного суда в постановлении, не свидетельствует об отсутствии технической возможности использования систем видео - конференц – связи для обеспечения права заявителя на участие в рассмотрении дела об административном.

Отказ судьи районного суда в удовлетворении ходатайства об обеспечении участия Степанова Р.Н. в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, влекущие отмену постановления, вынесенного в отсутствие Степанова Р.Н.

Вместе с тем оснований для возвращения дела на новое рассмотрение не имеется, поскольку имеются обстоятельства, исключающее производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Как следует из пункта 10.3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года № 110, осужденные к лишению свободы обязаны выполнять законные требования работников УИС.

Пунктом 12.6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным к лишению свободы запрещается закрывать объективы камер видеонаблюдения, приводить в нерабочее состояние и нарушать целостность аудиовизуальных, электронных, инженерных и иных технических средств надзора и контроля, воздействовать на их работу.

Пунктом 60 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническим средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» установлено, что для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются видеокамеры, в том числе в камерах и коридорах режимных зданий и помещений.

Согласно частям 2, 3, 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Исходя из части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы применяются меры взыскания: выговор, водворение в штрафной изолятор и другие (статья 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), а наложение предусмотренных мер взыскания осуществляется начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим (статья 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), при этом учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

Таким образом, вопросы исполнения наказания в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, регулируются Уголовно-исполнительным законодательством, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Степанова Р.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, является ошибочным.

Допущенное Степановым Р.Н. нарушение состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, не образует, вместе с тем может являться основанием для наложения взыскания, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года подлежит отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2023 года, вынесенное в отношении Степанова Романа Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.

Судья А.В.Голубев

12-40/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Степанов Роман Николаевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Голубев А.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
22.02.2023Материалы переданы в производство судье
27.02.2023Истребованы материалы
03.03.2023Поступили истребованные материалы
16.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2023Дело оформлено
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее