Решение по делу № 2-2324/2020 от 10.08.2020

Дело № 2-2324/2020

64RS0043-01-2020-003444-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2020 года                                  город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Серова Д.А.,

при секретаре Мукабенове Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорьковой Валентины Владимировны к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица: комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», муниципальное унитарное предприятие «Городские дороги плюс», муниципальное бюджетное учреждение «Спецавтохозяйство по уборке города», МБУ «Дорстрой» о возмещении ущерба,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчикам о возмещении ущерба, указав, что 06.01.2019 года в 10ч.00м. истец следовала на остановку маршрутного такси , расположенную по адресу: <адрес>. На пешеходном переходе, расположенном параллельно администрации <адрес>) вдоль трамвайных линий маршрута трамвая поскользнулась и упала. При падении в результате неудовлетворительного покрытия, истец получила травму: перелом правой ноги. Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ и заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ истцу был причинен вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок не свыше 21 дня. При таких обстоятельствах истец просит взыскать с ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей, расходы на дополнительное лечение в размере 4392,590 рублей, утраченный заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 166320 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей, расходы по ксерокопированию в размере 218 рублей,

Истец в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, настаивал на взыскании указанных сумм с заявленных ответчиков.

В судебном заседании представитель ответчика Степанова А.Н. возражала против удовлетворения исковых требований к администрации МО «Город Саратов», поскольку администрация не является надлежащим ответчиком. Существует муниципальное задание у МБУ «Дорстрой» по уборке участка местности, где произошли события с истцом.

Иные лица в судебное заседание не явились о месте времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В соответствии со статьёй 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьёй 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Указанная норма материального права определяет, что для наступления деликтной ответственности необходимо наличие наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно - следственной связи между виновными действиями и наступлением вреда, вина причинителя вреда.

При этом потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, размер причинённого вреда, и также доказательства тому, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем решении № 13-П указал, что гражданско-правовой институт деликтных обязательств предназначен для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда. Как правило, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.

В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно положениям пункта 10 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Статья 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьёй 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Участники дорожного движения имеют право:

- свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;

- на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10ч.00м. истец следовала на остановку маршрутного такси , расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.

На пешеходном переходе, расположенном параллельно администрации <адрес>) вдоль трамвайных линий маршрута трамвая поскользнулась и упала. При падении в результате неудовлетворительного покрытия, истец получила травму: перелом правой ноги.

Указанные обстоятельства подтверждаются картой вызова скорой помощи от ДД.ММ.ГГГГ; справкой ГУЗ «Саратвоская городская клиническая больница », медицинской картой из травмпункта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; медицинской картой стационарного больного , выданной ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница »; выпиской из медицинской карты стационарного больного , выданной ГУЗ «Саратовской городской клинической больницы », медицинской картой МЧС ООО «Газпром трансгаз Саратов».

Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ и заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ истцу был причинен вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок не свыше 21 дня.

Согласно статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мет), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 13.1 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. По правилам пункта 1 статьи 12 названного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В части 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пункт 5 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого Решением Саратовской городской Думы № 67-649, относит к вопросам местного значения муниципального образования дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Комитет), утвержденным решением Саратовской городской думы N 27-281, комитет является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным в том числе, осуществлять деятельность в сфере дорожного хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 3.1.4 Положения о Комитете установлено, что Комитет организует в пределах зон ответственности, разграничение которых производится на основании муниципальных правовых актов, деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения.

Полномочия по содержанию дорог местного значения были переданы МБУ «Дорстрой» на 2019 год в соответствии с распоряжением председателя Комитета от 17 декабря 2018 года, муниципальным заданием. В соответствии с муниципальным заданием МБУ «Дорстрой» обязано круглогодично содержать автомобильные дороги местного значения общего пользования и тротуары, в том числе проспект 50 – Лет Октября г. Саратова.

Таким образом, администрация МО «Город Саратов» и Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» выполнили свои обязанности, передали полномочия по содержанию дорог общего пользования иному лицу. В связи с чем, оснований для возложения ответственности на указанных ответчиков не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Хорьковой Валентины Владимировны к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о возмещении ущерба - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья подпись         Д.А. Серов

2-2324/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Хорькова Валентина Владимирповна
Ответчики
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов"
Администрация МО "Город Саратов"
Другие
МБУ "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО ПО УБОРКЕ ГОРОДА"
Администрация Ленинского района г.Саратова
Комитет по финансам Администрации г. Саратова
МУП "Городские дороги плюс"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Серов Дмитрий Анатольевич
Дело на странице суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Подготовка дела (собеседование)
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее