дело №2а-1134/2021
УИД №30RS0002-01-2021-001327-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2021 года город Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани
в составе председательствующего Цыганковой С.Р.,
при секретаре Кабдулаевой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г. Астрахани. При обследовании территории установлено, что по адресу: <адрес>, размещена контейнерная площадка, состоящая из четырех контейнеров, площадка не огорожена, не имеет крыши, графика вывоза и информации о собственнике площадки. В непосредственной близости от площадки размещена свалка твердых коммунальных отходов, состоящая из пищевого мусора, фрагментов пластика, пластиковой тары, сухих веток, деревянных строительных конструкций на площади <данные изъяты>. Обследованная территория находится в неудовлетворительном состоянии. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что свалка и контейнерная площадка расположены на земельном участке, право собственности на который не разграничено. Контейнерная площадка и прилегающая к ней территория не зачищены от твердых коммунальных отходов, отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки. Администрацией допущено бездействие, повлекшее за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Обращаясь в суд, административный истец просил признать бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань» по приведению в соответствие с требованиями законодательства место сбора накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно: по монтажу трехстороннего ограждения, крышек на контейнеры для твердых коммунальных отходов, не размещению информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадке, маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов, лице, ответственном за качественную и своевременную работу по содержанию и своевременное удаление отходов, а также информации, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры незаконным; признать бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань» по ликвидации несанкционированной свалки размещения отходов производства и потребления площадью 20 кв.м, по указанному адресу незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании административный истец прокурор Безуглая Н.Р. поддержала административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» по доверенности Долин Е.А. возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоЦентр» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав предъявленные к администрации МО «Город Астрахань требования.
Представители заинтересованных лиц управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань», ООО «Регион» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще.
В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.
Неявка в судебное заседание административного истца, а также иных лиц участвующих в деле, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления городских поселений.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункте 4.4.10.6. Правил благоустройства, утвержденных решением городской Думы муниципального образования Астрахань от 24.12.2018 N 188 предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов - специально оборудованные места, предназначенные для складирования коммунальных отходов. Такие площадки снабжаются сведениями о сроках удаления отходов, наименовании организации, выполняющей данную работу, и контактах лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов, а также информацией, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры. Наличие таких площадок предусматривается в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться коммунальные отходы.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проверкой соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г. Астрахани выявлены нарушения в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Так, на земельном участке с адресным ориентиром: <адрес> размещена контейнерная площадка из четырех контейнеров, площадка не огорожена, не имеет крыши, графика вывоза и информации о собственнике площадки. Отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадке, маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов, лице, ответственном за качественную и своевременную работу по содержанию и своевременное удаление отходов, а также информации, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры. В непосредственной близости от площадки размещена свалка твердых коммунальных отходов, состоящая из пищевого мусора, фрагментов пластика, пластиковой тары, сухих веток, деревянных строительных конструкций на площади <данные изъяты>
Указанные нарушения, выявленные прокуратурой Ленинского района г. Астрахани по результатам проверки, послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представленные суду документы свидетельствует о бездействии административного ответчика, что является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Администрация МО «Город Астрахань» наделена полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения, в ее обязанности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории городского округа, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований. Такая позиция соответствует толкованию, данному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 13-П от 26 апреля 2016 года.
Согласно постановлению Минстроя Астраханской области от 24.06.2019 N 29 (ред. от 22.06.2020) "О Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Астраханской области" контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза отходов.
Открытая площадка в виде четырех контейнеров для сбора бытовых отходов, на которой выявлены нарушения, находятся на земельном участке общего пользования, при этом границы земельного участка, где расположена эта площадка не установлены в соответствии с действующем законодательством.
Указанные обстоятельства не были опровергнуты в судебном заседании представителем администрации МО «Город Астрахань». Доказательств о формировании земельного участка, также что территория, в границах которой расположен земельный участок, обеспечен утвержденной документацией по планировке, что границы земельных участков установлены, представителем администрации суду не представлены.
Земельный участок, на котором расположена данная площадка, находится в ведении администрации МО «Город Астрахань» и орган местного самоуправления на своей территории отвечает за организацию сбора бытовых отходов и мусора, в том числе, путем поддержания санитарного состояния территории земельного участка. Доказательств, подтверждающих передачу иным лицам полномочий по обустройству контейнерных площадок, а также принятие на себя данными лицами такого рода обязательств, стороной ответчика в лице Администрации не представлено.
Документы, свидетельствующие о том, что выявленные недостатки на день рассмотрения дела устранены, административным ответчиком представлены не были.
Доводы административного ответчика о том, что администрация не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, действующим законодательством на администрацию не возложена обязанность по организации и содержанию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов, такие обязанности возложены на организации, осуществляющих управление многоквартирными домами, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Полномочия администрации города по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, закреплены пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с пунктом 26(1) Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 к таким работам относится организация и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В рассматриваемой ситуации доказательств того, что земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, входит в состав придомовой территории и относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, не представлено.
Действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по содержанию земельных участков, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе и по организации на них контейнерных площадок.
Доводы административного ответчика о том, что администрация муниципального образования «Город Астрахань» не является собственником контейнеров, не освобождает администрацию муниципального образования «Город Астрахань» как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.
При таких обстоятельствах, поскольку бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань» по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного законодательства, суд полагает требования прокурора Ленинского района г. Астрахани, действующего в интересах неопределенного круга, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Город Астрахань» по приведению в соответствие с требованиями законодательства место сбора накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно по монтажу трехстороннего ограждения, крыши контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов, не размещению информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадке, маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов, лице, ответственном за качественную и своевременную работу по содержанию и своевременное удаление отходов, а также информации, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры незаконным;
Признать бездействие администрации МО «Город Астрахань» по ликвидации несанкционированной свалки размещения отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать администрацию МО «Город Астрахань» в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов адресу: <адрес>, а именно по приведению в соответствие с требованиями законодательства место сбора накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно: установить трехстороннее ограждение, крышу на контейнеры для твердых коммунальных отходов, разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадке, маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов, лице, ответственном за качественную и своевременную работу по содержанию и своевременное удаление отходов, а также информацию, предостерегающую владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры.
Обязать администрацию МО «Город Астрахань» в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку площадью <данные изъяты> адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Астрахани.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2021 года.
Судья С.Р.Цыганкова