РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2018 года Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
с участием помощника Краснокаменского межрайонного прокурора Казанцевой Е.А.,
при секретаре Горбуновой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Краснокаменске гражданское дело по иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кузнецовой ФИО7 о приостановлении деятельности, возложении обязанности в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Краснокаменский городской суд Забайкальского края с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кузнецовой ФИО8 о приостановлении деятельности, возложении обязанности в натуре, ссылаясь на то, что Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение п. 4 Плана работы Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратуры на 2-ое полугодие 2018 года, по Решению о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора России по Забайкальскому краю и Министерства природных ресурсов Забайкальского края проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении рекреационной деятельности в Ивано-Арахлейском природном парке.
Проверкой деятельности индивидуального предпринимателя Кузнецовой О.В. (далее - ИП Кузнецова О.В.) установлены нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>», расположенной по <адрес>, кадастровые номера земельных участков <данные изъяты>, категория земель: земли особо охраняемых территории и объектов, использование в целях эксплуатации базы отдыха.
В ходе проверки установлено, что указанные земельные участки находятся в пользовании Кузнецовой Ю.Н. на основании трех договоров уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с ООО <данные изъяты>
На момент проверки установлено, что срок договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с администрацией муниципального района «Читинский район» ДД.ММ.ГГГГ, истек. При этом, новые договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> с администрацией муниципального района «Читинский район» не заключены.
Лишь после начала проведения прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Ю.Н. подано заявление в администрацию муниципального района «Читинский район» о перезаключении договоров аренды на указанные выше земельные участки.
На указанных земельных участках имеющимся недвижимым имуществом - жилыми домами, предназначенными для проживания отдыхающих, и иными объектами (в том числе баней, столовой, прачечной, туалетами, скважиной) Кузнецова Ю.Н. владеет на праве собственности на основании трех договоров купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с ООО <данные изъяты>».
При этом пользование указанными постройками осуществляется ИП Кузнецовой О.В. на основании заключенного с Кузнецовой Ю.Н. договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что на территории базы отдыха имеются следующие постройки: 23 жилых помещения предназначенных для проживания отдыхающих, наполняемостью 214 человек; 2 бани, столовая, 1 дом для проживания сторожей, 1 для проживания персонала, складские помещения, горка и бассейн, прачечная, имеются 6 уличных туалетов, душ, используемый отдыхающими для ополаскивания и мытья.
Водоснабжение объектов базы отдыха <данные изъяты>» - автономное, водозабор для хозяйственно-бытовых нужд осуществляется от собственной скважины, расположенной на территории базы. Паспорт на источник водоснабжения с ее техническими и иными характеристиками, касающимися глубины скважины, ее производительности, даты бурения и ввода в эксплуатацию, марки насоса, установленного в скважине, даты их замены с указание причин, диаметра труб, материала, используемого при строительстве, процент износа и другое отсутствует. В соответствии с представленным договором купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, скважина расположена на земельном участке <данные изъяты>, глубина скважины составляет 3 метра, от скважины идет разветвление по всей территории базы отдыха, в том числе в благоустроенные жилые помещения - 3 гостиницы, предназначенные для проживания отдыхающих. Вода из скважины используется на санитарно-бытовые приборы и мытье посуды, влажной уборки помещений.
В нарушение норм закона, ИП Кузнецова О.В. при использовании воды из скважины на хозяйственно-бытовые нужды для осуществления рекреационной деятельности на базе отдыха «<данные изъяты>» не имеет лицензии на пользование недрами, не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, производственный контроль качества воды, используемой в хозяйственно-бытовых целях, не проводится, программа производственного контроля качества воды ИП Кузнецовой О.В. не разработана.
Проверкой установлено, что в качестве источников искусственного освещения в столовой на территории базы отдыха используются люминесцентные лампы.
В нарушение требований закона, место первичного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ИП Кузнецовой О.В. не оборудовано. Договоры, заключенные со специализированными организациями на утилизацию ртутьсодержащих отходов на 2018 год и документы, подтверждающие исполнение требований законодательства при обращении с отходами 1 класса опасности, за вышеуказанный период (акты выполненных работ) отсутствуют. Для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп (в случае аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащих ламп) отсутствует тара, обеспечивающая их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. ИП Кузнецовой О.В. инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям не разработаны, ответственные лица за обращение с указанными отходами в установленном порядке не назначены, копии приказов об определении ответственных лиц за обращение с отходами отсутствуют.
Кроме того, на территории базы установлены дворовые уборные для отдыхающих и персонала в количестве 3-х штук, оборудованные по 2 очка каждая. Дворовые уборные имеют надземную часть и выгреб. Выгреб уборных не обеспечен водонепроницаемым покрытием, что не соответствует требованиям закона.
В нарушение требований законодательства, сброс жидких коммунальных отходов от бани и душевой ИП Кузнецовой О.В. осуществляется на почву, септики, предназначенные для сбора и временного хранения жидких коммунальных отходов, отсутствуют.
Из имеющихся жилых помещений, 19 являются отапливаемыми, из которых 17 предназначены для проживания отдыхающих, 2 - проживания сторожей и персонала. Также имеется две бани (1 - для использования отдыхающими, 1 - для использования персоналом). В 3 жилых помещениях - гостиницах в качестве источника тепла используется котел, вид топлива - уголь, в остальных жилых помещениях используется печное отопление, вид топлива - дрова.
Между тем, в нарушение требований закона объекты, расположенные на территории указанной базы, на государственном учете в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены. ИП Кузнецовой О.В. заявки на постановку на государственный учет своих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений на момент проверки не подавались.
Перечисленные нарушения требований законодательства, вызванные деятельностью базы отдыха «<данные изъяты>», причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии озера Арахлей, вода из которого поступает в озеро Байкал, в связи с чем, нарушают закрепленное статьей 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.
Данный спор вытекает из нарушенных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и возник из гражданских, экологических и санитарно-эпидемиологических правоотношений, в связи с чем, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 45, Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.ст. 12, 1065 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 60 Земельного кодекса РФ, истец просит суд:
1. Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Кузнецовой О.В. при эксплуатации базы отдыха <данные изъяты>», расположенной по <адрес> кадастровые номера земельных участков <данные изъяты>, по добыче подземных вод до получения лицензии на право пользования недрами и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2. Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Кузнецовой О.В. при эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>», расположенной по <адрес>, кадастровые номера земельных участков <данные изъяты>, по использованию 19 жилых отапливаемых помещений, до постановки их на учет как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
3. Обязать индивидуального предпринимателя Кузнецову О.В. оборудовать дворовые уборные в количестве 3-х штук, расположенных на территории базы отдыха «<данные изъяты>», выгребом с водонепроницаемым покрытием.
4. Обязать индивидуального предпринимателя Кузнецову О.В. провести производственный контроль качества воды, используемой в хозяйственно-бытовых целях, разработать программу производственного контроля качества используемой воды.
5. Обязать индивидуального предпринимателя Кузнецову О.В. организовать обращение с отходами 1 класса опасности - ртутьсодержащих ламп, используемых на базе отдыха «<данные изъяты>», в соответствии с требованиями Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 г. № 681.
6. Обязать индивидуального предпринимателя Кузнецову О.В. организовать сброс жидких коммунальных отходов от бани и душа, расположенных на территории базы отдыха «<данные изъяты>», в септик, предназначенный для сбора и временного хранения жидких коммунальных отходов.
Участвующий в деле помощник Краснокаменского межрайонного прокурора Казанцева Е.А., действующая на основании поручения Прокуратуры Забайкальского края, в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчица Кузнецова О.В., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, ответчица Кузнецова ФИО9 является действующим индивидуальным предпринимателем, и осуществляет предпринимательскую деятельность следующих видов: деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания; деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания.
С 01 января 2018 года Кузнецова О.В. осуществляет эксплуатацию базы отдыха «<данные изъяты>», расположенной по <адрес>, кадастровые номера земельных участков <данные изъяты>, категория земель: земли особо охраняемых территории и объектов, использование в целях эксплуатации базы отдыха.
В ходе проведенной в период с 30 июля 2018 года по 21 августа 2018 года Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с представителями Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю проверки установлены нарушения индивидуальным предпринимателем Кузнецовой О.В. природоохранного законодательства при эксплуатации базы отдыха «<данные изъяты>», выразившиеся в том, что при использовании воды из скважины на хозяйственно-бытовые нужды для осуществления рекреационной деятельности на базе отдыха «<данные изъяты>» не имеется лицензии на пользование недрами, не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, производственный контроль качества воды, используемой в хозяйственно-бытовых целях не проводится, программа производственного контроля качества воды индивидуальным предпринимателем Кузнецовой О.В. не разработана; объекты, расположенные на территории указанной базы, на государственном учете в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены. Кроме того, установлено, что место первичного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения индивидуальным предпринимателем Кузнецовой О.В. не оборудовано. Договоры, заключенные со специализированными организациями на утилизацию ртутьсодержащих отходов на 2018 год и документы, подтверждающие исполнение требований законодательства при обращении с отходами 1 класса опасности, за вышеуказанный период (акты выполненных работ) отсутствуют. Для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп (в случае аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащих ламп) отсутствует тара, обеспечивающая их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. Индивидуальным предпринимателем Кузнецовой О.В. инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям не разработаны, ответственные лица за обращение с указанными отходами в установленном порядке не назначены, копии приказов об определении ответственных лиц за обращение с отходами отсутствуют. Кроме этого, на территории базы установлены дворовые уборные для отдыхающих и персонала, имеющие надземную часть и выгреб, при этом выгреб уборных не обеспечен водонепроницаемым покрытием. Также установлено, что в нарушение требований законодательства, сброс жидких коммунальных отходов от бани и душевой осуществляется на почву, септики, предназначенные для сбора и временного хранения жидких коммунальных отходов, отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> письменными объяснениями представителя Кузнецовой О.В. – Кузнецовой Ю.Н. <данные изъяты>, и не оспариваются ответчицей.
При таком положении, суд приходит к выводу, что иск предъявлен прокурором к надлежащему ответчику.
Согласно статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - Закон № 94-ФЗ) Байкальская природная территория – это территория, в состав которой входит буферная экологическая зона. Под буферной экологической зоной понимается территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 г. № 368-р, Ивано-Арахлейский природный парк, куда входит озеро Арахлей, расположен в границах Байкальской природной территории.
В силу статьи 6 Закона № 94-ФЗ не допускается химическое загрязнение озера Байкал и его водосборной площади, связанное со сбросами и выбросами вредных веществ, размещением отходов производства и потребления.
Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду веществ, которые оказывают негативное воздействие на нее (статья 1). Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (статья 34).
Согласно требованиям статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона № 89-ФЗ) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и водоохранных зонах водных объектов.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу требований статьи 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранения биологического разнообразия, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно части 3 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1), одним из оснований возникновения права пользования недрами является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, в том числе, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
В соответствии со статьей 1.2 Закона № 2395-1, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Исходя из статьи 9 Закона № 2395-1, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Как следует из статьи 2.3. Закона № 2395-1, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закон № 2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
При этом, в силу части 1 статьи 32 Закона № 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Из положений пункта 2.6 Санитарных правил 1.1.1058 - 01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 18, следует, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, люминесцентные лампы, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, утратившие потребительские свойства, относятся к 1 классу опасности для человека и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, относящихся к 1 классу опасности, должны осуществляться специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление вышеуказанной деятельности.
В силу требований пункта 14 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 г. № 681 (далее - Правила), хранение отработанных ртутьсодержащих ламп должно осуществляться в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
В соответствии с пунктом 7 Правил, потребители ртутьсодержащих ламп для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
Из положений пункта 3 Правил следует, что индивидуальные предприниматели разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Как следует из пункта 2.3.3 Санитарных правил содержания территорий населенных пунктов, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 г. № 4690-88 (далее — СанПиН 42-128-4690-88), дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти.
Частью 2 вышеуказанной нормы Закона № 7-ФЗ закреплено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в ходе осуществления своей предпринимательской деятельности Кузнецова О.В. обязана соблюдать санитарные и экологические нормы и правила, возникающие в процессе использования земельных участков и водных объектов, однако этого не выполняет без уважительных причин.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Проанализировав приведенные законоположения во взаимосвязи с установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что индивидуальным предпринимателем Кузнецовой О.В. оказывается негативное воздействие на окружающую среду, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчицы в доход бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░11 ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░12 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░13 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 03.09.2010 ░. № 681.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░15 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░16 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░