Решение по делу № 33а-3922/2021 от 03.11.2021

СудьяАкишина Е.В.

№ 33а-3922/2021

29RS0018-01-2020-000222-49

2а-2118/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2021 г.

г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе судьи Соляникова Р.В., при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А., рассмотрев частную жалобу административного истца на определение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 мая 2021 г. о прекращении производства по административному делу по административному иску Аникеева Вадима Валерьевича к Министерству финансов Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации овзыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен по тем основаниям, что Аникеев В.В. с 25 января 2017 г. по настоящее время принимает участие в качестве подсудимого в рассмотрении Архангельским областным судом уголовного дела в отношении него и ряда лиц, судебные заседания по которому проходят каждый рабочий день (за исключением объявленных перерывов по делу и удаления административного истца из зала судебного заседания).Административный истец и иные подсудимые, находящиеся под стражей, в зале судебного заседания содержатся в защитных кабинах, представляющих из себя металлическую конструкцию с бронированными стеклами, решетчатым потолком, оборудованную внутри жесткой деревянной скамьей без приспособлений для обеспечения хранения личных вещей и материалов, необходимых для участия в судебном заседании и работы с ними в ходе его проведения. В каждой из кабин содержится 6 подсудимых, притом что площадь кабин не превышает 5 кв.м, в связи с чем все находящиеся в ней испытывают стеснение, что, кроме того, препятствует конфиденциальному общению с адвокатом.Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на то, что содержание в данных кабинах нарушает его право на эффективное участие в судебных заседаниях и препятствует его защите, оказывает воздействие на присяжных заседателей, унижает и оскорбляет его достоинство, порождает чувство тревоги, стыда, неполноценности, доставляет дискомфорт, административный истец просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 700000 руб.

Обжалуемым определением производство по административному делу прекращено по основанию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.

В частной жалобе административный истец просит отменить определение суда, поскольку судом первой инстанции не было учтено апелляционное определение Вологодского областного суда от 3 сентября 2020 г., которым ранее вынесенное аналогичное определение было отменено. Полагает, что им не обжалуются действия судьи, председательствующего по делу, а в связи с тем, что организационное обеспечение деятельности суда осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, настоящий административный иск не нарушает принцип независимости суда при осуществлении правосудия.

В судебном заседании административный истец, принимавший участие путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили.

Заслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Аникеев В.В. является подсудимым по находящемуся с 30 декабря 2016 г. в производстве Архангельского областного суда уголовному делу по обвинению ряда лиц в совершении преступлений различной категории тяжести, рассматриваемому с участием присяжных заседателей.

Судебные заседания (с учетом предварительного слушания) проводятся в регулярном режиме с 25 января 2017 г. с участием административного истца, за исключением периода его удаления с 31 октября по 30 ноября 2019 г. из зала судебного заседания.

В ходе судебных заседаний административный истец, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, содержится вместе с несколькими другими подсудимыми в защитной кабине.

Административный истец, а также иные подсудимые по указанному уголовному делу неоднократно обращались с административными исковыми заявлениями о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2019 г. № АКПИ19-308, от 14 ноября 2019 г. № АКПИ19-861, от 17 июля 2020 г. № АКПИ20-172, от 2 октября 2020 г. № АКПИ20-554, от 23 марта 2021 г. № АКПИ21-146, от 22 апреля 2021 г. № АКПИ21-271 от 8 июля 2021 г. № АКПИ21-375в удовлетворении административных исков было отказано, поскольку действия Архангельского областного суда при рассмотрении данного уголовного дела в период с 29 декабря 2016 г. по 31 мая 2021 г. признаны достаточными и эффективными.

Административный истец, обращаясь с настоящим административным иском, указал, что его содержание в защитной кабинке нарушает его права, предусмотренные ст.ст. 3 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. (далее – Конвенция), поскольку доставляет ему физические и нравственный страдания, унижает и оскорбляет его достоинство, порождает чувство тревоги, стыда, неполноценности, а также, нарушает его право на эффективное участие в судебных заседаниях и препятствует его защите, нарушает право на конфиденциальное общение с адвокатами, оказывает воздействие на присяжных заседателей.

Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 6 февраля 2020 г. производство по настоящему делу было прекращено ввиду того, что требования административного истца, основанные на оценке правомерности действий суда при осуществлении правосудия по находящемуся в его производстве уголовному делу, не могут являться самостоятельным предметом рассмотрения в судах.

При этом суд сослался на положения ч. 1 ст. 120, ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 122 Конституции Российской Федерации, чч. 1 и 2 ст. 8.1 УПК РФ, закрепляющих недопустимость вмешательство в деятельность судей при осуществлении правосудия.

Вступившим в законную силу апелляционным определением Вологодского областного суда от 22 сентября 2020 г. определение от 6 февраля 2020 г. отменено в связи с тем, что требования подсудимого, основанные на условиях содержания при участии в судебных заседаниях, не связаны с применением к нему норм УК РФ, УПК РФ и оспариванием действий суда при осуществлении правосудия.

При новом рассмотрении Октябрьский районный суд г. Архангельска определением от 26 мая 2021 г. вновь прекратил производство по делу со ссылкой на положения ч. 1 ст. 120, ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 122 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 5, 15, 16 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе), п. 1 ст. 2, ст.ст. 10, 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», чч. 1 и 2 ст. 8.1 УПК РФ,закрепляющих недопустимость вмешательства в деятельность судей при осуществлении правосудия, в связи с чем требования, основанные на оспаривании правомерности (неправомерности) действий суда при осуществлении правосудия по уголовному делу, находящемуся в производстве суда, по которому не вынесен приговор, не могут являться самостоятельным предметом рассмотрения в суде.

Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы ошибочными по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона о судебной системе вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Указанное нормативное предписания в равной мере адресовано и суду, в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации являющемуся органом государственной власти.

Соответственно, выводы, содержащиеся во вступившем в законную силу апелляционном определении Вологодского областного суда от 22 сентября 2020 г. относительно того обстоятельства, что требования подсудимого, касающиеся условий содержания при участии в судебных заседаниях, не связаны с оспариванием действий суда при осуществлении правосудия, не могли быть преодолены Октябрьским районным судом г. Архангельска при повторном рассмотрении настоящего дела.

Кроме того, заявленные требования были поданы и первоначально приняты к производству суда до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым по результатам рассмотрения проекта № 711788-7, внесенного Правительством Российской Федерации и принятого без сущностных изменений, в правовую систему Российской Федерации был введен правовой институт компенсации за нарушениеусловий содержания под стражей.

В пояснительной записке к указанному законопроекту указано, что он вносится в целях реформирования судебных средств правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей (содержания в исправительных учреждениях) подозреваемых, обвиняемых и осужденных в совершении преступлений в связи с наличием установленной при вынесении постановления Европейского Суда по правам человека от 10 января 2012 г. по жалобам № 42525/07 и № 60800/08 «Ананьев и другие против Российской Федерации» (далее – постановление от 10 января 2012 г.) в Российской Федерации структурной проблемы, связанной с отсутствием эффективных средств правовой защиты лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, в связи с ненадлежащими условиями их содержания.

В§ 229 указанного постановления отмечено, что установление несоответствия условий содержания под стражей с требованиями ст. 3 Конвенции на основе определенных критериев имеет фактический характер, а сами неудовлетворительные материальные условия не обязательно существуют по вине администрации исправительных учреждений и других должностных лиц, но могут быть и следствием структурных проблем в национальной системе содержания под стражей, в то время как перенаселенность может быть результатом недостатков, существующих за пределами пенитенциарной системы, например, в судах или органах прокуратуры.

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном КАС РФ, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со ст.ст. 1069 и 1070 ГК РФ. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.

Аналогичные нормы предусмотрены чч. 1-3 ст. 12.1 УИК РФ применительно к последствиям нарушения условий содержания осужденного.

С учетом изложенного, требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, в том числе, за нарушение условий содержания, допущенные в период пребывания в суде, не будучи связанными с установлением чьей-либо вины в данном нарушении (и, как следствие, правомерности либо неправомерности чьих-либо действий), а также с каким-либо нарушением права на справедливое судебное разбирательство, гарантированного ст. 6 Конвенции, и как следствие, законности судебного акта по уголовному делу, могут быть рассмотрены по существу.

Из этого же исходит Верховный Суд Российской Федерации, прямо допускающий в определении от 25 августа 2021 г. № 64-КАД21-4-К9 разрешение по существу требований, основанных на нарушении ст. 3 Конвенции в ходе рассмотрения уголовного дела судом.

Тот факт, что до настоящего времени уголовное дело в отношении административного истца находится в производстве суда, не препятствует разрешению вопроса о взыскании указанной компенсации, что соотносится с рассмотрением Верховным Судом Российской Федерации ряда дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, при рассмотрении которых оценивалась достаточность и эффективность действий Архангельского областного суда при его рассмотрении.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из сходстваправовой природы обеих указанных компенсаций, введенных в правовую систему Российской Федерации в целях реализации положений Конвенции в связи с принятием «пилотных» постановлений Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу «Бурдов против Российской Федерации, № 2» и от 10 января 2012 г., и взыскиваемых за сам факт нарушения разумных сроков рассмотрения дел либо предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий принудительного содержания (соответственно) без установления чьей-либо вины.

Иной подход создает административному истцу непреодолимые препятствия в реализации гарантированного ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации равного права на доступ к правосудию в целях защиты прав и свобод человека и гражданина только и исключительно исходя из продолжительности рассмотрения уголовного дела с его участием.

При этом, имея ввиду правовые последствия прекращения производства по делу безотносительно к основаниям такого прекращения, а также исходя из ч. 3 ст. 17.1 Закона № 103-ФЗ и ч. 3 ст. 12.1 УИК РФ, принятие обжалуемого определения фактически лишает административного истца и в дальнейшем (то есть после вступления в законную силу судебного акта по рассматриваемому уголовному делу) права претендовать на рассмотрение по существу его требований, по меньшей мере,за период, предшествовавший обращению с настоящим иском.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о недопустимости рассмотрения заявленных требований в суде,как основанный на ошибочном понимании приведенных выше норм, является преждевременным, сделанным при существенном нарушении норм процессуального права, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 310, ч. 1 ст. 315, п. 2 ст. 316 КАС РФ является основанием для отмены обжалуемого определения с возвращением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 313, 316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 мая 2021 г. о прекращении производства по настоящему административному делуотменить.

Направить дело в Октябрьский районный суд города Архангельска для рассмотрения по существу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий Р.В. Соляников

33а-3922/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Аникеев Вадим Валерьевич - ч/ж на определение о прекращении производства по делу
Прокуратура Архангельской области
Ответчики
Судебный Департамент при Верховном суде Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Другие
Архангельский областной суд
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
08.11.2021Передача дела судье
03.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021Передано в экспедицию
03.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее