Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 24 декабря 2014 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Кузнецова П.В.,
при секретаре Чупровой Т.А.,
с участием прокурора ФИО13ФИО14.,
ответчика представителя ООО «Капитель» ФИО15 А.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 2-704 по иску прокурора <адрес>, поданному в интересах ФИО1 и ФИО2, к обществу с ограниченной ответственностью «Капитель» о защите жилищных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноборского района в интересах ФИО16 С.В. и ФИО17 Г.М. обратился в суд с иском к администрации общества с ограниченной ответственностью «Капитель» о защите жилищных прав. В обоснование иска прокурор указал, что __.__.______г. в прокуратуру района поступили заявления ФИО18 А.П., ФИО19 С.В. и ФИО20 Г.М. о незаконности начисления и взимания управляющей организацией ООО «Капитель» платы за утилизацию жидких бытовых отходов. Согласно счёту-квитанции за сентябрь 2014 года размер платы за жилищно-коммунальные услуги у ФИО21 С.В. и А.П. составил *** рублей *** копеек, в том числе плата за утилизацию жидких бытовых отходов за __.__.______г. года - *** рубля *** копеек. Указанная сумма оплачена ими __.__.______г.. По счёту-квитанции за __.__.______г. года у ФИО2 размер платы за жилищно-коммунальные услуги составил *** рублей *** копейки, в том числе плата за утилизацию жидких бытовых отходов за __.__.______г. года - *** рубля *** копеек. Указанная сумма оплачена ею __.__.______г.. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № от __.__.______г., ст. 154 ЖК РФ утилизация бытовых отходов не является самостоятельным видом коммунальных услуг. Деятельность по утилизации бытовых отходов не относится к жилищно-коммунальным услугам, поэтому взимание платы за оказание данных услуг с населения является незаконным, нарушает имущественные и жилищные права граждан в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг. Просит суд обязать ООО «Капитель» произвести ФИО22 С.В. и ФИО23 Г.М. перерасчёт платы за жилищно-коммунальные услуги за __.__.______г. года, исключив плату за утилизацию жидких бытовых отходов в размере *** рубля *** копеек, а также обязать ООО «Капитель» не производить начисление и взимание платы за утилизацию жидких бытовых отходов с __.__.______г. года.
В судебном заседании прокурор ФИО6 исковые требования поддержала по тем же основаниям, уточнив, что в связи со смертью истца ФИО24 С.В. просит суд обязать ООО «Капитель» произвести ФИО25 А.П. перерасчёт платы за жилищно-коммунальные услуги за __.__.______г. года, исключив плату за утилизацию жидких бытовых отходов в размере *** рубля *** копеек, которые зачесть в счёт последующей платы за вывоз жидких бытовых отходов, аналогичные требования поддерживает и в отношении ФИО26 Г.М., а также просит возложить обязанность на ООО «Капитель» не производить с __.__.______г. года начисление и взимание платы с истцов за утилизацию жидких бытовых отходов.
Истец ФИО27 Г.М. настаивала на удовлетворении рассматриваемых исковых требований, пояснила, что квартира у неё и у ФИО28 А.П. находится в собственности, с ними ООО «Капитель» не заключало договоров, связанных с утилизацией жидких бытовых отходов. За вывозку твёрдых бытовых отходов и очистку септика они ежемесячно несут соответствующие расходы.
ФИО29 А.П. в судебном заседании не участвовала, о дате, месте и времени рассмотрения дела была извещена в установленном законом порядке.
Представитель ответчика ООО «Капитель» ФИО30 А.П. исковые требования не признал, в удовлетворении иска прокурору просил отказать, пояснив, что права истцов по оплате жилищно-коммунальных услуг не нарушены. Между ООО «Капитель» и ООО «Эверест» заключён договор на транспортировку и утилизацию бытовых отходов. Решением арбитражного суда с ООО «Капитель» в пользу ООО «Эверест» взысканы расходы на утилизацию жидких бытовых отходов (далее ЖБО). Услуга управляющей компанией по вывозу и утилизации ЖБО оказывается, в том числе и в отношении жилого дома, в котором проживают истцы. Стоимость такой услуги определяется ООО «Капитель» самостоятельно, исходя из тарифов, утвержденных администрацией МО «Алексеевское».
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, как предусмотрено ч. 2-4 ст. 154 ЖК РФ, включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Как установлено в судебном заседании, ФИО31 И.И. и Г.М. и ФИО32 С.В. и А.П. являются собственниками жилых помещений, квартир 2 и 4, расположенных в многоквартирном <адрес>А на <адрес>, что подтверждается копией регистрационного удостоверения, договором на приватизацию жилья от __.__.______г. и свидетельством о государственной регистрации права от __.__.______г. (л.д. 198-202).
ООО «Капитель» является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных на территории МО «Алексеевское», в том числе многоквартирного <адрес>А на <адрес>.
ООО «Капитель» за __.__.______г. года ФИО33 Г.М. и ФИО34 С.В. направлены счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе за утилизацию ЖБО в __.__.______г. года в сумме *** рубля *** копеек, исходя из тарифа *** рубль *** копеек на 1 человека за месяц (л.д. 10, 14).
Указанная услуга ФИО35 Г.М. и ФИО36 С.В. была оплачена 01 и __.__.______г. соответственно.
__.__.______г. ФИО37 С.В. и А.П. и ФИО38 Г.М. обратились в прокуратуру <адрес> за защитой своих жилищных прав, указав, что управляющая компания ООО «Капитель» необоснованно включила в стоимость за содержание общего имущества в многоквартирном доме плату за услугу по утилизации ЖБО (л.д. 6, 11).
Направленное __.__.______г. в адрес ООО «Капитель» представление и.о. прокурора <адрес> о принятии мер к устранению нарушений жилищного законодательства в части взимания с населения платы за жилищно-коммунальные услуги генеральным директором отклонено по тем основаниям, что услуга в виде утилизации ЖБО является новой услугой, которая не включена в договор управления МКД, заключённый между ООО «Капитель» и администрацией МО «Алексеевское», а действия управляющей компании по выставлению в квитанциях (утилизация ЖБО) основаны на законе (л.д. 15-16).
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются ст. 156, 158 ЖК РФ, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от __.__.______г. № 491.
В силу пп. «д» п. 11 Правил от __.__.______г. № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Положения пп. «д» п. 11 Правил от __.__.______г. № согласуются с требованиями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, устанавливающими, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с разделом 2 и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России от __.__.______г. № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
По смыслу ч. 1 ст. 158, ч. 2-4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В состав платы за коммунальные услуги плата за утилизацию ЖБО законодателем не включена.
Размер платы за коммунальные услуги, как предусмотрено ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от __.__.______г. № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила от __.__.______г. № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 названных Правил под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Правилами от __.__.______г. № (п. 2) утилизация ЖБО не отнесена к числу коммунальных ресурсов и не рассматривается в качестве деятельности по подаче потребителям такого коммунального ресурса.
По смыслу п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от __.__.______г. № 155, под твёрдыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие). Исполнителем услуг является организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.
Анализ действующего законодательства свидетельсвует о том, что сбор, вывозка и утилизация (захоронение) ЖБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, уборка и текущий ремонт жилых помещений, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Услуги по вывозу, сбору и утилизации ЖБО не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Такая услуга является конкурентной и её стоимость устанавливается организацией, осуществляющей данный вид деятельности.
Из установленного в судебном заседании следует, что жидкие бытовые отходы от многоквартирного дома, в котором проживают истцы, отводятся не по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, а по мере их накопления откачиваются из септика (выгребной ямы) и вывозятся к месту их выгрузки (на полигон) специализированным грузовым автомобильным транспортом ООО «Эверест» на основании договора с ООО «Капитель».
Очистка септика (выгребных ям) данного многоквартироного дома от ЖБО с помощью ассенизационных машин, вывозка и размещение ЖБО на полигоне представляет собой услугу по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (сбор и вывоз ЖБО).
Утилизация (захоронение) ЖБО представляет следующий за выгрузкой ЖБО этап деятельности организаций коммунального комплекса, имеющих соответствующее разрешение на её выполнение, поскольку деятельность по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности, а именно отходов (осадков) из выгребных ям, относится к лицензируемым видам деятельности.
Осуществление же только сбора и вывоза отходов I - IV класса опасности исключено из перечня лицензируемых видов деятельности.
Утилизация (захоронение) ЖБО в августе-сентябре 2014 года ни ООО «Капитель», ни ООО «Эверест» на полигоне не производилась. Следовательно, такая услуга истцам не была оказана.
Утверждение ответчика об оказании истцам ООО «Капитель» услуги в виде утилизации ЖБО не подтверждено исследованными в судебном заседании доказательствами.
В силу требований ст. 12 и 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы представителя ответчика о том, что понятия утилизации и размещения ЖБО тождествены, противоречит содержанию вышеприведённых правовых норм.
Из содержания решения арбитражного суда <адрес> от __.__.______г. также следует, что в пользу ООО «Эверест» были взысканы с ООО «Капитель» денежные суммы в счёт стоимости услуг по размещению ЖБО (а не утилизации) на полигоне в период с __.__.______г. года (л.д. 172-174).
К числу основных видов деятельности ООО «Капитель» согласно п. 3.3 названного общества относится управление эксплуатацией жилищного фонда, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (л.д. 50-71). Осуществление деятельности, связанной с оказанием услуги по утилизации ЖБО, Уставом ООО «Капитель» не предусмотрено.
Между собственником муниципального жилищного фонда администрацией МО «Алексеевское» и ООО «Капитель» __.__.______г. был заключён договор № управления многоквартирным домом с собственником помещения, в том числе <адрес>А на <адрес>, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, обеспечения сохранности, управления, надлежащего содержания и ремонта общего и муниципального имущества в многоквартирном доме, а также обеспечения собственника жилищными и коммунальными услугами (л.д. 82-93).
В соответствии с п. 2.2 указанного договора № перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего и муниципального имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставляемых собственнику, приведён в Приложении № к данному договору. Перечень услуг и работ по настоящему договору может быть изменён в соответствии с изменением законодательства путём заключения дополнительного соглашения к настоящему договору.
В Перечне № к договору управления многоквартирным домом среди обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего и муниципального имущества в многоквартирном доме предусмотрено оказание услуги по вывозу ТБО и ЖБО, ремонт выгребных ям, септиков и откачка нечистот по мере их наполнения, их обслуживание
Предоставление услуги по утилизации ЖБО настоящим договором не предусмотрено.
ООО «Капитель» на основании договора на планово-регулярный вывоз ТБО и ЖБО от __.__.______г. и от __.__.______г. поручило ООО «Эверест» своевременно, надлежащим образом осуществлять перемещение ТБО, по заявкам ООО «Капитель» производить вывоз и размещение ЖБО на полигоне МО «Красноборский муниципальный район», обслуживающий ООО «Эверест» на основании договора аренды (л.д. 72-76, 77-81).
Ведомостями учёта вывоза ЖБО от обслуживаемого жилищного фонда УК ООО «Капитель» за __.__.______г. года, путевыми листами грузового автомобиля № от __.__.______г. и № от __.__.______г., № от __.__.______г. и № от __.__.______г. (л.д. 94-99) подтверждается, что в указанный период в __.__.______г. года грузовым автомобильным транспортом ООО «Эверест» производилась вывозка ЖБО от <адрес>А на <адрес>.
Из представленных ответчиком документов следует, что истцам оказывалась в рассматриваемый период услуга по сбору и вывозу ЖБО, а не по утилизации (захоронению) таких отходов, в связи с чем включение в счета - квитанции за __.__.______г. года платы за утилизацию ЖБО является незаконным.
МО «Алексеевское» как орган местного самоуправления поселения не наделён полномочиями разрешать вопросы, связанные с организацией утилизации бытовых отходов.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от __.__.______г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от __.__.______г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является полномочием муниципального района.
Исходя из установленных действующим законодательством полномочий, МО «Алексеевское» при заключении указанного выше договора № с ООО «Капитель» вправе было разрешать вопросы только о вывозе ТБО и ЖБО, но не об утилизации таких отходов, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям муниципального района МО «Красноборский муниципальный район».
Из установленного в судебном заседнии следует, что сбор и вывоз ЖБО, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного <адрес>А на <адрес>, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что согласуется с положениями пп. «д» п. 11 названных Павил от __.__.______г. № и ст. 36 ЖК РФ.
По общероссийскому классификатору услуг населению, утверждённому Постановлением Госстандарта Российской Федерации от __.__.______г., сбор твёрдых и жидких бытовых отходов и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов относятся к самостоятельным видам жилищных услуг.
Плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме истцы обязаны нести в соответствии с требованиями ст. 156 и 158 ЖК РФ.
В силу ч. 1, 3 и 7 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Управление многоквартирным домом, в котором проживают истцы, осуществляется в соответствии со ст. 161 ЖК РФ управляющей организацией ООО «Капитель» по договору с собственником многоквартирного дома МО «Алексеевское».
Из содержания договора № управления многоквартирным домом с собственником от __.__.______г. следует, что ООО «Капитель» обязалось выполнять такие работы и услуги, как ремонт выгребных ям, септиков и откачка нечистот по мере их наполнения, их обслуживание, а также осуществлять вывоз ТБО и ЖБО (л.д. 82-93), что согласуется с требованиями п. 2 и 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, согласно которой в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Потребителем данной услуги выступает ООО «Капитель» как управляющая организация, которой приобретается указанная услуга в целях содержания и ремонта жилых помещений в многоквартирном доме.
Утверждение представителя ответчика об обоснованности и законности установления ООО «Капитель» истцам тарифа за услугу по утилизации ЖБО в размере *** рубля *** копеек с 1 человека в месяц не подтверждено в судебном заседании исследованными доказательствами.
Из содержания решения МО «Алексеевское» «О тарифах на оплату жилья и услуг бань» от __.__.______г. № следует, что названным органом местного самоуправления были установлены с __.__.______г. размеры платы для населения за пользование жтлым помещением (плата за ниём), за содержание и ремонт жтлья, за вывоз твёрдых бытовых отходов, за саночистку выгребных ям, за саночистку септика. Тариф за услугу по утилизации ЖБО в размере *** рубля *** копеек с 1 человека в месяц не установливался (л.д. 145).
Не устанавливался для ООО «Капитель» и ООО «Эверест» тариф за услугу по утилизации ЖБО на __.__.______г. год и Агентством по тарифам и ценам <адрес>, что подтверждается имеющимися в деле постановлениями указанного органа исполнительной власти (л.д. 133-143).
Включение в счёта-квитанции истцов платы за утилизацию ЖБО фактически свидетельствует об изменении ООО «Капитель» в одностороннем порядке платы за содержание общего и муниципального имущества многоквартирного дома, установленной договором № от __.__.______г., что указывает на нарушение ответчиком п. 13 ст. 155 ЖК РФ, обязывающей управляющую организацию информировать в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Представителем ответчика в судебном заседании не представлено доказательств, подтверждающих, что истцы в письменной форме были проинформированы об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также что такие изменения были согласованы с МО «Алексеевское» как собственником жилищного фонда в предусмотренном п. 7 и 10 договора № от __.__.______г. порядке.
Из содержания сопроводительного письма генерального директора ООО «Капитель» от __.__.______г. и проекта дополнительного соглашения к указанному договору следует, что предлагавшиеся ответчиком изменения, касающиеся размещения ТБО и ЖБО на полигоне ООО «Эверест» и установления платы за размещение ЖБО в сумме *** рублей за 1 куб.м. с администрацией МО «Алексеевское» не согласованы, дополнительное соглашение собственником жилищного фонда не подписано (л.д. 158-160).
В соответствии с ч. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Приведенные положения закона не предусматривают право управляющей организации в одностороннем порядке производить изменение платы за содержание и текущий ремонт общего имущества без соблюдения установленного законом и договором порядка.
Исковые требования прокурора о перерасчёте платы за жилищно-коммунальные услуги с учётом их уточнения о зачёте суммы переплаты в счёт поледующих платежей за очистку септика к ООО «Капитель» подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком истцам услуга по утилизации ЖБО не предоставлялась, поэтому последние не должны нести расходы, связанные с оплатой такой услуги. Счёт на оплату указанной услуги за __.__.______г. года выставлен истцам в нарушение требований жилищного законодательства.
Со смертью ФИО39 С.В., наступившей __.__.______г., открылось наследство, состоящее из 1/2 доли общей долевой собственности на трёхкомнатную квартиру под номером 4, общей площадью 71,7 кв.м., расположенную в <адрес> (л.д. 189-190, 200-202).
В силу п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследником первой очереди по закону является супруга наследодателя ФИО40 А.П., последней фактически принято оставшееся после смерти супруга наследство, в связи с чем она имеет право требовать перерасчёта за жилищно-коммунальные услуги за __.__.______г. года.
Указанное право в силу ч. 2 ст. 1112 ГК РФ не относится к таким правам и обязанностям, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Оснований для возложения в рассматриваемом случае на ООО «Капитель» обязанности не производить начисление и взимание платы за утилизацию ЖБО с октября 2014 года не имеется.
В этой части суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленному прокурором требованию.
В судебном заседании установлено, что за __.__.______г. года требование об оплате услуги за утилизацию ЖБО истцам не предъявлялось и фактически такая плата не взыскивалась, что подтверждается представленным в судебном заседании ФИО41 Г.М. счётом-квитанцией за __.__.______г. года (л.д. 152). На день вынесения судебного решения требований ООО «Капитель» к истцам об оплате услуги по утилизации ЖБО также не предъявлялось.
Приказом генерального директора ООО «Капитель» от __.__.______г. № бухгалтеру-кассиру предписано не начислять населению за услугу по утилизации ЖБО с __.__.______г., произвести перерасчёт для населения по выставленным квитанциям, исключив утилизацию ЖБО (л.д. 156).
Приказом генерального директора ООО «Капитель» от __.__.______г. № приказ № от __.__.______г. отменён, бухгалтеру-кассиру предписано начислять населению за услугу по утилизации ЖБО в полном объёме, произвести перерасчёт для населения по выставленным квитанциям, включив графу утилизация ЖБО (л.д. 157).
Отмена генеральным директором ООО «Капитель» приказа от __.__.______г. № о перерасчёте начислений за утилизацию ЖБО сама по себе не свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае нарушены права истцов на оплату предоставленных им жилощно-коммунальных услуг.
Из пояснений представителя ответчика также следует, что с ФИО42 С.В. и А.П. за __.__.______г. года взыскание за утилизацию ЖБО не производилось, издание приказа № от __.__.______г. было обусловлено принятием решения арбитражным судом <адрес> от __.__.______г. об удовлетворении требований ООО «Эверест» к ООО «Капитель» о взыскании денежных сумм.
При этом ответчиком не были учтены выводы суда о том, что данное решение не является преюдициальным в случае предъявления исков ООО «Капитель» к гражданам, проживающим в жилом фонде, о взыскании стоимости вывоза и утилизации ТБО и ЖБО, поскольку граждане участниками спора между ООО «Эверест» и ООО «Капитель» о взыскании денежных сумм не являлись.
Прокурором в судебном заседании рассматриваемое требование не мотивировано, бесспорных доказательств о нарушении ответчиком жилищных прав истцов, взыскании с них оплаты за утилизацию ЖБО в период с __.__.______г. года не представлено.
Поскольку прокурор в порядке ст. 3 и 45 ГПК РФ обратился в суд с рассматриваемым иском в защиту нарушенных и оспариваемых прав граждан, то в силу ст. 12 и 56 ГПК РФ на прокурора возложена обязанность по доказыванию этих обстоятельств.
На основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и в других случаях освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В порядке, предусмотренном ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Красноборского района к обществу с ограниченной ответственностью «Капитель» о защите жилищных прав удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Капитель» произвести ФИО43 и ФИО2 перерасчёт платы за жилищно-коммунальные услуги за __.__.______г. года, исключив плату за утилизацию жидких бытовых отходов в размере *** рубля *** копеек, зачесть сумму переплаты в счёт платы за саночистку септика в следующие месяцы __.__.______г. года.
В остальной части иска прокурору Красноборского района отказать.
Взыскать с ООО «Капитель» в доход соответствующего бюджета *** рублей в счёт уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья П.В. Кузнецов