Решение по делу № 33-5109/2022 от 11.07.2022

Дело № 33-5109/2022 (в суде первой инстанции № 2-357/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 августа 2022 года                         город Хабаровск    

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Сосновского А.В.,

судей Дорожко С.И., Поливода Т.А.,

при секретаре Шитовой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Виноградникова В.Ф. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, по апелляционной жалобе Виноградникова В.Ф. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Сосновского А.В., пояснения истца Виноградникова В.Ф., представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ – Федченко О.Б., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Виноградников В.Ф. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (правопреемник Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации) (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) и просил возложить на ответчика обязанность поставить его и члена его семьи – жену Виноградникову М.Ф. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и выдать жилищный сертификат на приобретение жилья на состав семьи 2 человека.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР в должности командира 175 отдельной рабочей роты при 79 военном совхозе тыла Дальневосточного военного округа. Согласно выписки из приказа № 0731 от 15.10.1987г. Виноградников В.Ф. был уволен с 11.04.1986 г.. Выслуга лет истца в Вооруженных Силах составляет в календарном исчислении – 22 года 7 месяцев, в льготном исчислении- 23 года 3месяца. В ноябре 2019 г. истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляем по договору социального найма. Решением №0837 от 29.01.2020 г. истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку обеспечение жилыми помещениями от Минобороны за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, увольняемых (уволенных) после 01.01.2005 г.. Основания, приведенные ФГКУ «Востокрегионжилье» в качестве отказа истцу в праве на обеспечение жилым помещением, незаконны и противоречат действующему законодательству.

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 февраля 2022 года произведена замена стороны ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации правопреемником Федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Виноградникова В.Ф. отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку указанный порядок закрепляет обеспечение жилыми помещениями для военнослужащих, уволенных (увольняемых) после 01.03.2005 г.. П. 19 Постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. №193 не предусматривалось обеспечение жилым помещением военнослужащих, уволенных в связи с осуждением за совершенное преступление. Основания для обеспечения истца жилым помещением на дату его увольнения с военной службы отсутствовали.

Не согласившись с указанным судебным постановлением, Виноградников В.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы истец выражает несогласие с датой увольнения из Вооруженных Сил. Заявитель полагает, что правовые основания для отказа в постановке его и члена его семьи (супруги) в качестве нуждающихся в жилом помещении отсутствуют, поскольку продолжительность военной службы составила более 20 лет, до настоящего времени жилищной субсидией или жилым помещением заявитель не обеспечен. Также истец считает к нему применима ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

В суде апелляционной жалобе истец Виноградников В.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что до 2011 года он не мог обратиться в суд с указанным иском, поскольку у него был инсульт.

Представитель ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ – Федченко О.Б. выразила согласие с решением суда первой инстанции, полагала, что истец право на обеспечение жильем не имеет, поскольку доказательств того, что он на момент увольнения из Вооруженных Сил СССР состоял на учете в качестве нуждающихся, не представил. Основания увольнения истца не предусматривались пунктом 19 Постановления Совмина СССР от 17.02.1981 г. №193. В связи с чем, оснований для обеспечения Виноградникова В.Ф. жилым помещением на дату увольнения с военной службы не имелось. В настоящее время обеспечение жилыми помещениями производится только для военнослужащих, уволенных после 01.03.2005 г.. При этом обеспечиваются те военнослужащие, которые своевременно заявили свое право на такое обеспечение. Истец реабилитирован с восстановлением всех прав не был, приговор не отменен, был изменен срок наказания.

На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца Виноградникова В.Ф., представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ – Федченко О.Б., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Виноградников В.Ф. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР в период времени с 24.08.1963 г. по 11.04.1986 г. (л.д.100 т.1).

С 11.04.1987 г., в соответствии с Приказом Министра обороны СССР от 15.10.1987 г. № 0731, Виноградников В.Ф. был уволен с военной службы по основаниям п. «а» ст. 62 Положения о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18.11.1971 г. № 846, в связи с осуждением за совершенное преступление. Виноградников В.Ф. исключен из списков личного состава роты, снят со всех видов довольствия (л.д.13, 14 т.1).

Согласно выписке из приказа заместителя Министра обороны РФ от 17.12.2018 г. №85 (л.д.67 т.1) выслуга лет Виноградникова В.Ф. в Вооруженных Силах СССР составила в календарном исчислении: 22 года 7 месяцев, в льготном – 23 года 3 месяца.

В ноябре 2019 г. Виноградников В.Ф. обратился к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма с учетом члена его семьи супруги Виноградниковой М.Ф. (л.д.19-20 т.1).

На основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 29.01.2020 г. №0837 Виноградникову В.Ф. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся, поскольку представленные документы не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.24 т.1).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Виноградникова В.Ф..

Статьей 77 Закона СССР от 12 октября 1967 года №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего на момент увольнения истца, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Согласно пункту 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 г. №193, было закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

Пунктом 12 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. №285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» было установлено, что военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами Советов депутатов трудящихся, в порядке установленном Советом Министров СССР.

Таким образом, на момент увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления.В силу положений ст. 15 ранее действовавшего Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с положениями частей 13 ст.15 Федеральный закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ (в редакции от 27.05.1998 г.) «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

Аналогичный порядок закреплен в Порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054.

Из вышеприведенных норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке к командиру воинской части с рапортом и приложенными к нему документами с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Доказательств того, что истец обратился с заявлением к командиру воинской части с рапортом и приложенными к нему документами с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в материалы дела не представлено.

Кроме того, сам по себе факт наличия нормативно закрепленного порядка признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях не свидетельствует о том, что истец в период прохождения военной службы мог быть отнесен к данной категории.

Правом на обеспечение жилой площадью обладали военнослужащие, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Указанный перечень является закрытым.

Как следует из материалов дела, Виноградников В.Ф. 11.04.1987 г. был уволен с военной службы по основаниям п. «а» ст. 62 Положения о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18.11.1971 г. № 846, в связи с осуждением за совершенное преступление.

При таких обстоятельствах дела, основания для обеспечения Виноградникова В.Ф. жилым помещением на дату его увольнения с военной службы отсутствовали.

Истец доказательства своей реабилитации суду не представил.

В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-03 «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Закона о статусе военнослужащих, распространяются на обеспечиваемые жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством РФ порядке были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с ЖК РФ, в том числе, граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета.

Учитывая, что сведений о том, что истец был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.01.2005 г. не имеется, ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-03 «О статусе военнослужащих» к данным правоотношениям не применима.

При таких обстоятельствах дела, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы жалобы выводов суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с решением суда и переоценке доказательств, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 февраля 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Виноградникова В.Ф. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу Виноградникова В.Ф. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:                    

Судьи:                                

33-5109/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Виноградников Василий Филиппович
Ответчики
ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Сосновский Александр Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
12.07.2022Передача дела судье
17.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022Передано в экспедицию
17.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее