Решение по делу № 33-880/2022 (33-11912/2021;) от 15.12.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

      Дело № 33-880/2022 (33-11912/2021)        судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

                            № 2-1221/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Ващенко С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2022 года                                                     гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи: Подлесной И.А.
судей: Синани А.М., Чистяковой Т.И.
при секретаре: Никифорове О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Калиты Ирины Владимировны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой по старости, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 октября 2021 года,

УСТАНОВИЛА

    Калита И.В. обратилась к ГУ-УПФР в г. Алушта Республики Крым с иском о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в льготном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по тем же основаниям.

В марте 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением относительно вынесенного решения об отказе в назначении пенсии. В письме от ДД.ММ.ГГГГ Калита И.В. пояснили, что льготный стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет 11 месяцев 25 дней – это менее требуемого для назначения пенсии стажа 30 лет.

При этом, истец полагает, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении (1 год и 6 месяцев за 1 год работы), а не в календарном, как это учтено ответчиком

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 октября 2021 года исковые требования Калита Ирины Владимировны - удовлетворены.

Включены Калита Ирине Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении один год за полтора года, следующие периода работы без учета нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым назначить Калита Ирине Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года

В апелляционной жалобе ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике ФИО4 просит вышеуказанное решение отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Калита И.В. отказать в полном объеме.

В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла трудовую деятельность на должности <данные изъяты>. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 данная должность отсутствует. В соответствии с п. «б» ст.5 Правил № 781 лицам, работающим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложения год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Должность <данные изъяты>, в данном Перечне отсутствует. Таким образом, законных оснований учитывать 1 год и 6 месяцев за 1 год работы в должности <данные изъяты> в льготном порядке, для назначения досрочной страховой пенсии, не имеется. Кроме того, ответчик указал, что в своем решении суд ссылается на должностную инструкцию медицинской сестры-анестезиста, которая определяет должностные обязанности права и ответственность медицинской сестры-анестезиста, но не указывает отношение к вышеуказанной инструкции имеет Калита И.В. так как инструкция, в данном случае, носит декларативный характер. <данные изъяты> не представлено ни одного внутреннего документа (приказ, должностная инструкции и т.д.) подтверждающего исполнение обязанностей медицинской сестры-анестезист, именно истцом. В материалах дела имеются документы об образовании Калита И.В младшего специалиста по специальности <данные изъяты> и удостоверение о повышении квалификации no специальности <данные изъяты> документ, подтверждающий обучение Калита И.В. по специальности «медицинская сестра-анестезист», отсутствует. Ходатайство профсоюза работников здравоохранения РФ «о назначении досрочной пенсии сотруднику больницы в связи с тем, что выполняемая ею работа согласно должностной инструкции соответствует перечню должностных обязанностей сестры-анестезистки, то есть отождествляется с работой сестры-анестезистки» носит характер уведомления о представлении тождественности профессий председателя профсоюзного комитета организации. Ходатайство профсоюза работников здравоохранения РФ не может быть основанием для расчета специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, в льготном исчислении. Таким образом, правовых оснований отожествлять должность <данные изъяты> и «медицинской сестры-анестезиста», не имеется.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым правопреемником – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца Осипко Л.Б. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения. Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, причину неявки суду не сообщил.

Исследовав материалы дела, выплатное дело Калита И.В., проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.

Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судом первой инстанций выполнены не были.

    Так, из материалов дела следует, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Калита И.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа (л.д. 25).

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по тем же основаниям.

В марте 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением относительно вынесенного решения об отказе в назначении пенсии. В письме от ДД.ММ.ГГГГ Калита И.В. пояснили, что её льготный стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет 11 месяцев 25 дней – это менее требуемого для назначения пенсии стажа 30 лет (л.д. 27).

В соответствии с письмо пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца в календарном порядке были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации 3 месяца 7 дней и нерабочие (праздничные) дни устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ. Итого льготный стаж составил 20 лет 11 месяцев 25 дней, что менее требуемых для назначения пенсии 30 лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Калита И.В. и возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы в льготном исчислении 1 год и 6 месяцев за 1 год работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, указав о том, что проанализировав представленные стороной истца доказательства, в том числе диплом младшего специалиста, выданный в 1995 году, диплом о повышении квалификации, выданный в 2020 году, перечень рабочих мест, производств, работ и должностей, работников которым подтверждено право на льготы и компенсации за вредные условия труда, ходатайства Председателя профсоюза <данные изъяты> должностную инструкцию <данные изъяты>, можно сделать вывод, что обязанности истца, и характер выполняемой работы тождественны обязанностям, предусмотренным Положением о медицинской сестры-анестезисте отделения анестезиологиии – реанимации, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 27.07.1979 года №501.

Судебная коллегия не соглашается с вышеуказанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В целях реализации ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Абзацем третьим пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", применяемому к периодам с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. установлено, что исчисление сроков выслуги врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.

Для учета трудовой деятельности лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066; для учета периодов работы с 01 января 2002 г. применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781.

Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико - санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, льготный порядок исчисления предусмотрен, в том числе для операционных медицинских сестер, акушерок, отделений хирургического профиля стационаров, а также медицинской сестры перевязочных в отделениях определенного профиля.

Указанное свидетельствует о том, что законодатель предусматривает возможности включения в специальный стаж в льготном порядке времени работы в отделениях хирургического профиля, в том числе в должности операционной медицинской сестры, акушерки, и медицинской сестры перевязочной в отделениях определенного профиля.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> Калита И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности <данные изъяты> (л.д. 24 выплатного дела).

Вышеуказанными Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев должность медицинской сестры палаты новорожденных не предусмотрена.

Судебная коллегия также не находит оснований для отнесения палаты новорожденных в которой работала истец к отделениям хирургического профиля, исходя из следующего.

Приказом Минздрава СССР от 29.12.1983 N 1495 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций» в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 09.01.1986 N 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» было предусмотрено, что стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах (самостоятельных) или родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей. Стационар включал в себя родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.

Письмом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997 N 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» разъяснено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 29.01.1999 N 28, утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, отделение новорожденных в него не входит.

В связи с изложенным, к отделениям хирургического профиля родильного дома (как самостоятельного учреждения либо как структурного подразделения больницы) относятся структурные подразделения, предназначенные для оказания родовспоможения, к числу которых отделение новорожденных не относится.

Согласно Положению об отделениях для новорожденных и недоношенных детей городских и областных больниц, утвержденному Приказом Минздрава СССР от 20.04.1983 N 440, отделения для новорожденных и недоношенных детей детских городских и областных больниц являются структурными подразделениями лечебно-профилактических учреждений, основными задачами отделения являются оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей. Проведение операционных вмешательств и хирургических манипуляций новорожденным в задачи отделения новорожденных не входят.

Приказом Минздрава СССР от 08.04.1980 N 360 было утверждено Положение о медицинских работниках родильных домов и женских консультаций. Согласно п. 5 Положения о медицинской сестре (палатной) по обслуживанию новорожденных акушерских стационаров, медицинская, сестра по обслуживанию новорожденных осуществляет оказание новорожденным надлежащего ухода и лечения в соответствии с назначением лечащего врача, контроль за санитарно-гигиеническим содержанием палат и прилегающих к ним помещений, целостность и сохранность находящегося в ее ведении медицинского и хозяйственного оборудования, контроль за работой младшего медицинского персонала.

При осуществлении своей работы медицинская сестра обязана: принимать при вступлении на работу от предыдущей смены сведения о числе детей, их состоянии, о назначениях врача в отношении лечения и питания новорожденных; сверять совместно с медсестрой, сдающей дежурство, медальон каждого ребенка с записями в «Истории развития новорожденного», выполнять все лечебные и санитарно-гигиенические назначения врачей; помогать врачу при выполнении диагностических и лечебных манипуляций; наблюдать за правильностью кормления новорожденных матерями и осуществлять питание детей, находящихся на смешанном или искусственном вскармливании; сообщать врачу-педиатру о всех новорожденных, в состоянии которых произошло ухудшение и др.

Доказательств того, что характер выполняемой истцом работы в должности <данные изъяты>, отличался от функционала медицинской сестры по обслуживанию новорожденных, предусмотренного указанным выше Положением, и позволял отнести отделение для новорожденных к отделениям хирургического профиля (например, доказательства оказания средним медицинским персоналом отделения новорожденных медицинской помощи с выполнением каких-либо хирургических манипуляций), в материалах дела не имеется, истцом не представлено.

Оснований для отнесения данного отделения новорожденных к отделениям анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии также не имеется. Допустимых и достоверных доказательств того, что истец осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды в палате анестезиологии-реанимации или реанимации и интенсивной терапии отделения новорожденных, не представлено.

Кроме этого из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что Калита И.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н).

Из вышеприведенного следует, что периоды работы, в том числе с особыми условиями труда, по льготной профессии после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица не усматривается, что за Калита И.В. производилась уплата страховых взносов по льготному коду профессии (27-ГДХР) с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования, о возложении на работодателя <данные изъяты> обязанность произвести корректировку сведений ИЛС и предоставить пенсионному органу сведения о работе с учетом кода особых условий труда, истцом не заявлены. Не указание работодателем в выписке из ИЛС льготного кода Калита И.В. не оспаривается.

С учетом изложенного, вывод суда о наличии оснований для включения спорных периодов работы истца в должности медицинской сестры палаты новорожденных акушерско-гинекологического отделения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, является незаконным.

Таким образом, специальный стаж истца, на момент обращения в пенсионный орган составил менее 30 лет, исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию с момента обращения также не подлежат удовлетворению и в указанной части решение суда также подлежит отмене.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

    Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 октября 2021 года отменить, в иске Калита Ирине Владимировне – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-880/2022 (33-11912/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Калита Ирина Владимировна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Подлесная Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
15.12.2021Передача дела судье
18.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2022Передано в экспедицию
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее