УИД 37RS0010-01-2022-002147-59
Дело № 2-1906/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года г. Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего по делу – судьи Тимофеевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Петрас М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г.Иваново, действующего в интересах Бросова ФИО13, к Департаменту здравоохранения Ивановской области, ОБУЗ "Городская клиническая больница №3 г.Иванова" о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом за счет средств бюджета, взыскании денежных средств,
установил:
Прокуратурой Советского района г.Иваново проведена проверка по обращению Бросовой О.С. по вопросу обеспечения ее супруга Бросова М.А., инвалида третьей группы, жизненно необходимым лекарственным препаратом.
Бросов М.А. страдает заболеванием - энцефаломиелит с преимущественным поражением зрительных нервов, является инвалидом <данные изъяты> группы (справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ №). Врачебной комиссией поликлиники № ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду жизненных показаний нуждаемости и терапии лекарственными препаратами, назначен препарат "<данные изъяты>" (<данные изъяты>). В связи с необеспечением его медицинским препаратом Бросов М.А. потратил собственные денежные средства на его приобретение. Необходимое лечение на данный момент не окончено, требуется обеспечение Бросова М.А. медицинским препаратом.
Исходя из этого, прокурор, с учетом изменений исковых требований, просил суд обязать Департамент здравоохранения Ивановской области обеспечить Бросова М.А. жизненно необходимым лекарственным препаратом "<данные изъяты>" до минования надобности, взыскать с него в пользу Бросова М.А. денежные средства в размере 76.000 руб., затраченные на приобретение данного препарата; обязать ОБУЗ "Городская клиническая больница №г.Иванова" произвести лечение Бросова М.А. препаратом "<данные изъяты>" в соответствии с назначением врачебной комиссии поликлиники № ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" (с учетом уточнений).
В судебное заседание истец Бросов М.А. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании требования прокурора поддержал в полном объеме. Пояснил, что в связи с отсутствием в медицинском учреждении медицинского препарата "<данные изъяты>" он для скорейшего лечения приобрел самостоятельно данный препарат, который был введен ему в ходе стационарного лечения.
В судебном заседании прокурор района Савина Е.Э. заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на изложенные в иске доводы.
Представитель Департамента здравоохранения Ивановской области по доверенности Вохмянин П.С. исковые требования не признал. Полагал, что у Департамента отсутствуют правовые основания для решения вопроса о предоставлении истцу бесплатно лекарственного препарата «<данные изъяты>", поскольку введение данного препарата может быть осуществлено только стационарно. Считал, что Департамент является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ОБУЗ «Городская клиническая больница № г.Иванова» в судебное заседание не явился. Ранее пояснил, что лекарственный препарат для Бросова М.А. медицинским учреждением приобретен, необходимое лечение в декабре 2022 года ему будет проведено.
Представитель третьего лица ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Бросов М.А. страдает заболеванием - энцефаломиелит с преимущественным поражением зрительных нервов, является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ (справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как следует из справки ФГБНУ "Научный центр неврологии", Бросову М.А. рекомендовано проведение терапии <данные изъяты>.
Врачебной комиссией поликлиники № ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду жизненных показаний нуждаемости и терапии лекарственными препаратами, назначен препарат "<данные изъяты>" (<данные изъяты>).
Согласно заключению главного внештатного специалиста - невролога Ляминой Н.В. Бросову М.А. показано проведение терапии "<данные изъяты>" по схеме, рекомендованной ФГБНУ "Научный центр неврологии"
В соответствии с инструкцией по медицинскому применению указанного препарата его вводят только при наличии необходимых условий для проведения реанимационных мероприятий под тщательным наблюдением онколога, гематолога или ревматолога. То есть препарат должен вводиться в условиях круглосуточного стационара.
По вопросу лекарственного обеспечения истец обратился в ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова".
ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт № на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН:<данные изъяты>).
Согласно акту приема-передачи, указанный препарат поступил ДД.ММ.ГГГГ. По просьбе пациента лечение было начато раньше запланированного срока с применением приобретенного пациентом препарата.
В условиях отделения препарат был введен Бросову М.А. в дозе 500 мг в/в капельно в первое введение ДД.ММ.ГГГГ (сроки госпитализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и 500 мг в/в капельно во второе введение ДД.ММ.ГГГГ (сроки госпитализации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с предварительной премедикацией по установленным рекомендациям.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определено, что организация охраны здоровья осуществляется путем организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.
Частью 2 ст. 9 указанного закона закреплена ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности.
В силу положений ст. 37, ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В силу положений п. 1 и п.5 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Как следует из указанных положений закона, виды лекарственных препаратов, которые могут быть назначены по решению врачебных комиссий, не ограничены каким-либо перечнем.
Лекарственный препарат «Ритуксимаб» назначен пациенту врачебной комиссией, следовательно, в силу вышеуказанных положений закона, Бросов М.А. подлежал обеспечению указанным препаратом в рамках оказания ему медицинской помощи бесплатно.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Ивановской области, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее по тексту – Положение), Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управлением и координацию по вопросам охраны здоровья граждан, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан на территории Ивановской области (п.1.1).
В соответствии с пунктами 2.1 – 2.4 Положения Департамент осуществляет следующие полномочия: участие в осуществлении на территории Ивановской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, в том числе в сферах фармацевтической деятельности и обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения; осуществление комплексного анализа и прогнозирования функционирования и развития системы здравоохранения Ивановской области, разработки показателей эффективности развития отрасли здравоохранения, создания условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; разработку проектов правовых актов Ивановской области по вопросам охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения на территории Ивановской области; проведение анализа практики применения правовых актов Ивановской области по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента; систематический мониторинг правовых актов Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области на их соответствие федеральному законодательству и законодательству Ивановской области по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Департамента, своевременная подготовка проектов правовых актов о внесении изменений в правовые акты Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области по результатам проведенного мониторинга; разработку и реализацию программ Ивановской области в сфере охраны здоровья граждан, в том числе в сфере здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, участие в реализации федеральных целевых программ в указанных сферах.
При решении вопроса о реализации государственных гарантий на бесплатное обеспечение граждан лекарственными препаратами Департамент должен использовать весь комплекс предоставленных ему полномочий для решения соответствующих вопросов в отношении конкретных граждан.
Как установлено судом, надлежащих мер по реализации предоставленных полномочий согласно вышеуказанному Положению с целью своевременного обеспечения истца необходимым ему лекарственным препаратом Департаментом не принято.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку введение препарата осуществляется стационарно, обязанность по его приобретению не может быть возложена на Департамент, суд находит несостоятельными.
Бросов М.А. подлежал обеспечению данным препаратом в рамках государственных гарантий при оказании медицинской помощи бесплатно.
Финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета Ивановской области, поскольку данный препарат не входит в стандарт оказания медицинской помощи, не предусматривается территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1.2 Положения Департамент осуществляет организацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении учреждений и фармацевтических организаций.
В рамках своих полномочий Департамент вправе установить порядок приобретения лекарственных препаратов подконтрольными ему медицинскими учреждениями в целях предотвращения необоснованного отказа гражданам в медицинской помощи.
Однако соответствующий контроль за обеспечением истца лекарственным препаратом, проведением ему лечения данным препаратом стационарно, ответчиком не обеспечен.
Для проведения лечения Бросов М.А. самостоятельно приобрел необходимый ему препарат, общий размер расходов составляет 76.000 руб. Несение им данных расходов подтверждено документально.
Именно этот препарат был введен ему лечебным учреждением в целях реализации назначенной врачебной комиссией схемы лечения, что сторонами по делу не оспаривалось, подтверждается материалами гражданского дела.
С учетом этого, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд считает исковые требования прокурора в части возложения на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанности возместить расходы Бросова М.А. на приобретение препарата в размере 76.000 руб. за счет средств бюджета Ивановской области подлежащими удовлетворению.
Согласно решению врачебной комиссии, назначен определенный курс применения данного препарата, состоящий из трех этапов. Как следует из материалов дела, два курса применения препарата проведены, препарат для лечения Бросова М.А. ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" для третьего курса приобретен. Следовательно, правовые основания для возложения на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанности по обеспечению пациента указанным препаратом у суда отсутствуют.
При этом суд полагает необходимым возложить на ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" обязанность произвести лечение Бросова М.А. препаратом "Ритуксимаб" в соответствии с назначением врачебной комиссии поликлиники № ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" в ДД.ММ.ГГГГ года.
С учетом положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с Департамента здравоохранения Ивановской области в доход бюджета городского округа Иваново, ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые Прокурора Советского района г.Иваново – удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента здравоохранения в пользу Бросова ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства в сумме 76.000 руб.
Возложить на ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" обязанность произвести лечение Бросова ФИО15 препаратом "<данные изъяты>" в соответствии с назначением врачебной комиссии поликлиники № ОБУЗ "Городская клиническая больница № г.Иванова" в декабре 2022 года.
В удовлетворении остальной части иска - отказать
Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Тимофеева
Мотивированное решение составлено 25.10.2022