Дело № 2-420/2022
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при секретаре Хавроновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «<адрес>», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия в интересах неопределенного круга просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> (далее - МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, обязать администрацию МО «<адрес>» выделить денежные средства в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение соответствующих мероприятий.
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Установлено неисполнение образовательным учреждением требований предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Тугутова С.Б. исковые требования уточнила, просила суд обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для устранения МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> следующих нарушений требований пожарной безопасности: обеспечения открытия дверей эвакуационных выходов из здания по направлению выхода из здания; обеспечения соответствия размера эвакуационного выхода из групповой ячейки второго этажа, ведущего на наружную эвакуационную лестницу, требуемым размерам. Обязать МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> в течение 4 (четырех) месяцев с момента выделения денежных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности: обеспечить открытие дверей эвакуационных выходов из здания по направлению выхода из здания; обеспечить соответствие размера эвакуационного выхода из групповой ячейки второго этажа, ведущего на наружную эвакуационную лестницу, требуемым размерам. Не возражала против принятия судом признания ответчиком иска.
Представитель ответчика ФИО2 развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> по доверенности Дашиев Э.Ж., заведующая ФИО2 развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> Чимрова И.Ю., представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» Дагбаев Е.Ю. исковые требования признали; от заведующей ФИО2 развития ребенка – детский сад № «Радуга» Чимровой И.Ю. поступило письменное заявление о признании исковых требований, в котором указала, что последствия принятия судом признания иска ответчиком ей разъяснены и понятны, о том, что судом может быть принято решение об удовлетворении исковых требований.
Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Часть 7 этой же статьи закрепляет ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
Пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления образования в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением.
Согласно Уставу Учредителем Учреждения является Администрация МО «<адрес>», собственником имущества является муниципальное образование «<адрес>».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органами государственного пожарного надзора проведена плановая проверка соблюдения мер пожарной безопасности в здании ФИО2 развития ребенка – детский сад № «Радуга» по адресу: <адрес> (основной корпус), <адрес> (дополнительный корпус). В ходе проверки выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, на основании чего руководителю Учреждения выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № «Радуга» частично исполнены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес> (основной корпус), <адрес> (дополнительный корпус), не исполненными остаются нарушения в части обеспечения открытия дверей эвакуационных выходов из здания по направлению выхода из здания по адресу: <адрес> (основной корпус); обеспечения соответствия размера эвакуационного выхода из групповой ячейки второго этажа, ведущего на наружную эвакуационную лестницу, требуемым размерам по адресу: <адрес> (дополнительный корпус).
Наличие указанных нарушений ответчиками не оспорено, доказательств устранения нарушений не представлено.
Суд соглашается с доводами иска о том, что несоблюдение ответчиками нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к пожарной безопасности зданий, создает угрозу жизни и здоровью, а также нарушает права и свободы неопределенного круга лиц.
Перечисленные выше нормы права обязывают МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, в данной части требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учредителем МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты>» является Администрация муниципального образования «<адрес>».
Таким образом, в полномочия Администрации МО «<адрес>» входит организация содержания и режима работы в образовательных учреждениях.
Учитывая, что Администрация МО «<адрес>» как учредитель МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> обязана финансировать деятельность учреждения, исковые требования прокурора об обязании Администрации МО «<адрес>» осуществить финансирование для устранения нарушений требований пожарной безопасности в образовательном учреждении являются обоснованными и также подлежат удовлетворению.
Согласно статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнения участников процесса, а также то, что для решения вопроса финансирования в рамках бюджетного законодательства требуется значительное время, а непосредственное устранение нарушений возможно лишь после выделения денежных средств, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда для Администрации МО «<адрес>» – 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по требованиям, предъявленным к МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты>», - 4 месяца со дня выделения денежных средств учредителем.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «<адрес>» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом финансирования за счет бюджетных средств, представленных доказательств о материальном положении ответчика суд полагает возможным освободить от уплаты государственной пошлины МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты>
Рукововдствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «<адрес>», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для устранения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> следующих нарушений требований пожарной безопасности:
обеспечения открытия дверей эвакуационных выходов из здания по направлению выхода из здания;
обеспечения соответствия размера эвакуационного выхода из групповой ячейки второго этажа, ведущего на наружную эвакуационную лестницу, требуемым размерам.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты> в течение 4 (четырех) месяцев с момента выделения денежных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности:
обеспечить открытие дверей эвакуационных выходов из здания по направлению выхода из здания;
обеспечить соответствие размера эвакуационного выхода из групповой ячейки второго этажа, ведущего на наружную эвакуационную лестницу, требуемым размерам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.М. Фёдорова
Решение в окончательной форме принято 14 июня 2022.